Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179

«Детский сад присмотра и оздоровления»

Конспект занятия по экологии

в средней группе

«День рождения Земли»

Составила:

Воспитатель

Маскалева Е.А.

г. Кемерово 2016 г.

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весны. Расширять представления детей о луговых цветах. Дать представления о посадке цветов, формировать трудовые навыки, умение поливать растение из лейки; формировать заботливое отношение к растениям. Воспитывать интерес к выращиванию растений.

2. Развивать речь детей; расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать двигательную активность, мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие. Формировать правильное дыхание.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением луговых цветов, чтение стихов, рассказов, загадывание загадок; посадка лука, наблюдение за изменениями, которые произошли с посеянными семенами.

Материалы: влажные салфетки, горшочки с землей, лейки, семена цветов, костюм - Земля, игрушка пчелка, дидактическая игра «Соберем цветок»

Ход занятия:

(Входит воспитатель в костюме матушки Земли с глобусом)

Земля: Здравствуйте, ребята меня зовут матушка Земля. Вы можете удивляться! Земля - наш общий дом! Живут в нём звери, птицы и мы с тобой живём!

Посмотрите какая красивая наша планета (рассматриваем глобус)

Какого цвета на глобусе больше всего? (синего) Это вода: моря, океаны.

Какой ещё есть цвет на глобусе?

Зелёный – это леса и поля,

Коричневый – это горы,

Желтый – пустыни,

Белый – льды.

Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, про какое время года я говорю.

Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки,

Греет солнышко с утра

В гости к нам пришла...

Дети: Весна.

Земля: Правильно дети, пришла Весна. А какие признаки весны вы знаете. (Стало тепло, прилетели из теплых стран птицы, проснулись насекомые, распустились первые цветы). Как много вы знаете о весне молодцы. А еще весной 22 апреля, все люди на земном шаре отмечают мой день рождения. Я видела как, вы готовились к моему дню рождения, ваши папы сделали и повесили скворечники, вы убрали мусор на участке. Поэтому я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по планете земля.

Ждет нас в гости луг зеленый:

Травы, птицы и цветы

Небывалой красоты.

Как птицы в небо полетим,

Мы новое узнать хотим.

(Дети летят «как птички», в это время на экране идет презентация «Лес»)

Первая наша остановка – это лес. Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "правильно ", если плохо, то все вместе говорим "не правильно "!
1.На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой -
Мусор унесли с собой! (Правильно)
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать? (не правильно)
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста -
Не осталось ни цветка! (не правильно)
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой? (не правильно)
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! (Правильно)
6. Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут! (Правильно)
7.Муравьиный дом в глуши –
Ты его растормоши
Муравьишкам помоги,
В банку их собери. (не правильно)

9.В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнезд не разоряй.
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!(Правильно)

Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Теперь мы можем отправляться дальше. (Звучит песня «Облака»: музыка Владимира Шаинского, слова Сергея Козлова. Дети делают плавные движения руками влево – вправо.)

Вторая наша остановка это луг. Как тут красиво, сколько цветов выросло на лугу.

(На лугу сидит пчелка)

Земля: Посмотрите, ребята на лугу сидит пчелка, она очень грустная, потому что кто - то сорвал все цветы на лужайке. Помогите пчелке собрать цветы.

Д\игра « Соберем цветы»

Земля: Пчелка поблагодарила вас ребята, ей очень нравятся цветы, которые вы для нее собрали. А вы любите цветы? Хотите, что бы в нашем детском саду было так же красиво как на этом лугу? А из чего растут цветы? (из семян ).

Пчелка обещала нам помочь найти семена, если мы ответим на ее вопросы.

Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т. д.)

Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т. д)

Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

Когда на улице светло? (днем)

Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т. д)

Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

Что делают пчелы? (собирают нектар)

Пчелка: Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы, за это я подарю вам семена цветов, а вы их подарите земле. Посеете эти семена в землю, польете, и будете за ними ухаживать. А Земля подарит вам красивые цветы.

Земля: Спасибо тебе пчелка, а нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.

(Дети змейкой за воспитателем подходят к столам с горшочками)

Земля: Чтобы у нас стало так же красиво, как на лугу, мы с вами посеем семена цветов, которые подарила нам пчелка. Посмотрите, у вас стоит горшочек с землей. Какая земля? (ответы детей), что бы посадить в нее семена надо сделать палочкой небольшую ямку, ее называют лункой. Вам нужно взять одно семечко, положить его в лунку и палочкой засыпать землей (показываю).

А что бы семечко быстрее проросло, надо сказать, волшебные слова:

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в лунку на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли.

Земля: Теперь землю нужно полить водой. Поливать мы будем из лейки (показываю). Я прислоняю лейку с водой к краю горшочка и осторожно наклоняю ее. Поливать нужно по краям горшочка.

(Дети сеют семена цветов, воспитатель помогает, хвалит детей)

Земля: А теперь ребята, возьмите свои лейки и полейте семена цветов .(Дети поливают цветы)

Земля: Молодцы ребята, все справились! Давайте, разместим наши горшочки в природном уголке. Здесь мы будем ухаживать за семенами, чтобы из них выросли красивые цветы.

Земля: Ребята, на каком празднике вы сегодня были? (День рождения земли) Какой подарок подарила вам пчелка? (семена цветов). А что вы сделали с семенами? (посадили их в землю). Как вы их сажали? (сделали лунку, посадили семечко, полили из леечки).

Дети идут мыть руки.

Тема: « Наша Земля»

Цель:

Систематизировать представления детей об условиях жизни на Земле

— активизировать знания о том, что в разных местах Земли условия разные, но несмотря на это человек растения и животные приспособились жить почти везде

Воспитывать чувство гордости за свою планету, желание беречь её

Побудить детей к к выражению добрых намерений в рисунке

Предварительная работа : прочитать рассказы о Земле, о природных зонах.

Материалы: глобус, картина Земли в космическом пространстве, 2 куклы, одетые как инопланетяне, коробка с маленькими бумажными звёздочками; материал для изобразительной деятельности: клей-карандаш, бумага для рисования размером 6х10 и разного цветового фона, ватман.

Ход занятия

Воспитатель сообщает о том, что скоро — 22 апреля — люди всего земного шара будут отмечать День Земли. Все, кто живёт на планете, должны любить её, заботиться о ней.

Воспитатель читает стихотворение:

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей -

Частица великой

Отчизны моей.

В это время раздаётся стук в дверь. Кто-то оставил телеграмму под дверью: «Неизвестные существа прилетели на НЛО. Они скоро посетят ваш детский сад и хотят, чтобы ребята рассказали им о своей планете Земля».

Воспитатель, познакомив ребят с телеграммой, предлагает им подумать о том, что они будут рассказывать пришельцам о нашей планете. А сам тем временем идёт встречать гостей – инопланетян.

Воспитатель приносит с собой двух кукол, одетых как пришельцы с других планет. Они приносят с собой коробку с маленькими звёздочками.

Гости рассказывают, что они с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому они решили переселиться на другую планету. На Юпитере тоже слишком холодно, а на Венере и Меркурии очень жарко.

Воспитатель просит детей рассказать инопланетянам, какие условия для жизни на Земле. Дети рассказывают о том, что наша планета уникальная. Это единственная планета в Солнечной системе, где есть жизнь. На планете

Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух — можно дышать, есть пресная вода — можно пить, есть чем питаться.

Воспитатель ставит глобус, расставляет картины с изображением природных зон. Задаёт следующие вопросы (каждый раз соотнося место на глобусе с картиной)

1. Есть ли на земле воздух (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли — атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания (растениям, животным и человеку). Педагог предлагает детям показать инопланетянам, как они дышат.

2. Есть ли на Земле вода? Где она находится (Дети показывают на глобусе океаны, реки и озёра) Кому нужна вода для жизни? Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня, Как там живется (трудно) .В каких местах есть пресная вода (в реках, в озёрах) .А в каких местах нашей планеты много воды (в океанах и морях- показ на глобусе) .Она пригодна для питья (Нет) Почему (Она горько-солёная) .

3. Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно (показ детьми на глобусе полярных зон: Арктика и Антарктика) Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде?

В каких местах очень жарко (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно (степи, лесостепи, леса). Дети рассказывают куклам, как они одеваются в холод и в жару.

Воспитатель коротко подводит итог: « Дорогие пришельцы! Земля — единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. Оставайтесь с нами, и вы также полюбите её, как и все мы, земляне.»

Воспитатель ставит на небольшой столик глобус. Дети вместе с куклами-инопланетянами образуют круг вокруг глобуса.

Воспитатель напоминает детям, что скоро день рождения планеты Земля. Просит нарисовать рисунки о Земле.

Дети садятся. Воспитатель показывает детям картину с изображением контура Земли. Поясняет, что в кругу разместятся их рисунки- с изображением того, что дети хотели бы видеть на Земле (цветы, грибы, деревья, травы, ягоды, птицы, бабочки и т. д.).

Дети приступают к выполнению рисунков.

Воспитатель вместе с инопланетянами ходит, уточняет, что дети рисуют, помогает им.

Затем воспитатель с детьми наклеивает рисунки на ватман. Инопланетяне награждают детей небесными звёздочками. Плакат вывешивают в раздевалке в День Земли на обозрение родителей.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Тип проекта – познавательно-исследовательский.

Возраст детей – средний и младший дошкольный.

Продолжительность проекта - 2 недели.

I этап

Цель проекта – развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий;

воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.

Задачи :

Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

Расширять представления детей о жизни диких и домашних животных весной;

Расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы

Развивать продуктивную деятельность детей,творческие способности;укреплять здоровье детей, проводить закаливающие процедуры;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

II этап

Подготовка к внедрению проекта.

  1. Подобрать методическую литературу по теме.
  2. Подобрать художественную литературу для чтения детям.
  3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
  4. Составить перспективный план мероприятий.

III этап

Выполнение проекта.

Социализация

Дидактические игры: «Дикие и домашние животные»,

«Времена года», «Когда это бывает?», «Что такое хорошо?», лото «Мир растений», лото «Мир животных»,

«Кто где живет», «Посели в домики».

Словесные игры: « Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию» , «Какие цветы ты знаешь?» , «Кто что ест и как кричит?».

Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу».

Познание

Наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;

Наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;

Рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; рассматривание первоцветов;

Ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;

Наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны;

Рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;

Рассматривание плаката на тему «Как вести себя в лесу?»;

Рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»;

Заучивание пословиц, поговорок о весне.

Коммуникация развитие речи

Общение «Мы - друзья природы».

Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья»

Ситуации: «Что бы ты сделал, если бы увидел как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?»

Чтение художественной литературы

С Маршак «Весенняя песенка»

М.Сырова «Подснежник»

Е.Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»

К Ушинский « Утренние лучи»

М.Пришвин «Разговор деревьев»

В.Орлов «Ты скажи мне, реченька»

С Погореловский «Апрельский дождик»

А Прокофьев « Березка»

В.Сухомлинский «Рогатка и воробьиное гнездо» и др.

Художественно- эстетическая деятельность

Праздник для детей «Весенний хоровод»

Изучение песен: «Дождик», «Ласточка», «Весна»

Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.

Физкультурно- оздоровительная деятельност

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках»

Физкультминутка «Животные в лесу», «Божья коровка»и др.

Игровые упражнения «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку» и др.

Развивающая среда

Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения» и др.

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений»

Плакат « Птицы нашего края»

Плакат «Животные»

Художественные произведения и иллюстрации к ним

Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.

Трудовая деятельность

Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на участке детского сада, в группе.

Уборка территории детского сада.

Приведение в порядок клумб.

Посев семян цветочных культур в рассадные ящики.

Продуктивная деятельность

Рисование на тему «Расцвели красивые цветы»

Лепка «Забавные животные»

Рисование «Весенний лес»

Аппликация (коллективная) «Красивый букет»

Аппликация «Яркое солнце светит»

Рисование «Ветка с листочками»

(Самостоятельная творческая деятельность)

Работа с родителями

Привлечение родителей к сбору семян и посадочного материала для посадки на территории детского сада.

Совместная работа родителей и детей на тему: «Мы - друзья природы»

Консультация для родителей и оформление папки – передвижки « Научите детей любить природу!»

IV этап

Презентация проекта

1. Музыкальный праздник «Весенний хоровод».

2. Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Мы – друзья природы!».

3. Оформление альбома «Растения нашего края».

Цели:

1. Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.

2. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

3. Воспитание экологической культуры.

4. Способствовать выполнению посильных « добрых дел».

Ход праздника:

Дети под музыку входят в зал, где их встречает Старичок-лесовичок.

Ведущий : Дедушка, кто ты?

Лесовичок : не знаю…

Я зимой все время спал,

А во сне я все летал

Где я? Сожет, на Луне?

Дети: Нет! На Земле!

Лесовичок : Вы очень удивитесь:

Земля-мой дом родной.

Живут тут звери, птицы…

А вы?

И вы живете тут со мной?

Дети : Да!

Лесовичок : А какое сейчас время года? Все еще зима?

Дети : ответы (добиться ответа «весна»)

Лесовичок : А вы уверены? И как же вы об этом узнали?

Дети : называют приметы весны

Ведущий : Лесовичок, послушай-ка как птицы весело щебечут!

Дети исполняют песню-танец «Маленькие птички»

Лесовичок : Ай, молодцы! Разбудили старика, старика-лесовика! Знать, земля проснулась, солнцу улыбнулась… А что ж я здесь сижу, пора мне в зеленое царство. Пойдемте же со мной, я и вас приглашаю!

Дети проходят по дорожке с препятствиями

Лесовичок : По тропинке очень узкой пробираться всем нам нужно

И бревно перешагнем, и над кочкой прыгнем дружно

Под корягой проползем,

Так и в царство попадем!

Вот и добрались! Добро пожаловать в мое царство! Устали? Садитесь на пенечки! Поиграем мы немножко: похлопаем в ладошки, потопаем ножками. Если я буду говорить что-то неправильно, вы топаете ножками, а если все правильно, то хлопайте в ладошки.

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку накопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Ведущий : Ой, что-то капает с неба.

Лесовичок: Это весенний дождик землю умывает

Ведущий: А мы, Лесовичок, знаем песенку про дождик! Ребята, давайте ее споем.

Дети исполняют песню «Кап-кап. Тук-тук»

Ведущий : Ребята, а что же растет после дождя?

Дети: ответы

Лесовичок : Ой, а что это с цветочной поляной?

Горе, горе! Вот беда!

Кто же приходил сюда?

Что же делать? Как же быть?

Ведущий: Не печалься, дедушка, мы тебе поможем!

Ведь знают все мои друзья:

Природу обижать нельзя!

Ребята, давайте соберем мусор в пакеты, а цветы – в букеты!

Лесовичок : Спасибо, ребята! Как же красиво на полянке, теперь есть где бабочкам потанцевать!

Дети исполняют танец бабочек и жуков

Лесочичок : Машет нам ветвями лес, Полон сказок и чудес! Растите, ребята! Берегите Землю, а она вернет вам заботу о себе крепким здоровьем, щедрым урожаем, пением птиц, красотой зеленого царства. Ну а теперь же детвора в группу вам идти пора!

Дети под музыку уходят из музыкального зала

Образовательная область «Ребенок и природа»

Разработала воспитатель Козлова Любовь Николаевна, образование среднее специальное, первая квалификационная категория

Конспект занятия на тему: «День Земли»

Задачи:

познакомить детей с праздником - Днем Земли; формировать умение слушать рассказ воспитателя, отгадывать загадки, отвечать на вопросы, развивать внимание, мышление, воспитывать любовь к родной земле.

Оборудование : книга В. Орлова «Живой букварь», картинки с зимующими птицами, игрушка кошка, Доктор Айболит (воспитатель) .

Ход занятия

Воспитатель . Сегодня мы отмечаем праздник «День Земли», на которой живут люди, животные, птицы, рыбы, растения и им должно быть хорошо, а человек должен заботиться о живой природе, учиться у нее мудрости и красоте.

Воспитатель читает стихотворение В. Орлова «Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок - терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте,

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку :

Я умею чисто мыться

Не водою, язычком.

Как мне часто снится

Блюдце с теплым молоком

Воспитатель : ребята, о ком эта загадка?

Дети : о кошке.

Воспитатель. Правильно. А теперь давайте споем песню про кошечку.

Дети поют песню «Серенькая кошечка»

Воспитатель . А теперь давайте расскажем о том, как вы ухаживали зимой за птицами.

Дети . Делаем кормушки. Кормим птиц хлебными крошками, зернышками.

Воспитатель показывает картинку «Зимующие птицы ».

Воспитатель . Каких вы знаете зимующих птиц?

Дети. Воробьёв, синиц, голубей.

Воспитатель . Вы ухаживали за воробьями, синичками, голубями, но зима закончилась, скоро будет лето, и мы с вами будем ходить на луг, в лес, в поле. И я вам советую быть там осторожными.

В лесу, конечно же, очень красиво, нам всем очень нравится любоваться природой, слушать пение птиц, нюхать красивые цветы. Но там возможны свои опасности. Например, это могут быть несъедобные грибы или ядовитые ягоды, травы и если вы не уверены, что их можно кушать, лучше их не трогать и не в коем случае не кушать

А еще в лесах и на лугах могут водиться клещи, особенно в весеннее время. Укусы клещей очень опасны, поэтому лучше воспользоваться специальными мазями или кремами, которые отпугивают этих насекомых.

Ну и, конечно, самая большая опасность в лесу - это змеи и дикие животные, поэтому ходить по неизвестным местам без сопровождения взрослых нельзя.

Воспитатель. Дети, к нам в гости сегодня пришел Доктор Айболит.

Выходит Доктор Айболит

Доктор Айболит . Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые и веселые. А давайте поиграем!

Физминутка «Хомячок »

Хомка-хомка. Хомячок

Полосатенький бочок

Вместе с солнышком встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Воспитатель . Доктор Айболит, что ты нам хочешь пожелать?

Доктор Айболит . Я хочу вам пожелать чаще ходить в гости к елям и соснам, от них идет очень полезный для здоровья дух. И, конечно, нужно помнить, что это - дикая природа, а вы там в гостях. И вести себя там нужно соответственно: не ломать ветки деревьев, не разводить костры, от которых может возникнуть пожар, и не оставлять после себя мусор.

А еще я вам желаю не болеть, заниматься физкультурой, закаляться и быть всегда здоровыми и веселыми.

Воспитатель . Итак, ребята, мы сегодня познакомились с праздником - ДНЕМ ЗЕМЛИ, встретились с любимым Доктором Айболитом, отгадывали загадки и пели песни. Мне очень хочется, чтобы вы все помнили правила поведения в лесу, о которых мы сегодня говорили. Все вы молодцы!