Классный час-практикум по оказанию поддержки учащихся 7-го класса в решении подростковых проблем с участием педиатра, психолога, музыковеда и тренера по волейболу.

Оборудование: весы, ростомер, таблица с данными физического развития уч-ся за 5–6-й класс, цветные карандаши, листочки на столах, особая форма расстановки столов, музыкальное сопровождение, перед каждым учеником его психологический портрет, составленный с помощью школьного психолога /пока закрытый/, психологические тесты по определению темперамента.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие с музыкальным сопровождением.

1 этап

Организационный момент, разминка “снежный ком”, составление синквейна на заданную тему.

Ознакомление учащихся с гостями, тема пока не называется.

Проводится разминка “снежный ком”, т.е. задаются вопросы, ученики не задумываясь, отвечают: Сколько тебе лет? Как тебя зовут? Где ты живешь? Номер твоего дома? Любишь ли ты мороженое? Как зовут твою маму? Какое время года сейчас? Как называется ваш район? Сколько лет вашему району? Как зовут директора школы?

Составление синквейна. Напоминаем правила написания:

1 строка – имя существительное /говорит учитель/,

2 строка – 2 прилагательных,

3 строка – 3 глагола,

4 строка – краткое утвердительное предложение,

5 строка – синоним первой строки. Например:

1 строка. Ученик.

2 строка. Интересный, умный.

3 строка. Читает, пишет, рисует.

4 строка. Получает нужные знания.

5 строка. Школьник. И др.

2 этап

Учитель дает слова, а учащиеся называют антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Приложение 1.

  1. Мягкий – твердый.
  2. Грубый – нежный.
  3. Застенчивый – раскованный.
  4. Рассеянный – внимательный.
  5. Активный – пассивный.
  6. Медлительный – быстрый.

Эти слова можно использовать для характеристики определенного типа людей.

Кому они присуще? ПОДРОСТКУ.

Слово учителя: Продолжим наше занятие, /называется тема/. Сегодня мы с вами поговорим о подростке, о его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь пойдет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество. Будем говорить о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Разговор поведем как партнеры. Свою работу будем оценивать по 5 балльной системе, учитывая активность, желание совместно работать (красный жетон – 5 баллов, синий – 4, желтый – 3 и полоски для остальных баллов). Нам помогут и наши гости.

Сколько возрастов у человека? Где же границы подросткового периода? Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно ответить не может. Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных странах и на разных континентах, пришли к такому выводу (Приложение № 2):

Младенчество /2–3 г./ – детство /2–3 до 6–7 лет/ – отрочество /с 6–7 до 13–15 лет / – юность /с 13–15 до 18–25 лет/ и потом взрослая жизнь.

И в современном обществе на эту тему нет единого взгляда. Ученые стараются их свести в систему, создают стройные теории. Согласно одной из них, можно выделить шесть фаз в развитии человеческой личности:

Младенчество – детство – малолетний возраст – подростковый период – юность – зрелость.

Подростки – до 18 лет, молодежь – от 18 до 24 лет, “молодые взрослые” – 25–29 лет.

В Кении у народов нанду – 28 возрастных групп, в Нигерии – у нупе – 3, в США возрастные градации такие: младенчество – детство – подростки – молодые взрослые – средний возраст – старший.

Существует такое деление: младенчество – детство – юность. Даем слово педиатру, психологу, которые (с их точки зрения) характеризуют младенца, дите. Следующий этап – юношеский, т.е. подростковый. Слово психолога: используя тесты, определяет темперамент, характер учеников. Появляется на доске эти данные. Приложении № 4. Раскрываются листочки на столах

Слово учителя:

Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по мнению американского психолога Арнольда Геззелу, от 13 до 21 года, из которых особенно важны первые 5 лет /11–16 лет/. 10 лет, по его словам – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 13 лет такая проблема частично проходит, отношение к миру становится более позитивным. Растет автономия подростка от семьи и одновременно – влияние сверстников. Ведущее свойство в 13 лет – обращение внутрь. Подросток склонен к уходу в себя. Самокритичный и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией. Критически относится к родителям; становится избирательным в дружбе; настроение постоянно меняется. В 14 лет – общителен, интерес к другим людям и различиям между ними, любит обсуждать и сравнивать.

Ведущей деятельностью 11–15-летних становится общение в системе общественно-полезной деятельности, как спортивная, художественная, трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей. Сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

В социальном плане все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус их мало, чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – новый уровень притязаний. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом, это период завершения детства и начала “вырастания” из него.

Познавательные процессы и способности тоже меняются.

Они развиваются в двух направлениях: качественном и количественном.

  • т.е. “невоспитанность” внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости в связи с этим психологические и социально-педагогические проблемы;
  • быстрее, эффективнее, важно не то, какие задачи, а то – каким образом. Часто отвлеченные рассуждения, споры. Разбросанность, отсутствие системы, внимания по интересам, т.к. подростку в короткий период приходится осваивать взрослую сферу во всей ее сложности.

Слово педиатра:

В то же время начинается физиологическая перестройка организма. Изменяется активность эндокринной системы, что приводит к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, и др.).

С учащимся проводится практическая работа.

На доске появляется таблица, показывающая их физиологическое развитие в 5–6-х классах. В пустующую графу учащиеся будут записывать данные за 7-й класс. Для этого по ходу работы используются весы и ростомер. Ученики сравнивают данные, находят изменения. Педиатр продолжает свое выступление.

Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Часто ускоренность физического и раннего полового развития не совпадают, что создает большие психологические и межличностные трудности.

Подростки и взрослые люди живут в разном временном измерении, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений (одежда, прическа, мода…).

Подростки сами не могут уяснить смысл изменений, происходящих с ними.

Объективная основа сложностей:

  • нарушение эмоциональной сферы;
  • неразвитая воля;
  • поверхностные чувства и быстрое угасание;
  • бедная эмоциональная жизнь.

В подростковом периоде происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения.

Как исправить этот дефект? Слово педиатра, психолога, музыковеда, тренера по баскетболу.

Интенсивно общаться с окружающими; ходить в кружки, секции; участвовать в школьных вечерах, конкурсах…

Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Различие между мальчиками и девочками быстро и резко усиливается, и иногда достигает разницы в 1,5 или 2 года. В связи с этим изменяется и характер требований к подростку. Внешние физические особенности начинают играть все более широкую роль, обращение становиться на “вы”.

Станет ли человек личностью, это зависит только от него самого. К 12–14-ти годам вы уже должны знать: кем, и каким хотите стать ! Т.е. заняться самовоспитанием. Мы живем в эпоху всевозрастающих нагрузок.

Срывы чаще всего случаются, потому что человек не умел и не умеет пользоваться громадными запасами своих сил, способностью своего тела быстро восстанавливать энергию. На помощь придут наша природа, резервы и защитные силы нашего организма,… если, конечно, мы научимся ему помогать.

Предлагается система самовоспитания. Приложение № 5.

  1. Целеустремленность.
  2. Воспитывайте волю – умение делать то, что надо.
  3. Укрепляйте тело – тренировать, как мышцы, (тренер показывает как).
  4. Берегите и укрепляйте свой мозг – тренировать его можно, как мышцы. Для освежения с 3 до 20 циклов (тренер и педиатр показывают).
  5. Учитесь есть – завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин дай врагу.
  6. Будьте чисты в своих помыслах и поступках.

Психолог с комментариями предлагает учащимся буклет с описанием жизненных задач, предложенную американским психологом Робертом Хэвигхерстом, желает удачи.

Классный час для учащихся 8 классов, направлен на формирование нравственности подростков.


«Приложение 1»

Приложение 1

Тест « Ваша уличная компания»

Цель: выявление принадлежности подростков к группе риска в компаниях различной направленности.

Инструкция: Предложить ребятам выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Текст теста должен лежать на каждой парте. Ребята отмечают для себя количество набранных баллов. Классный руководитель зачитывает вслух результаты теста.

1.Как часто собирается ваша компания?

Каждый день – 1; через день – 3; реже - 5.

2.Где вы чаще всего собираетесь?

В подвале или бродим по улице – 1; на площадке перед домом или в подъезде – 3;

у кого-либо на квартире - 5.

3.Сколько в группе признанных лидеров?

Один – 1; несколько – 3; ни одного – 5.

4.Приходилось вам со своею компанией «балдеть» ночь на пролет?

Да – 1; часов до 2-х ночи – 3; нет – 5.

5. Сколько членов группы курит?

Все – 1; половина – 3; менее 10% - 5.

6. В каком количестве компания употребляет алкоголь?

Без ограничений – 1; до легкого опъянения -3; не употребляет – 5.

7. Сколько членов группы употребляют «травку», или наркотики?

Все – 1; около половины – 3; никто -5.

8. Считаете ли вы, что, являясь членом вашей группы, легче удовлетворить любые интересы?

Да – 1; не уверен – 3; нет – 5.

9. Участвует ли ваша группа в защите своей территории?

10. Есть ли в ваше группе люди с преступным опытом?

Да – 1; не уверен, но возможно – 3; нет – 5.

11. Участвует ли ваша группа в коллективных драках?

Да – 1; некоторые, но в составе других групп – 3; нет – 5.

2. Что бы предприняла группа, если бы заявили о своем выходе из нее?

Избили – 1; припомнили бы все долги – 3; ничего – 5.

Результаты теста

Если вы набрали от 12 до 17 баллов, то у вашей группы сложилась явная антисоциальная ориентация. Вам может казаться, что «все так себя ведут». Во-первых, не все. Многие делают вид, что им «море по колено».На самом деле они стараются контролировать свои действия. Они не хотят рисковать, Во – вторых, вы настолько втянулись в жизнь своей группы (возможно уже банды), что никаких норм для вас не существует. А ведь еще шаг и… А на суде вчерашние дружки начинают «топить» друг друга.

Если ваш результат между 18 и 42 баллами, то скорее всего общаетесь с теми, кто проводит время в поисках разнообразных способов убить время. Для этого все средства хороши, лишь бы « предки на мозги не капали». В такой группе можно чувствовать себя неплохо – особого напряжения нет, никто ничего не требует, ничего не навязывает. Но и тоска навещает – ведь абсолютно ничего не происходит.

Рекомендации. Пожалейте свое время! Его так мало осталось до того момента, когда на вас обрушатся настоящие житейские заботы. Попробуйте сначала сочетать пустое времяпрепровождение с хорошим делом. Например, разберите слова какой-нибудь популярной песни на иностранном языке. Или попытайтесь посоревноваться в сложной компьютерной игре. Каждый день должно происходить, что-то полезное.

Если вы набрали свыше 43 баллов, то, видимо, ваша уличная группа является обычной группой сверстников, в которой каждый находит нормальное человеческое общение. В такой группе может быть очень интересно. Как правило, проводя часть времени в такой группе, люди еще имеют массу самых разнообразных интересов и дел.

Рекомендации. Старайтесь делать все, что бы ваши партнеры по группе чувствовали себя легко и раскованно. Всегда поступайте по отношению к друзьям так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Не смотрите туда, где все кажется интересным. Сами делайте жизнь интересной.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

Игры:

«Веселая ромашка» (развлечения в компании)

Необходимо заранее вырезать из бумаги большую ромашку. Затем на каждом лепестке каждая группа пишет задания - развлечения. Затем группы передают свою ромашку по часовой стрелке т.е. группе справа. При этом все должны беспрекословно выполнять всё - то, что написано в заданиях.

Игра «Встреча»: Учимся говорить человеку приятное.

Все игроки делятся на две равные группы. Каждая группа выстраивается в круг так, чтобы образовались два концентрических круга - внешний и внутренний. Все поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы круги начали вращаться в противоположные стороны, например, внешний - по часовой стрелке, а внутренний - против. По сигналу ведущего круги начинают двигаться, по сигналу ведущего останавливаются. Стоящие во внешнем и внутреннем кругах поворачиваются лицом друг к другу, разбиваясь на пары.

Несколько раз надо потренировать самодвижения. Когда ведущий увидит, что пары выстраиваются безошибочно, он даёт команды, указывая, что делать.

    Вы встретились после долгой разлуки. А до этого вы были в добрых, но не очень близких отношениях.

    Вы были самыми близкими людьми в детстве. Одного из вас родители на год увезли в другой город. Вы встретились впервые после годовой разлуки.

    Этот человек сделал для тебя нечто приятное и непростое. Ты только что об этом узнал. И так далее…

Такие ситуации можно разнообразить.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3

Существует ответственность за участие в экстремистских группировках:

Уголовный Кодекс Российской Федерации (УК РФ) статья 20.

Уголовная ответственность наступает в России с 16 лет.

Но если совершены особо тяжкие преступления, то с 14 лет.

УК РФ ст. 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей,… либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные, либо с применением насилия; … либо организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

УК РФ ст. 282.1. Организация экстремистского сообщества.

… Участие в экстремистском сообществе -
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей … либо лишением свободы на срок до двух лет.

УК РФ ст. 282.2. Организация деятельности экстремистской организации.

… Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей … либо лишением свободы на срок до двух лет.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Приложение 4

Притча.
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: "Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?"
Старик ответил ему вопросом: "А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?"- "Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда". -- "Здесь ты встретишь точно таких же"- ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: "Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?"
Старик ответил тем же: "А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?" - "О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться".
-"Ты найдешь таких же и здесь", - ответил старик. Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: "Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и ото же вопрос?"
"Сын мой, - говорит старик, - каждый носит - свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тоже - не найдёт ничего. А тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже - найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, - что мы находим в них...

Просмотр содержимого документа
«Развлечения в компании»

МБОУ «Веселоярская средняя общеобразовательная школа

имени Героя России Сергея Шрайнера»

Подготовила:

Стрельцова Нина Николаевна

учитель математики

с. Веселоярск – 2016 г

Участники: учащиеся 8 класса и классный руководитель.

Цели и задачи:

    Содействовать расширению знаний подростков о молодежных группировках и времяпровождению в них.

    Способствовать сознательному выбору подростками здоровых и безопасных развлечений в компании.

    Обсудить досуг и развлечения подростков.

Предварительная работа:

Домашнее сочинение на тему «Как я провожу свободное время»;

1. «Молодежная субкультура – это…»

2. «Какие вы знаете подростковые молодежные группы?»

Разделить класс на группы в зависимости от увлечений. (это может быть):

1. Увлечение – спорт

2. Увлечение – компьютерные игры

3. Увлечение – музыка

Распечатать каждому учащемуся тест « Ваша уличная компания».

Для практического занятия: большая ромашка, сделанная из бумаги.

Рефлексия: распечатанные на листке бумаги – ладошки.

Оформление: - Плакаты с высказываниями и пословицами:

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

«Делу время, потехе час»

«Кончил дело - гуляй смело».

"С кем поведешься, от того и наберешься".

«С людьми живи в мире, а с пороками сражайся». Латинская пословица

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

Вступительное слово учителя:

Жить в обществе и быть свободным от общества – невозможно. Вся наша жизнь проходит в обществе других людей – одноклассников, членов семьи, друзей и т.д. Мы одновременно являемся членами нескольких групп (класс, семья, компания друзей и т.д.) Каждая компания оказывает определенное влияние на человека. Но большее значение приобретает та группа, которая на данном этапе становится приоритетной. И отношение авторитетных лиц этой группы очень важно: оно или побуждает уважать себя, или страдать из-за своих недостатков.

Вопросы для обсуждения:

1. Почти у каждого из вас есть «уличная компания», какую роль, она играет в вашей жизни?

2. Как вы считаете, можно сказать, что «уличная компания» играет в становлении личности решающую роль в подростковом возрасте?

(Учащиеся высказывают свою точку зрения по данным вопросам).

Проводится тест « Ваша уличная компания» (приложение 1)

Учитель: ТЕМА нашего классного часа «Развлечения в компании»

Итак, что такое «компания» ?

Ученик: Компания – это общество, группа лиц, вместе проводящих время.

Учитель: Рассмотрим некоторые определения и попытаемся выявить основные характеристики развлечения как такового.

Ученик:

    Развлечение - отвлечение от привычных форм и видов утомившей и наскучившей деятельности, приносящее положительные впечатления.

    Развлечение - вид активной деятельности, которая направлена на удовлетворение присущих потребностей (в любой сфере - физиологической, эмоциональной, интеллектуальной или духовной) и обеспечивает поступление извне дополнительной энергии, новых впечатлений.

Учитель: Развлечения оказывают на духовное состояние человека огромное воздействия, удовлетворяя интеллектуальные, физиологические духовные потребности, вызывая положительные эмоции и острые ощущения.

Ученик: В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона говорится: «...впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, события)». В Толковый словарь русского языка «удовольствию» дается такое понятие: «Под удовольствием подразумевают контролируемое чувство радости от приятных впечатлений, переживаний, создающее положительный эмоциональный фон».

Учитель: Давайте попытаемся выделить общие черты, присущиевышеприведенным определениям. Это: положительные эмоции, удовольствие. Развлечения могут быть различными – катание на коньках, игра в шахматы, компьютер и т.д.Ведь говорят: «Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр». А с какими интересами и увлечениями сталкивались вы?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Учитель: Увлечения и интересы подростков – это своеобразный мост во взрослую жизнь. Хотя иногда, нас взрослых они вводят в шок. Кроме того, это общение, которое помогает вам адаптироваться в социуме. Одним из вопросов анкеты был таким, что такое «Молодежные субкультуры». Давайте поговорим об этом.

Учитель: Поговорим о Молодежных группировках

Молодежные субкультуры – это объединения молодежи в группы на основе каких – то общих интересов. Объединяется в группировки молодежь, желающая проявить собственное Я, испытывающая потребность в общении. Познакомимся с некоторыми из них.

Ученик: ГРАФФИТТЕРЫ

Они появились впервые в 60 - х годах в Америке. В России же граффити появилось в конце 80-х и развивается до сих пор. Это один из видов самовыражения молодежи. Само название авторов граффити - райтеры

Внешние отличия: футболка, толстовка, широкие штаны, кроссовки – уличный стиль. Важным элементом для райтера является платок - повязка на лицо.

Развлечения: Расписывают красками заборы, фасады зданий, не задумываясь о том, нравится это окружающим или нет. Эта группировка безобидна, но не всегда эти рисунки бывают к месту. В уголовном праве многих стран нанесение граффити на здания рассматривается как вандализм.

Ученик: ГОТЫ
Еще в70-е годы прошлого века зародилась эта субкультура в Великобритании. Внешние отличия: предпочтение черному цвету, хотя иногда возможны дополнения красным, синим, белым цветами. Макияж используют не только представительницы женского рода, но и мужчины: на лицо они наносят белую пудру и очень ярко подводят глаза черным. Одним из опасных течений являются сатанисты. Их идеологией является бунт против церковно -традиционалистской системы. Они оскверняют церковь, устраивают жертвоприношение и поклоняются сатане.

Развлечения: Практикуются прогулки по кладбищам и возведение в культ всего, что связано со смертью.

Ученик: ЭМО

Основной идеологией этой субкультуры являются эмоции, чувства. Внешние отличия: длинная косая черная челка до носа, пирсинг на губах, левой ноздри, бровях. Они не скрывают своих эмоций и бурно их выражают, часто конфликтуют, что приводит к нервным расстройствам.

Развлечения: Собираются группами в определенных места. Фотографируют своё отражение в зеркале. Культивирует депрессию и склонность стать жертвой преступления, пропагандирует самоубийство.

Ученик: РЭПЕРЫ

Главное их отличие – это своеобразная манера исполнения песни, чтение слов в такт движению тела. Внешние отличия: широкая свободная одежда на несколько размеров больше, из украшений носят значки, серьги и цепи. Волосы коротко стрижены. Они увлекаются баскетболом, битбоксом. Среди рэперов существует подтечение «Ганста ». Пропагандируют агрессивность, огнестрельное оружие для них обязательный атрибут, так как считают, что в нашем жестоком мире они только сами могут себя защитить.

Развлечения: Почти все время проводят на улице, общаются, используя ненормативную лексику, слушая или читая рэп. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики.

Ученик: МЕТАЛЛИСТЫ

Самая многочисленная группировка. Изначально их объединяла тяжелая музыка – рок. Внешние отличия: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке, узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки, кожаные куртки – «косухи» серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов. Металлисты очень агрессивны, часто являются байкерами.

Развлечения: Посещение концертов метал - групп, на которых устраивают беспорядки, подогреваемые алкоголем. Гонки на мотоциклах, часто опасные для жизни.

Ученик: ГОПНИКИ

Очень агрессивны. Их отличает низкий уровень интеллекта, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к обществу, применяют воровской жаргон. Внешние отличия: широкие спортивные штаны, кепка черного цвета, часто куртку заправляют в штаны, во рту - сигарета...

Развлечения: Собираются большими компаниями, в парках, скверах, заброшенных постройках, и т.д. Устраивают драки, кражи, провоцируют на конфликт, склонность к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.

Ученик: ПАНКИ

Их отличает непристойное поведение, неопрятность. Используют жаргон «зоны». Внешние отличия: неопрятны и небрежны, ирокез на голове, черные кожаные куртки, пирсинги.

Развлечения: Драки, грабежи, насилие над личностью, употребляют наркотики, алкоголь, токсические вещества.
Ученик: СКИНХЕДЫ

Они проявляют агрессию по отношению к другим людям, проповедывают: культ сильной личности, шовинизм, расизм, культ черной маги. Уделяют внимание физической подготовке. Часто среди них есть фанаты футбола. Внешние отличия: бритоголовые, татуировки (до 60 - 70 % поверхности тела), произвольной тематики.

Развлечения: В условиях строгой конспирации проводят драки (без ножей, цепей, кастетов и т. д., только на кулаках), которые часто записываются на видео и продают иностранцам. Убийства «чужих», устраиваю беспорядки на футбольных соревнованиях.

Ученик: ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ

Как субкультура обладает рядом характерных признаков: жаргон, малопонятный остальной части населения; отстаивание интересов футбольной команды, выраженное в силовом противостоянии с фанатами других клубов. Внешние отличия: части одежды, раскрашенные в цвета любимой команды.

Развлечения: Эмоциональная поддержка футбольной команды во время матчей криками, погромами после матча, разборками с чужими фанатами.
Учитель : Как вы считаете все вышеперечисленные группировки что объединяет?

Ученик: Развлечения связанные с риском для здоровья.

Учитель: Назовите такие развлечения, которые опасны для здоровья. (ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ – драка, курение, пьянство, паркур, байкеры и т.д.)

Учитель: Все направления молодежной субкультуры можно условно разделить на: а) группировки экстремистской направленности;

б) неформальные молодёжные объединения (главная ориентация - свободное времяпрепровождение). Нужно знать, что существует ответственность за участие в экстремистских группировках. (Приложение 3)

Учитель: А какие развлечения, на ваш взгляд, способствуют укреплению здоровья?

(ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ - Занятия спортом, увлечение классической музыкой, туристические походы, танцы)

Учитель: Я зачитаю сейчас отрывки вашихсочинений на тему «Как я провожу свободное время». Мы посмотрим, какие развлечения есть в ваших компаниях.

Зачитываются отрывки из сочинений.

Учитель: А теперь перейдет к практическому занятию. Я хочу вам предложить некоторые развлечения, которые могли бы вы использовать в своих компаниях.

(Приложение 2)

Учитель: Какой будет ваша компания и какие развлечения будут в вашей компании зависит только от вас самих. В заключении нашего классного часа я расскажу вам притчу. (Приложение 4).

Учитель: Из этой притчи я хотела бы, чтобы вы для себя сделали вывод: Какой будет ваша компания и какие развлечения будут в ней зависит только от вас. Человек делает сам себя. Подростковый возраст - важнейший период в жизни, определяющий дальнейшую судьбу человека. Какими мы станем в жизни, во многом зависит от вас самих и, конечно, от окружающих нас людей. Но выбор компании – это только ваш выбор. И развлечения в этой компании, это развлечения, которые будут интересны вам.

Ученик: Вывод: Есть много способов веселого, интересного проведения времени в компании. Важно, чтобы развлечения были безопасными и для себя и для окружающих.

Учитель: На столе у вас лежат ладошки, у меня к вам просьба, возьмите каждый по ладошке и напишите на ней пожелания своему товарищу в группе, а теперь передайте эту ладошку однокласснику, который сидит от вас слева.

Спасибо всем за работу и за внимание.

Сценарий классного часа «Посмотри вокруг»,

посвящённого Дню пожилых людей

1класс

Задачи: - воспитание чувства уважения к старшему поколению, внимания к окружающим, толерантности,

Развитие умения вести беседу по поставленной актуальной проблеме

Из истории Дня пожилых людей.

Посмотрите вокруг… Нас окружает множество людей разных национальностей, возрастов, профессий. И все мы живём в одном мире, значит, просто обязаны жить в мире. Известно ли вам, чем отмечен день 1 октября?

1 октября в большинстве стран на всей планете отмечают Международный день пожилых людей. Этот праздник был учреждён по указу Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году.

Сначала день пожилых людей отмечали только в Европе, немного позже традиция празднования этого дня передалась в Америку. И только, начиная с 90-го года прошлого века, традиция высказывать дань уважения пожилым людям стала всемирной.

Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в странах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует передачи с учётом их пристрастий.

Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных к Дню пожилых людей и благотворительных акций.

В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорганизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.

Традиция почитания старших.

Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?

Ещё в Библии речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.

Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

III этап. Пожилой человек в нашем обществе.

1-й ведущий: Каково отношение к пожилым людям в нашем обществе?

Этот случай произошёл в г. Днепродзержинске 22.04.2009г.. Подростки играли в гестапо: ветерана войны жгли калёным железом и резали осколками стекла. Конечно, такой поступок – вопиющая жестокость и безнравственность, к счастью, он единичен. Но разве словом и невниманием нельзя ранить так же больно? Разве почти каждый из нас не сможет вспомнить случай, участником или свидетелем которого он был, когда к пожилым людям отнеслись неуважительно, сказали обидное слово или просто о них забыли? К сожалению, это так. Почему же в цивилизованном обществе возможно такое и как преодолеть неуважение к окружающим?

(Беседа с учащимися по предложенной проблеме).

Военное прошлое наших стариков.

Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире.

Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров. А как радовались юные рабочие тому, что иногда получали на заводах питание. Что же оно представляло собой?

Пожилой человек в семье.

У каждого из нас есть бабушки и дедушки, пожилые родственники и просто соседи. В наше время мы позволяем себе рассуждать о их достоинствах и недостатках, о проблемах, связанных с совместным проживанием, забыв мудрые заветы прошлого. А кто из нас никогда не ворчал на бабушку, чья опека кажется чрезмерной? Стыдно потом бывает, но не всегда хватает сил признать ошибку. В юности, по сведениям психологов, отношение к старикам особенно критично, иногда даже негативно. Хотя, казалось бы энергия молодости, опыт и мудрость старости должны дополнять друг друга. Что делать?

(Беседа с учащимися по предложенной проблеме. Можно провести ролевую игру, где представить часто возникающие проблемные ситуации взаимоотношений со стариками. Ситуации предлагают сами дети или учитель, а потом их совместно анализируют).

Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

А вот маленькие дети и пожилые люди хорошо находят общий язык. Они с удовольствием проводят время вместе: гуляют, играют. Это потому, что малыши позитивно воспринимают пожилых людей. Вспомните и своё детство.

Старость как предмет исследования учёных.

Психологи, физиологи изучают возрастные особенности каждого периода жизни человека, чтобы помочь ему понять себя и окружающих. Отдельно исследуют и такое явление, как старость. Прислушаемся к мнению учёных.

Старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей.

С другой стороны, в случае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий – достижение мудрости и чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, высшего уровня личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, - разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния. Помните об этом. Посмотрите вокруг. Будьте внимательны и терпимы к пожилым людям не только 1-го октября, но и каждый день, ведь они нуждаются в нашей заботе. А ещё помните, что все мы когда-то состаримся, и относиться к окружающим нужно так, как вам бы хотелось, чтобы окружающие относились к вам.


У детей появляется огромное количество новых проблем. Как у девочек, так и у мальчиков. Они могут быть как индивидуальными, так и общими. Что же это за проблемы?

О проблемах

Воспитывая ребенка-подростка, далеко не все родители понимают, что у их детей довольно-таки много проблем. А стоит всего лишь вспомнить свое детство и те проблемы, которые возникали в этом же периоде. С чем могут возникать неудобные ситуации? Это и общение, и внешность, и желание заниматься любимым делом. Оставляет желать лучшего и поведение подростков. Ну и, конечно же, непонимание со стороны взрослых тонкой души подросшего чада.

Проблема 1: внешность

Отвечая на вопрос о том, легко ли быть подростком, взрослые должны вспомнить, что происходит с телом их ребенка в такой период. У девочек начинает активно расти грудь, и появляются первые месячные (а это все сопровождается гормональными взрывами и дисбалансом), мальчики начинают заметно взрослеть, и у них также возникают определенные проблемы со становлением половой системы организма. К тому же лицо ребенка могут покрывать ужасные прыщи, избавиться от которых не так и легко. Все это как по отдельности, так и в комплексе создает огромное количество

Проблема 2: общение

Легко ли быть подростком, если тебя не понимают окружающие? Вопрос сам по себе риторичен. Очень часто в таком возрасте у детей возникают проблемы с общением не только со сверстниками, но и с собственными родителями. Непонимание со стороны взрослых и непринятие определенных вещей - далеко не полный список всех неурядиц. Поэтому очень часто дети-подростки начинают искать себе компаньонов и однодумцев на стороне, забывая о том, что лучше всего по всем вопросам советоваться с собственными родителями. Именно так подростки и попадают в плохие компании.

Проблема 3: цели и способ жизни

Легко ли быть подростком, если все вопросы за тебя стараются решить родители? Вопрос также не требует ответа. В этот период у детей могут возникать новые желания, цели и стремления, которые могут быть не совсем понятны взрослым. На этой почве также часто возникает огромное количество конфликтных ситуаций и неурядиц. Ребенку нужно позволить быть самим собой и поддерживать его в любой ситуации.

Проблема 4: свобода

Легко ли быть подростком, если родители до сих пор стараются во всем ограничивать? Проблема современных детей в том, что они слишком самостоятельны. А родители часто этого понять не могут и стараются все еще ограждать ребенка от определенных ситуаций. Нужно дать подростку свободу действий, возможность самостоятельно решать собственные проблемы. Только тогда ребенок будет чувствовать себя взрослым человеком и поступать как взрослый.

Проблема 5: вредные привычки

Жизнь подростка нелегка. Именно поэтому часто дети стараются избавиться от этих проблем посредством Выпил бутылку пива - и жизнь кажется веселей. Что нужно делать родителям, чтобы этого не случилось? Первое - подавать правильный пример. Если родители выпивают, почему же этого нельзя делать и подростку? Курить же дети начинают в знак протеста, это также стоит учитывать. А если ребенок сбегает от реальности в виртуальный мир, значит родителям нужно постараться изменить реальность и сделать все, чтобы в жизни было лучше и интересней, нежели в Интернете.

Процесс взросления детей всегда сопряжён с развитием общества и социальной средой, в условиях которой происходит развитие личности ребёнка. Особенно влияние среды сказывается на подростках, т. к. данный период связан с изменением мироощущения и сознания, а организм подвержен существенным физиологическим изменениям.

Классный час «Что значит быть подростком?» направлен на формирование представлений школьников об особенностях переходного периода. Данные знания необходимы ребёнку для того, чтобы успешно преодолеть трудности подросткового возраста. Формат беседы с элементами групповой работы предполагает размышления ребят на поставленные вопросы, связанные с темой классного часа.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Приложение [PDF ] [DOCX ]

Цель: создание педагогических условий для систематизации знаний школьников об особенностях подросткового возраста.

Задачи:

  • дать определение понятию «подростки», определить границы и особенности подросткового возраста;
  • сформулировать основные отличительные черты подростков и взрослых;
  • познакомить школьников с «жизненными задачами юности», обсудить их актуальность;
  • найти ответ на главный вопрос классного часа «Что значит быть подростком?»;
  • развивать умение школьников размышлять над поставленными вопросами и обоснованно высказывать собственную точку зрения.

Учитель: Вся наша жизнь состоит из разных этапов взросления. Каждый этап жизни человека, словно новая ступень лестницы, по которой он движется. На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе. Двигаясь вперёд, он растёт, развивается, набирается жизненного опыта, меняет свои взгляды и убеждения.

Но среди всех этапов жизни человека есть период, который называется переходным.

Вопрос: «О каком периоде идёт речь?»

Предполагаемый ответ: «О подростковом».

Учитель: «Тема нашего классного часа «Что значит быть подростком?»

Вопрос: «А кто такие подростки − взрослые или дети?»

Подростки − это молодые люди, находящиеся на этапе взросления, они уже не являются детьми, но и взрослыми их тоже назвать ещё нельзя.

Вопрос: «Какой возраст считается подростковым?»

Предполагаемый ответ: «Возраст человека от 10 до 15 лет».

Учитель подводит итог: «Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 10−12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет. Границы подросткового возраста не устанавливаются чётко, у каждого подростка они индивидуальны».

Учитель:

  • «Чем подросток отличается от ребёнка?»
  • «Что отличает подростка от взрослого?»
  • «Что объединяет всех подростков?»
  • «Почему подростковый возраст считается трудным?»

Чтобы ответить на поставленные вопросы, учитель предлагает школьникам поработать в группах (класс делится на 4 группы).

Школьники обсуждают обозначенные учителем вопросы в группах (время на работу 5−6 минут).

Задача I группы − ответить на вопрос «Чем подросток отличается от ребёнка?»;

Задача II группы − ответить на вопрос «Что отличает подростка от взрослого?»;

Задача III группы − ответить на вопрос «Что объединяет всех подростков?»;

Задача IV группы – ответить на вопрос «Почему подростковый возраст считается трудным?»

Учитель поочередно заслушивает мнения школьников по обозначенным вопросам (выступает один человек от группы).

После выступления I группы по вопросу «Чем подросток отличается от ребёнка?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает выводы по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Выводы на слайде:

  • подросток в отличие от ребёнка более самостоятелен;
  • он способен сам принимать решение;
  • сам выбирает себе одежду и её стиль;
  • на многие вещи имеет собственную точку зрения;
  • подросток начинает уделять больше внимания своей внешности;
  • появляется первая любовь;
  • более развит физически.

После выступления II группы по вопросу «Что объединяет всех подростков?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает вывод по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Вывод на слайде: «Психологи считают, что всех подростков объединяет одно желание − стать взрослым».

После выступления III группы по вопросу«Что отличает подростка от взрослого?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает выводы по данному вопросу, корректируя или подтверждая мнение школьников.

Выводы на слайде:

  • взрослые люди в отличие от подростка развиты физически, процесс роста остановлен;
  • взрослые люди имеют реальный жизненный опыт, обладают профессиональными знаниями;
  • взрослый человек несёт ответственность не только за себя, но и за других людей;
  • у подростка степень ответственности только формируется;
  • взрослые люди менее свободны в своих поступках, так как их поведение контролируется моральными, этическими, правовыми и прочими нормами взрослой жизни и законами общества;
  • взрослый человек более самостоятелен, он может принимать решения и менять свой образ жизни.

После выступления IV группы по вопросу «Почему подростковый возраст считается трудным?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает вывод по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Выводы на слайде:

  • организме подростка меняется: формируется взрослый скелет, происходят гормональные изменения, возрастает потребность в сне и пище;
  • подросток зачастую не понимает, что с ним происходит, и начинает испытывать комплексы по поводу собственной внешности;
  • новый образ может не нравиться, а новые ощущения − пугать;
  • появляется потребность в общении с противоположным полом, но в силу своей неопытности подростки ещё не знают, как правильно это делать;
  • из-за возникающих перемен у многих подростков появляется повышенная эмоциональная возбудимость;
  • происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится определить своё место и роль в обществе других людей;
  • появляются вопросы, связанные с выбором профессии.

Учитель: «Чтобы справиться со всеми трудностями подросткового возраста, подростку необходимо решить ряд жизненных задач. Известный американский психолог Роберт Хэвигхерст в своей книге «Задачи развития и образования» выделил задачи развития юности, которые посчитал обязательными для обретения самостоятельности».

В задачи развития юности входит:

  • принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом;
  • формирование новых, более зрелых отношений со сверстниками своего и противоположного пола;
  • принятие мужской или женской роли;
  • достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
  • подготовка к трудовой деятельности;
  • подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни;
  • появление желания нести ответственность за себя и общество;
  • обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

Вопрос: «Какие из обозначенных психологом задач являются наиболее актуальными для вашего возраста?»

Вопрос: «Зависит ли выполнение жизненных задач от конкретных действий подростков, или эти задачи могут решаться сами по себе?»

Чтобы решить любую задачу, нужно совершить конкретные действия, это правило относится и к решению жизненных задач.

Учитель предлагает выполнить задание (приложение).

Задание кейса: соотнести жизненные задачи, сформулированные психологом, с возможными действиями подростка и дополнить имеющиеся примеры.

Для выполнения задания кейса школьники работают в группах (время для работы − 5 минут).

Учитель возвращается к теме классного часа «Что значит быть подростком?» и предлагает ребятам ответить на этот вопрос, письменно продолжив предложение «Быть подростком − значит…»