12 апреля - Международный день полета человека в космос - на портале Международного аналитического центра Rethinking Russia вышла статья Самойловской Натальи, заместителя председателя Молодежного отделения Российского Пагуошского комитета при Президиуме Российской Академии наук http://rethinkingrussia.ru/2017/04/космическая-эра-соперничество-и-сотр/ Космическая эра: соперничество и сотрудничество

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» Ю. Гагарин

СССР и США - первые в космосе

7 апреля 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН, «напоминая о том, что 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет человека в космос, который совершил Юрий Гагарин – советский гражданин, родившийся в России» , провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Этот день стал символичной датой, ознаменовавшей начало космической эры для всего человечества.

56 лет прошло с прозвучавшего в эфире знаменитого «Поехали», которому предшествовала титаническая работа выдающихся ученых и инженеров, заложивших основы советской космической науки и промышленности. Путь СССР в космос не переставал удивлять: от полной разрухи послевоенного периода середины 1940-х гг. – к запуску первого искусственного спутника Земли ПС-1 в 1957 г., первых животных – собак Белка и Стрелка – совершивших орбитальный космический полет с успешной посадкой в 1960 г.; и наконец, к первому полету человека в космос в 1961 г.

Через месяц после полета Юрия Гагарина, 5 мая 1961 г., первым американцем в космосе стал А. Шепард, а в 1962 г. Дж. Гленн совершил полет вокруг Земли. Тем не менее, СССР продолжал удерживать первенство: В.И. Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом в 1963 г.; космонавт В.И. Леонов стал первым человеком, осуществившим выход в открытый космос в1965 г.

Космические успехи СССР стимулировали США к достижению американского лидерства, усиливали элемент соперничества, но при этом сохранялись возможности для сотрудничества. Во время президентства Дж. Кеннеди принятие программы по высадке на Луну во многом объяснялось желанием превзойти СССР. Тем не менее, с американской стороны предпринимались попытки подключить к проекту СССР. В 1962 г. было заключено первое соглашение о сотрудничестве Академией наук СССР и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США, которое стало первым шагом к сотрудничеству СССР и США по вопросам космоса. В дальнейшем сотрудничество по линии Академии наук СССР и НАСА будет играть ключевую роль в совместных космических проектах.

Последовавший через несколько месяцев Карибский кризис на этом фоне только благодаря гигантским усилиям руководств двух стран по осознанию собственной ответственности за последствия конфронтации ядерных держав привел к пониманию необходимости сохранения и формирования каналов взаимодействия во избежание катастрофы. При посредничестве ООН стали предприниматься попытки формирования правовой базы относительно возможностей ограничения размещения ядерного оружия в космосе, и в 1967 г. был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Во время президентства Р. Никсона в 1969 г. в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11» американский астронавт Н. Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну. И все же вместо «головокружения от успехов» администрация Р. Никсона предприняла эффективные попытки по налаживанию российско-американского сотрудничества для уменьшения напряженности между СССР и США. Результаты политической воли руководств США и СССР к взаимодействию превзошли все ожидания.

24 мая 1972 г. между СССР и США было подписано межправительственное соглашение, результатом которого стала экспериментальная программа «Аполлон-Союз» (ЭПАС) – первая крупная совместная программа со сближением, стыковкой и взаимным переходом космонавтов космических кораблей двух стран, реализованная в 1975 г. Параллельно, 26 мая 1972 г. был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), что завершило длительные переговоры об ограничении стратегических вооружений подписанием Временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений , но в то же время узаконило вспомогательную военную деятельность в космосе.

После совместных исторических достижений СССР и США, сотрудничество снова пошло на спад, что было обусловлено другими приоритетами администраций Дж. Картера и Р. Рейгана, а также международными политическими событиями, связанными с Афганистаном. Свою роль сыграла программа «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), активно продвигаемая Р. Рейганом, которая привела к активизации работ по космическим вооружениям в СССР вплоть до распада СССР.

Распад СССР устранил принципиальные идеологические противоречия между США и новой Россией, открыл большие возможности на пути к становлению равноправного партнерства. Самой образцовой моделью такого партнерства стало беспрецедентное сотрудничество США, России и европейских партнеров по созданию МКС. Только благодаря общим усилиям удалось завершить прорывной проект в освоении космоса человечеством. Этот проект стал примером и доказательством того, что, несмотря на все сложности, сотрудничество в военно-технологической сфере возможно, взаимовыгодно и открывает огромные возможности для мирного освоения космоса. К сожалению, очередное вмешательство политических событий, не позволило перенести успех сотрудничества на другие области и привело к очередному ухудшению российско-американских отношений.

«Выступая за все человечество»: технологии и осознание

Освоение космического пространства открыло как невероятные возможности для человеческого прогресса, так и беспрецедентные военные технологии, способные уничтожить все живое на Земле. США и Россия по-прежнему остаются самыми мощными ядерными державами в мире, поэтому осознание ответственности перед мировым сообществом является основным посылом к активному сотрудничеству, в первую очередь в двух взаимосвязанных сферах – сфере нераспространения и сфере освоения космического пространства.

Кризис в российско-американских отношениях только усиливает необходимость возвращения к практическому научно-техническому сотрудничеству двух стран в космосе, способному восстановить доверие посредством создания взаимовыгодных партнерских связей. Создание взаимозависимых космических программ может стать основой долгосрочного сотрудничества для возвращения к проблеме создания совместной системы ПРО и ее деполитизации. Немаловажным в этом направлении является интенсификация экспертно-общественного диалога, который часто играл стабилизирующую роль во время кризисных явлений российско-американских отношений.

Анализ опыта сотрудничества России и США в космическом пространстве показывает, что основную роль в разрешении противоречий играет политическая воля руководства стран к поиску компромиссов, нацеленность на совместное решение проблемы имеет наибольшую эффективность. Более того, будет ли развиваться человечество, используя технологические достижение во благо и улучшение качества жизни, или балансировать на грани ядерной угрозы, зависит от желания великих держав преодолевать возникающие трудности с полной ответственностью перед судьбой человечества.


style="margin-top: 20px; margin-bottom: 20px; border: 0px none; font-variant-numeric: inherit; font-stretch: inherit; line-height: 1.6; vertical-align: baseline;"> Новое слово «leonize» появилось в английском языке, созвучное фамилии космонавта В.И. Леонова, означающее выход в открытый космос.

Второй раунд переговоров об ограничении стратегических вооружений будет завершен в 1979 г. подписанием договора Дж. Картером и Л. И. Брежневым

Тайны лунной гонки Караш Юрий Юрьевич

Международное сотрудничество в космосе или поиск союзников в космическом «противоборстве»?

Интернационализация космоса, истинное международное сотрудничество в космосе, сотрудничество между странами или группами стран в исследовании и освоении космического пространства… На первый взгляд, за этими по сути своей весьма схожими терминами стоит одно и то же явление - взаимодействие между государствами за переделами атмосферы. Но только на первый взгляд.

На самом деле интернационализация космоса - это в настоящее время нечто идеалистическое и довольно абстрактное, ситуация, при которой «народы, распри позабыв, в единую семью объединятся» и при этом каждому государству, пусть даже самому бедному и незначительному, будет обеспечен такой же доступ в космос, что и мегадержаве. В общем, некое подобие ООН за пределами атмосферы.

Что касается истинного международного сотрудничества в космосе (на выделенном курсивом слове сделали акцент участники венской конференции), то это несколько более конкретное явление. Речь идет о равноправном взаимодействии стран в деле освоения космического пространства без учета их политических или экономических систем. И, наконец, есть (а точнее - было) сотрудничество, которое каждая из супердержав - СССР и США - во многом в пику друг другу развивали с отдельными странами или группами стран. Подобное взаимодействие, подчеркнули выступавшие на конференции, осуществляется в рамках американской и советской космических программ, служит, в первую очередь, национальным интересам Советского Союза и Соединенных Штатов и по сути своей является одной из форм соперничества в космосе между двумя сверхдержавами.

По мнению американских исследователей Харви и Сиккоритти, как США, так и СССР могли использовать механизмы ООН или же сопряженных с ней организаций для распространения в мировом сообществе сведений, полученных ими в результате исследования космоса. «Плюс» такой формы обогащения интеллектуальной копилки человечества новыми знаниями состоял в том, что при этом не требовалось ни формального соглашения, ни фактического взаимодействия между Советским Союзом и Соединенными Штатами за пределами атмосферы. Так, США, например, к тому времени уже довольно давно использовали Комитет по космосу, да и прочие органы ООН, для распространения «космической» информации.

Не упускали американцы случай и организовать небольшую международную кооперацию в рамках небольших проектов. К числу таких относились программа запуска геофизических ракет под эгидой ООН (с ограниченным участием СССР), ряд шагов по регулированию деятельности, относящейся к компетенции Международного телекоммуникационного союза (также с некоторым участием СССР).

Довольно бурную деятельность Соединенные Штаты развили и в рамках Всемирной метеорологической организации, Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации продуктов питания и т. д.

В деятельности некоторых из этих организаций принимал участие и Советский Союз. Что же касается будущего, то как СССР, так и США вполне могли предоставить в распоряжение ООН, а также ассоциированных с ней организаций, большой объем данных, полученных в результате исследования космического пространства. Однако ирония в том, что степень, в которой ООН могла распорядиться во благо человечества полученными от Советского Союза и Соединенных Штатов фактами, также зависела по меньшей мере от неформального соглашения между двумя космическими супердержавами или от их молчаливого согласия с подобной деятельностью ООН. Тем не менее, как свидетельствовала история да и развитие событий на конференции в Вене, СССР по-прежнему не приветствовал активизации и расширения роли ООН в области освоения космического пространства. На форуме в австрийской столице представители Советского Союза традиционно доложили об обширных двусторонних программах сотрудничества страны в области космоса с отдельными государствами, в первую очередь с восточноевропейскими сателлитами СССР, а также - с Францией. Кроме того, они упомянули о многосторонних программах, реализуемых Советским Союзом с участием стран «социалистического содружества», а также о намерении развивать и в будущем этот тип космического партнерства.

Что же касается Америки, она отрапортовала о своем взаимодействии как с отдельными странами, так и с группами государств, в основном в рамках уже упоминавшихся Европейской организации космических исследований - ESRO, а также Европейской организации по разработке ракет-носителей - ELDO. Проявляли США активность и в рамках тех международных космических консорциумов, в которых СССР не участвовал, как, например, «Интелсат». Более того, постепенно Вашингтону становилось все более очевидно - объединить вокруг себя страны, желающие участвовать в исследовании и освоении космического пространства, можно и без участия Советского Союза и более того - даже в пику последнему. Да и вообще советский «космический фактор» постепенно снижал свое влияние на формирование политики США в области космоса. Как отметили в 1969 г. члены Оперативной группы по космосу при Белом доме, «американское общество советские свершения в космосе… более не расстраивают. В настоящее время советские достижения уже не будут иметь того воздействия [на сознание людей], как в прошлом». Было, правда, одно «но». СССР и США продолжали ревностно отслеживать степень доступности космических программ друг друга, чтобы, не дай Бог, не дать потенциальному противнику информации о «двойных технологиях» больше, чем получил от него. По этой причине традиционная секретность, какой Советский Союз окутывал свою космическую деятельность, была одним из главных факторов, сдерживающих темпы открытия американской космической программы перед «третьими» странами».

Разумеется, при такой ситуации США были вынуждены выстраивать вокруг собственной космической деятельности барьеры, заглянуть за которые не всегда удавалось даже их ближайшим союзникам. Этот фактор, а также необходимость продолжать единоличную борьбу с СССР за космическое лидерство, ставили национальное в космической политике США над международным. Подобное распределение приоритетов неизбежно определяло особенность подхода Соединенных Штатов к сотрудничеству в космосе, при котором сотрудничество это также становилось одной из форм борьбы за ведущие позиции во внеземном пространстве. Победа определялась тем, кто больше сможет объединить вокруг себя стран, желающих и способных участвовать в освоении космического пространства.

Из книги Тайны лунной гонки автора Караш Юрий Юрьевич

Зачем Соединенным Штатам нужно было сотрудничество с СССР? Вопрос не праздный. Разве американцы в меньшей степени, чем русские, были озабочены возможностью «перетекания» своих современных технологий двойного использования в руки тех, кто мог обратить их против

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Ядерные взрывы в космосе Перспектива использования околоземного космического пространства в качестве плацдарма для размещения ударных вооружений заставила задуматься над способами борьбы со спутниками еще до появления самих спутников.Наиболее радикальным по тем

Из книги Хочу все знать! автора Томилин Анатолий Николаевич

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

4.5. Международное сотрудничество России в области обеспечения информационной безопасности Международное сотрудничество РФ в области обеспечения информационной безопасности – неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других

Из книги Загадка булатного узора автора Гуревич Юрий Григорьевич

Поиск продолжается Юрий Иванович Люндовский - коренной житель Златоуста. На плане дома, который в 1837 году перестраивал его дед, мастеровой казенных заводов Григорий Люндовский, стоит подпись самого «управителя Златоустовскими заводами П. Аносова». Подпись скреплена

Из книги Show/Observer МАКС 2011 3 автора Автор неизвестен

Сотрудничество в космосе продолжится 17 августа руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин и генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден неожиданно для всех сделали важное заявление о необходимости продолжения космических полетов в

Из книги Отечественные противоминные корабли (1910-1990) автора Скороход Юрий Всеволодович

Из книги Промышленное освоение космоса автора Циолковский Константин Эдуардович

Жизнь в космическом эфире* Мы в среде кажущегося отсутствия тяжестиВообразим себя с разными маленькими захваченными нами телами и орудиями где-нибудь в Солнечной системе, подальше или, лучше, поближе Земли. Все наши тела имеют секундную скорость в 25–30 км и потому

Из книги Баллистическая теория Ритца и картина мироздания автора Семиков Сергей Александрович

Из книги Обитаемые космические станции автора Бубнов Игорь Николаевич

НИИ В КОСМОСЕ Значение ОКС и тем более обитаемых станций как баз для научных исследований далеко не исчерпывается физикой Земли и космоса или метеорологией. Условия, в которых будет находиться орбитальная станция, позволят применить ее для других научных

Из книги 100 великих достижений в мире техники автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Взлёт, 20013 №11 автора

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В КОСМОСЕ Длительное функционирование научной ОКС невозможно без развитой сети энергоснабжения на борту станции.Пока еще не представляется возможной передача энергии с Земли прямо на борт орбитального корабля. Использование электромагнитных колебаний

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

Отели в космосе… Говорят, что «Мир» в свое время затопили столь поспешно потому, что некий американский мультимиллиардер хотел выкупить его и превратить в своего рода туристско-развлекательный центр, чего идеологи нашей космической программы никак допустить не

Из книги автора

Частники в космосе Когда более полувека тому назад начинались первые космические полеты, они были делом сугубо державным. Ныне же из космических держав, пожалуй, лишь Китай да Япония все еще считают покорение космоса государственной задачей. Остальные стали все больше

Из книги автора

«Вертолеты России» расширяют сотрудничество с Казахстаном В октябре 2013 г. холдинг «Вертолеты России» поставил Министерству внутренних дел Республики Казахстан новый вертолет Ми-171Е, построенный входящим в холдинг Улан- Удэнским авиационным заводом. Машина оснащена

Из книги автора

8.3.5.2. Сотрудничество с профессорско-преподавательским составом и самими исследователями Профессорско-преподавательский состав и ученые-исследователи всегда сами создавали (и даже определяли) задачи передовых рубежей научнотехнического прогресса, и поэтому именно эти

После распада СССР российские и американские политики задумались над трансформацией «космической гонки» в политику со-осво- ения космического пространства. Первый шаг в этом направлении был сделан в ходе совместного полета космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон» (1975). После запуска Соединенными Штатами автоматических станций для изучения газовых планет Солнечной системы (1977) и испытания ими многоразовой транспортной системы «Спэйс-Шаттл» (1981) космическая гонка возобновилась. Однако к концу 1980-х годов сторонам стала понятна бесперспективность ее продолжения: ни одна из сверхдержав не достигла превосходства в военно-космической сфере. К тому же СССР и США ощутили общность интересов перед лицом конкуренции со стороны Европейского космического агентства (ЕКА). Возникли проекты совместного изучения космического пространства силами нескольких держав.

Прекращение «первой космической гонки» во многом было связано с решением Советского Союза отказаться от орбитальных баллистических ракет. По условиям Договора ОСВ-2 (1979) СССР и США обязались не создавать, не испытывать и не развертывать частично орбитальные ракеты. Единственной системой подобного класса в то время были советские баллистические ракеты РС-Зборб (SS-9 Mod 3 «Scarp») с неограниченной дальностью полета в пределах одного витка вокруг Земли.

В 1983 году они были сняты с боевого дежурства. По условиям Договора СНВ-1 (1991) СССР отказался также от межконтинентальной баллистической ракеты РС- 18А (55-19 «8п1еь>), которая, имея дальность полета до 10 000 км, теоретически могла рассматриваться как частично орбитальная. На ее основе были созданы ракеты-носители «Стрела» и «Рокот». Действия СССР доказали, что развитие ракетно-космических технологий не обязательно ведет к милитаризации космического пространства.

Параллельно Соединенные Штаты стали разрабатывать проекты кос- мического сотрудничества на основе орбитальных станций. Еще в 1984 году НАСА объявила о намерении создать станцию «Фридом». В 1986 году Вашингтон привлек к этой работе ЕКА, Канадское космическое агентство и Японское агентство аэрокосмических исследований. Но реализовать эту идею на тот момент не удалось. Ни один из участников проекта не имел технических ресурсов для создания космических станций нового поколения 20 . На этом фоне запуск СССР первого модуля орбитатьной станции «Мир» («Салют-8») 19 февратя 1986 года был воспринят как заметное отставание США в области освоения ближнего космоса.

В начале 1990-х годов интерес к международным программам развития космонавтики проявила и Российская Федерация. Причиной тому стало сокращение финансирования российских космических исследований в условиях структурного кризиса экономики. США, со своей стороны, также были заинтересованы в развитии такого партнерства, отдавая должное советскому опыту в создании орбитальных станций. 17 июня 1992 года президенты Б. Н. Ельцин и У. Клинтон подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Проблемы сотрудничества в космосе стали регулярно обсуждаться на заседаниях межправительственной «комиссии Гора-Черномырдина».

Особую роль в развитии партнерства сыграла частичная коммерциализация российской космической промышленности. Федеральное космическое агентство России (Роскосмос) приватизировано часть акций принадлежащих ему предприятий. На их основе было создано несколько коммерческих предприятий: «Интернешнл лонч сервис» (Россия- США), «Си Лонч» (Россия-США), «Стерсем» (Россия-ЕС) и «Еврокот» (Россия-ЕС). Новые объединения стали использовать российские ракеты-носители для реализации коммерческих запусков орбитальных аппаратов. В такой ситуации американские и западноевропейские партнеры меньше опасатись попыток российских военных восстановить контроль над космической промышленностью и потому легче шли на разработку совместных проектов.

Первым шагом к развитию российско-американского сотрудничества стала запушенная 5 октября 1992 года совместная программа Роскосмоса и НАСА 21 «Мир-Шаттл». Российские космонавты стали доставляться на орбитальную станцию «Мир» американскими кораблями системы «Спэйс- Шаттл», а американские астронавты проводили на ней научные экспедиции. До затопления «Мира» 23 марта 2001 года было осуществлено семь кратковременных экспедиций, в ходе которых к станции были пристыкованы три модуля и состоялись визиты 34 американских астронавтов 22 .

Другим направлением российско-американского партнерства стало привлечение России к проектам развития космической связи. К началу 1980-х годов в Канаде, Японии, Скандинавских странах, Испании, Британии и США были развернуты системы мобильной спутниковой связи для гражданских пользователей. В 1991 году американские телекоммуникационные корпорации «Loral Space and Communications» и «Qualcomm» учредили с этой целью международный консорциум «Гло- балстар». Россия отставала на рынке гражданских спутниковых технологий: первая линия мобильной связи появилась в нашей стране только в 1990 году. В такой ситуации ОАО «Ростелеком» и консорциум «Гло- балстар» создали в 1996 году ЗАО «ГлобалТел» - эксклюзивного оператора системы связи «Стобалстар» в России. Новые формы сотрудничества позволили покрыть большую часть российской территории мобильной спутниковой связью и частично сохранить государственный контроль над ее использованием 23 .

На базе этих проектов Москва и Вашингтон преобразовали проект «Фридом» в идею строительства Международной космической станции (МКС) 24 . Это предложение Роскосмоса вызвало летом 1993 года серьезные дебаты в США. Однако администрация У. Клинтона стремилась «повязать» Россию серией стабилизирующих соглашений. 2 сентября 1993 года вице-президент США А. Гор и председатель правительства России В. С. Черномырдин объявили о намерении создать «подлинно международную» космическую станцию. 1 ноября 1993 года Роскосмос и НАСА подписали «Детальный план работ по строительству МКС». 23 июня 1994 года был утвержден план участия России в строительстве Международной космической станции. 29 января 1998 года пятнадцать стран подписали межправительственное соглашение о космической станции, в котором провозглашался переход к системе «искреннего партнерства» в космосе. Участники проекта закрепили за НАСА статус назначенного управляющего МКС.

Ключевую роль в создании МКС сыграли Россия и США. С ноября 1998 года Роскосмос и НАСА вывели на орбиту ключевые модули МКС. Грузовым транспортом для снабжения станции стали корабли «СпэйсШаттл», «Союз» и «Прогресс». Но вопреки опасениям станция не стала формой сохранения российско-американской монополии на космические исследования. Другие субъекты получили возможность реализовывать проекты изучения космического пространства. Европейское космическое агентство вывело на орбиту свой исследовательский модуль «Коламбус» 25 и создало грузовой космический корабль типа «ATV» 26 . Япония с помощью НАСА пристыковала к станции экспериментальный модуль «Кибо» и также предполагает запустить к станции беспилотный многоразовый корабль «HTV» 27 . Канада поставила на МКС мобильную систему техобслуживания. Возник задел для широкого участия ЕКА, Японии и Канады в совместных с Россией и США проектах освоения космического пространства.

Российско-американское взаимодействие в космосе стало охватывать даже военную сферу. Москва и Вашингтон в 1992 году запустили программу создания российско-американской спутниковой системы наблюдения (Russian-American Obseiyation Satellite, RAMOS/PAMOQ. Речь шла о совместной эксплуатации на орбите двух спутников дистанционного зондирования Земли, способных проводить стереоскопическое наблюдение за пусками баллистических ракет. Весной 1995 года Россия и США начали проводить эксперименты в околоземной атмосфере с использованием самолетов-лабораторий и космических аппаратов из состава своих орбитальных группировок 28 . Реализация этой цели позволила бы создать центр наблюдения за ракетными пусками и одновременно повысить точность целеуказания для противоракет. В этой связи на саммите в Хельсинки 21 марта 1997 года президенты обеих стран договорились о сотрудничестве Агентства по противоракетной обороне при Министерстве обороны США с российским Научно-производственным центром «Комета». Российская сторона обеспечивала материально-технический, а американская - финансовый аспекты проекта.

К концу 1990-х Россия и США стали подключать программу РАМОС к режиму контроля над ракетными технологиями. 2 сентября 1998 года президенты У. Клинтон и Б. Н. Ельцин подписали Совместное заявление об обмене информацией о пусках ракет и раннем предупреждении. 20 июня 1999 года на саммите стран «группы восьми» в Кельне Россия предложила расширить РАМОС до глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий (ГСК). 4 июня

  • 2000 года президенты У. Клинтон и В. В. Путин подписали меморандум о создании в Москве совместного центра обмена данными, поступающими от систем раннего предупреждения, и взаимном уведомлении о пусках баллистических ракет 24 . Это решение было одобрено 15 февраля
  • 2001 года на московской встрече экспертов по созданию ГСК.

Однако 13 июня 2002 года Соединенные Штаты вышли из Договора по ПРО. С этого времени Вашингтон стал терять интерес к реализации совместных с Россией космических инициатив. 13 февраля 2004 года Пентагон объявил о завершении участия в программе РАМОС. Вскоре была заморожена и система взаимодействия в рамках центра «Комета». Растущие российско-американские противоречия в стратегической сфере не позволили начать строительство центра обмена данными о пусках баллистических ракет.

Параллельно обозначились трудности вокруг проекта МКС. В Америке возросло число скептиков, утверждающих, что финансирование станции не позволяет создать космические корабли нового типа для пилотируемых полетов кЛуне и Марсу. Российские ученые ставят вопрос о создании собственной орбитальной станции «Мир-2» и сокращении финансирования проекта. Критика МКС появляется и в Японии, где реализуется свой проект развития космонавтики. Подобный выбор в перспективе может возникнуть и перед Европейским космическим агентством.

Международная космическая станция и система контроля над пусками баллистических ракет могли стать прообразом кооперационной формы использования космического пространства. Они доказали возможность реализации положений Договора 1967 года о международном статусе космического пространства. Однако в 2000-х годах реализация национальных проектов стала вновь считаться более перспективной, чем международное сотрудничество в космическом пространстве. Возникла опасность маргинализации международного сотрудничества в космосе на узком сегменте МКС.

Исключительная роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического применения требует четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного сотрудничества с точки зрения МКП. Общий принцип сотрудничества, установленный МП полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием (И» использованием космического пространства. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле Договора по космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании космического пространства к числу основных принципов МКП.

Таким образом. Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал МКП. Целый ряд положений договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т. д. В РАМКАХ ООН

Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Она достигла наиболее значительных успехов именно в области правового регламентирования космической деятельности, и ее по праву считают центром международного сотрудничества в области разработки норм МКП. Ею были приняты: 1) Декларация правовых принципов космической деятельности 1963 г., 2) Договор по космосу, 3) Соглашение о спасении, 4) Конвенция об ответственности, 5) Конвенция о регистрации, 6) Соглашение о Луне. Ее решающая роль в формировании и развитии МКП уже проявилась в создании Комитета ООН по использованию Космического пространства в мирных целях, более известного как Комитет по Космосу.

К основным функциям Генеральной Ассамблеи относятся:

1) формулирование задач по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства, 2) одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств, а также 3) одобрение проектов соглашений по космосу в рамках Комитета ООН по космосу, 4) непосредственная разработка проектов отдельных статей этих соглашений на сессиях Генеральной Ассамблеи при участии абсолютного большинства государств.



Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В соответствии с резолюциями ООН комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами исследования космического пространства; он выполняет роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. Комитет ООН по космосу состоит из двух подкомитетов - Юридического и Научно-технического. Основную правотворческую деятельность комитет проводит через свой Юридический подкомитет. В Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу осуществляется деятельность по разработке проектов многосторонних соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Фактически этот подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм МКП. Комитет принимает решения по принципу консенсуса.

Генеральный секретарь ООН наделен достаточно широким кругом полномочий в области координации сотрудничества в освоении космоса: 1) на него возложены сбор и распространение информации о космической деятельности государств) ведение реестра, содержащего сведения о запускаемых космических объектах и обеспечение к нему открытого доступа, 3) сбор и распространение данных о явлениях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки, 4) назначение ad hoc председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности и др.

Кроме того, важную роль в освоении космоса играют многие специализированные учреждения ООН: 1) МСЭ (Международный Союз Электросвязи), который разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи, исследует экономические аспекты космической связи, осуществляет обмен информацией об использовании спутников в целях дальней связи, 2) ЮНЕСКО, чья основная задача в области космоса состоит в исследовании проблем применения космической связи в целях распространения информации, социального развития, расширения культурного обмена, 3) ВОЗ, которая способствует сотрудничеству государств в области космической медицины; 4) иные организации.

Большое значение также для развития международного сотрудничества в освоении космоса имели две конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях 1968 и 1982 годов.

В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Какой-либо универсальной межправительственной международной организации, занимающейся проблемами космоса, не создано. В настоящее время практическими вопросами международного сотрудничества в этой области занимаются ряд международных организаций в рамках своей компетенции.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее основной целью стало радикальное улучшение морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ состоят из межправительственной Конвенции о Международной организации морской спутниковой связи, где определены принципиальные положения создания организации и Эксплуатационного соглашения, где регламентируются технические и финансовые вопросы, и которое подписывается либо от имени правительства, либо от имени назначенных им государственных или частных компетентных организаций. Носителями прав и обязанностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатационное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо государства либо назначенные правительствами государств компетентные национальные организации.

Международная организация связи через искусственные спутники Земли-(ИНТЕЛСАТ). Главной целью ИНТЕЛСАТ является осуществление на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутников, «используемой в международных целях и доступной для всех государств без какой-либо дискриминации». Сейчас членами ИНТЕЛСАТ являются более 100 государств.

Европейское космическое агентство (ЕКА). Еще в начале 60-х годов западноевропейские страны приняли решение проводить в области космоса политику, независимую от США. Были образованы несколько международных организаций. В конце 1968 года было принято решение о слиянии в будущем всех существующих в Западной Европе космических организаций и о создании единой организации - ЕКА. Только в 1975 году представители 11 стран подписали Конвенцию о созданию ЕКА. Статус наблюдателя имеют еще 3 государства. Деятельность ЕКА должна быть направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и на практическое применение достижений космонавтики в мирных целях. Главными задачами ЕКА являются: 1) выработка и координация долговременной общей европейской космической политики всех государств-членов и каждого государства в отдельности, 2) разработка и претворение в жизнь общей европейской космической программы, 3) выработка и проведение соответствующей промышленной политики. Космические программы агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми государствами-членами и факультативные, в финансировании которых принимают участие только заинтересованные стороны. АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов и арабских государств. Главная цель АРАБСАТ заключается в создании и обслуживании системы дальней связи для всех членов и.

В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Эти международные неправительственные организации не представляют собой форму сотрудничества государств, поскольку их создателями и членами являются не государства, а научные общества, учреждения и отдельные ученые. Их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных идем и укреплению международного сотрудничества. Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР) создан в ноябре 1958 года для продолжения осуществления мероприятий по сотрудничеству в освоении космоса после завершения международного геофизического года. Основная задача этой международной организации - «предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических шов для научных исследований космического пространства и организация обмена информацией по результатам исследований на основе взаимности». Ее цель - содействие прогрессу в изучении космического пространства в международном масштабе.

Международная астронавтическая федерация (МАФ) организационно сформировалась в 1952 году. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с изменениями 1968 и 1974 гг. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению информации о космических исследованиях, а также ряд социально-правовых вопросов освоения космоса. В МАФ шествует 3 категории членов: 1) национальные члены астронавтические общества различных стран), 2) университеты, Моратории, деятельность которых связана с подготовкой кадров т проведением исследований в области астронавтики, 3) международные организации, цели которых соответствуют. задачам МАФ.

Международный институт космического права (МИКП). Создан вместо ранее существовавшего Постоянного правового комитета МАФ. Его задачей является: 1) изучение правовых и социологических аспектов космической деятельности, 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые (проводятся одновременно с конгрессами МАФ, 3) проведение исследований и подготовка докладов по правовым вопросам освоения космоса, 4) публикация различных материалов по космическому праву. Институт занимается также вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения осмоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Он осуществляет представительство МАФ в Юридическом подкомитете при комитета ООН по космосу.

Примерами задач, требующих комплексных исследований в различных областях нашей планеты, может служить также изучение геомагнитного поля и ионосферы в магнитно-сопряженных точках Земли, характеристик ионосферы и развивающихся в ней процессов на различных высотах, в полярных областях и др. Все эти задачи представляют не только научный интерес, но имеют и большое практическое значение.

В разработке таких проблем все большую роль начинает играть международное сотрудничество. Все новые и новые страны становятся космическими державами. Развитие современной науки неотделимо от прогресса в изучении космоса, познание еще не раскрытых тайн природы и строения вещества немыслимо без использования методов и средств космических исследований. Космическая техника приходит на помощь в развитии связи, телевидения, изучении земных ресурсов. Ученые многих стран ведут теоретические и экспериментальные работы, в той или иной мере связанные с космическими исследованиями.

Наряду с экономически развитыми государствами уже некоторые развивающиеся страны разрабатывают программу космических исследований и начинают ее реализацию. Объединение усилий ученых разных стран, разных научных школ и направлений для решения многочисленных задач изучения космоса оказывается весьма плодотворным. Труднейшие проблемы постановки и осуществления космических экспериментов, поиски новых эффективных решений, создание технических средств и научных приборов для изучения космического пространства, процессов, происходящих на Солнце, и земной поверхности из космоса требуют широкого привлечения талантов, а таланты есть в любой стране.

Участие в космических исследованиях приносит пользу каждой стране, большой или малой, имеющей уже солидный опыт или только начинающей работы в этой области. Оно приводит к повышению уровня развития науки и техники, росту квалификации кадров, оказывает влияние на развитие смежных областей науки и техники. Большое значение приобретает сотрудничество в разработке проблем, имеющих прямую народнохозяйственную направленность – проблем космической связи, метеорологии, изучения земных ресурсов, навигации и др.

Стремясь к тому, чтобы космос всегда был ареной мира и сотрудничества во имя интересов науки и человечества, Советский Союз осуществляет широкие международные связи в области исследования и использования космического пространства.

Успешно развивается сотрудничество по этим направлениям с социалистическими странами. Оно началось по существу сразу же после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году, когда были организованы совместные наземные оптические наблюдения за спутниками и исследования верхней атмосферы, основанные на их результатах.

В 1967 году была принята программа сотрудничества социалистических стран в области космической физики, космической метеорологии, космической связи и космической биологии и медицины, которая получила название программы «Интеркосмос». В ее реализации участвуют девять социалистических стран – Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Советский Союз и Чехословакия. В соответствии с этой программой 14 октября 1969 года был выведен на орбиту искусственный спутник Земли «Интеркосмос-1», а к середине декабря 1975 года уже запущено 14 спутников серии «Интеркосмос», три геофизические ракеты «Вертикаль», значительное количество метеорологических ракет, проведен ряд комплексных экспериментов с использованием средств наземных обсерваторий сотрудничающих стран.

В 1971 году была создана международная организация спутниковой связи «Интерспутник». Страны-участницы этой организации создают на своей территории станции для приема и передач через спутники связи «Молния» телефонно-телеграфных сообщений и программ телевидения. Такие станции уже построены в Монголии, на Кубе, в ГДР, Польше и Чехословакии. Намечено создание станций в Болгарии, Венгрии и Румынии.

Осуществлен запуск 16 апреля 1975 года первого индийского научного спутника Земли с noмощью советской ракеты-носителя с территории Советского Союза. Этот спутник был спроектирован и изготовлен за короткий срок индийскими специалистами при консультации и технической помощи советской стороны.
Большая программа совместных работ в области космической физики, космической метеорологии, космической связи, а в последние годы и в области космической биологии и медицины проводится в соответствии с соглашением с Францией, которое было заключено в 1966 году.

За это время были выведены на орбиты спутники Земли «Ореол» и «Ореол-2», на которых были установлены советские и французские приборы для исследования процессов в полярной ионосфере по программе «Аркад», запущен французский технологический спутник «MAC», проведены комплексные исследования магнитного поля и процессов в ионосфере в магнитосопряженных точках Земли по программе «Омега».

В соответствии с проектом «Аракс» в начале 1975 года успешно проведен один из крупнейших советско-французских экспериментов, ознаменовавший собою переход к активным методам исследования магнитосферы в магнитосопряженных точках Земли. На острове Кергелен в Индийском океане были запущены две французские ракеты, на борту которых были установлены советские ускорители электронов, генераторы плазмы и научная аппаратура. С помощью ускорителей была осуществлена инжекция электронов в космическое пространство. Пучки электронов, пройдя вдоль магнитной силовой линии из южного полушария, вторглись в ионосферу над северным сопряженным районом в Архангельской области. Процесс вторжения электронов в ионосферу, который можно рассматривать как искусственное полярное сияние, был зарегистрирован с помощью наземной аппаратуры и приборов, установленных на борту самолета-лаборатории. Французская научная аппаратура устанавливалась на советских спутниках «Прогноз», на автоматических межпланетных станциях типа «Марс», и с ее помощью был проведен ряд совместных экспериментов по исследованию космического пространства и процессов, протекающих на Солнце. Французские уголковые отражатели, установленные на советских луноходах, позволили провести эксперименты по лазерной локации Луны, представляющие значительный научный интерес.

Регулярно проводятся совместные ракетные метеорологические исследования атмосферы на разных высотах. На острове Хейса (Земля Франца-Иосифа) запускаются советские метеорологические ракеты с советской и французской аппаратурой на борту, а советские научные приборы поднимаются в космос на территории Франции французскими метеорологическими ракетами.

Важным этапом в развитии международного сотрудничества явилось подписание межгосударственного соглашения между двумя передовыми космическими державами – СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Это соглашение, подписанное 24 мая 1972 года во время встречи на высшем уровне в Москве, предусматривает развитие сотрудничества в области космической метеорологии, изучении природной среды, исследовании околоземного космического пространства, Луны и планет, космической биологии и медицины. Одной из важнейших задач, предусмотренных этим соглашением, явилось проведение работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полетов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полет для испытания таких средств было намечено провести в 1975 году. При этом предусматривалась стыковка советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов.

Для реализации этого проекта были созданы рабочие группы советских и американских специалистов и назначены директора проекта – член-корреспондент АН СССР К. Д. Бушуев с советской стороны и доктор Г. Ланни с американской стороны. Советскими и американскими специалистами проведена большая работа, связанная с созданием совместимых средств сближения и стыковки кораблей «Союз» и «Аполлон» и необходимой для этой цели модернизацией кораблей. Разработаны принципиально новые стыковочные агрегаты андрогинного типа, которые могут выполнять роль как активного, так и пассивного узла. Создан стыковочный модуль, играющий роль шлюзовой камеры для перехода космонавтов из одного корабля в другой, которые имеют различные как по составу, так и по давлению атмосферы. Сложной задачей явилась разработка методов и средств управления двумя космическими кораблями из Центров управления полетом, расположенных на разных континентах. При этом требовалось обеспечить Центры управления устойчивой связью между собой и с космическими кораблями. Для этой цели было предусмотрено использование сети советских и американских наземных измерительных пунктов и спутников связи. Были проведены необходимые тренировки персоналов Центров управления.

Руководителями полета назначены летчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза А. С. Елисеев – с советской стороны и П. Франк – с американской стороны.

Для подготовки к полету были назначены обеими сторонами основные и дублирующие экипажи космических кораблей. Командиром первого экипажа корабля «Союз» назначен летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Алексей Леонов, бортинженером летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Валерий Кубасов. Командиром первого экипажа корабля «Аполлон» назначен астронавт Томас Стаффорд, пилотом основного блока – Вэнс Бранд и пилотом стыковочного модуля – Дональд Слейтон.

Основные и дублирующие экипажи космических кораблей провели совместные тренировки в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в Звездном городке под Москвой и в Центре пилотируемых полетов имени Джонсона в Хьюстоне (США), посетили космодром Байконур и космодром имени Кеннеди во Флориде.

Космические корабли «Союз» и «Аполлон» и их системы прошли необходимые испытания в наземных условиях. Модернизированные корабли «Союз» прошли и летные испытания – два из них совершили полеты в автоматическом режиме и один– корабль «Союз-16» в пилотируемом. Второй советский экипаж, назначенный по программе «Союз – Аполлон», в составе летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза Анатолия Филипченко и летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза Николая Рукавишникова совершил шестидневный полет на этом корабле и успешно провел его испытания по программе, максимально близкой к программе полета кораблей «Союз» и «Аполлон».

И вот, строго в назначенное время – в 15 часов 20 минут по московскому времени 15 июля 1975 года стартовал с космодрома Байконур космический корабль «Союз-19», а через семь с половиной часов с мыса Канаверал отправился в космический рейс для встречи с ним корабль «Аполлон» и был выведен на ту же орбиту. Затем начался процесс сближения, причаливания и стыковки кораблей. В состыкованном состоянии космическая система, состоящая из двух кораблей, с пятью космонавтами на борту, совершила двухсуточный полет. За это время советские и американские космонавты побывали в гостях друг у друга и провели ряд научных экспериментов. Во время совместного полета они вели кино-фотосъемки и телевизионные репортажи с борта каждого из кораблей. С большим успехом прошла первая космическая пресс-конференция, во время которой космонавты отвечали на вопросы, заданные журналистами из советского и американского пресс-центров. После расстыковки кораблей были проведены эксперименты по наблюдению искусственного солнечного затмения с борта корабля «Союз», когда «Аполлон» закрывал своим корпусом Солнце и играл роль искусственной Луны, а также по изучению ультрафиолетового поглощения.

После проведения эксперимента по наблюдению искусственного солнечного затмения была выполнена повторная стыковка кораблей, во время которой стыковочный узел корабля «Союз» функционировал как активный, а агрегат корабля «Аполлон» – как пассивный стыковочный узел.

Наш выдающийся художник-космонавт Алексей Леонов во время полета делал зарисовки и наброски, опытным глазом художника наблюдал искусственное солнечное затмение и другие явления. Несомненно, его картины будут ценным дополнением к визуальной информации о космических экспериментах и наблюдениях.
Затем корабли совершили посадку: «Союз» – на территории Советского Союза, «Аполлон» – в акватории Тихого океана.

Миллионы людей во многих странах мира с большим вниманием следили по телевидению за ходом совместного полета, за волнующими этапами этого уникального эксперимента: стартом и посадкой кораблей; первой стыковкой в космосе кораблей, созданных в разных странах; историческим рукопожатием на орбите; первой космической пресс-конференцией с участием журналистов, собравшихся в пресс-центрах, расположенных на разных континентах; процессом расстыковки и маневрирования кораблей при проведении экспериментов по наблюдению искусственного солнечного затмения и изучению ультрафиолетового поглощения.

Героические космонавты Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон блестяще справились с возложенной на них задачей и полностью выполнили программу полета, провели пять совместных научных экспериментов и ряд автономных экспериментов. Проведенные эксперименты относятся к важнейшим, кардинальным направлениям космических исследований. Их результаты станут достоянием мировой общественности.

Совместный полет кораблей «Союз-19» и «Аполлон» показал, сколь сложные научно-технические проблемы можно решать, объединяя усилия специалистов разных стран.

Знаменателен и тот факт, что одновременно в космосе совершали полет две космические системы – «Союз – Аполлон» и «Салют – Союз». На борту орбительной станции «Салют-4» трудились уже восьмую неделю космонавты Петр Климук и Виталий Севастьянов.

«Великолепная семерка» приковала к себе внимание миллионов людей различных стран мира.

Завершившийся полет кораблей «Союз-19» и «Аполлон», венчавший труд многих тысяч людей, явился крупным вкладом в мировую космонавтику. Реализация проекта «Союз – Аполлон» – это решение – и притом оригинальное, талантливое – большой и сложной научно-технической задачи создания совместимых средств сближения и стыковки космических кораблей. Совместные космические эксперименты, при которых требовалось участие двух экипажей, двух кораблей, будут яркими страницами истории космических исследований.

Разработка проекта «Союз – Аполлон» и совместный полет космических кораблей имеют не только научно-технические аспекты, но и большое политическое значение.

Это – начало эры международных проектов в освоении космоса и совместных космических экспериментов с участием космонавтов разных стран.

Это – стыковка технических идей, методов и стилей работы, основанных на опыте двух передовых стран, имеющих крупные достижения в освоении космоса.

Слово «стыковка» уже стало синонимом контактов разных коллективов, объединяющих свои усилия для решения сложных задач во имя научно-технического и социального прогресса.

Это – пример, следуя которому можно сообща решать многие трудные проблемы в обстановке взаимопонимания и делового сотрудничества.

В итоге космических исследований по программам международного сотрудничества уже сделан ряд научных открытий, внесен существенный вклад в науку о космосе, получено много новых данных о процессах, протекающих на Солнце, и их влиянии на атмосферу и ионосферу Земли. Практические результаты, ощутимые для народов разных стран, принесли совместные работы ученых и специалистов сотрудничающих стран в области космической связи и космической метеорологии. Весьма широкие перспективы сулит сотрудничество в изучении земных ресурсов из космоса.

Характерной особенностью работ по международным программам является обстановка делового сотрудничества и атмосфера дружбы и взаимопонимания, которые установились между учеными и специалистами, ведущими совместные исследования.

Перспективы развития международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях широки и многообразны. Совместные эксперименты и широкий обмен научной информацией между учеными разных стран позволят быстрее познать закономерности развития Вселенной, влияние процессов, протекающих на Солнце, на атмосферу Земли и на все живое, ускорить практическое использование достижений космической техники в народнохозяйственных целях во имя социального прогресса человечества.

Б. Н. ПЕТРОВ, академик,
председатель Совета по международному сотрудничеству
в области исследования и использования
космического пространства при АН СССР