Произведения михалкова а что у. Какие произведения написал Михалков Сергей Владимирович для детей — полный список с названиями и описаниями. Про девочку, которая плохо кушала
Что такое Родина?
Это – родной двор, где ты гонял мяч, это – тропинка, по которой ты сбегал к речке.
А ещё – это музыка твоего детства, книги детства, а в книгах – картинки и стихи твоего детства.
Перед Великой Отечественной войной я ходил в детский сад, где мы учили стихи:
Жили три друга-товарища
В маленьком городе ЭН,
Были три друга-товарища
Взяты фашистами в плен…
В этих стихах ощущалось предчувствие грозных перемен в жизни Родины, в жизни семьи, в жизни каждого из нас.
Мы, детсадовцы, хорошо знали, что эти строки написал Сергей Михалков – автор таких произведений, как «Дядя Стёпа», «Мы с приятелем», «Фома», «Песенка друзей» и других.
Началась война, отец ушёл на фронт, мы с мамой оказались в эвакуации на Волге, в селе Крестово-Городище. Книга со стихами Михалкова тоже приехала с нами в эти волжские края.
По вечерам, у коптилки, я читал со своими новыми друзьями:
В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома…
Моя жизнь сложилась так, что я никогда не расстаюсь с творчеством Сергея Владимировича, вот уже пятьдесят лет я рисую картинки к его книгам.
Рисую всегда с удовольствием, так как его юмор и безграничная выдумка очень мне близки и понятны.
Виктор ЧИЖИКОВ, художник,
член редколлегии журнала
«Мурзилка»
На сайте опубликованы стихотворения Сергея Михалкова «Дрессированные собачки» , «Котята» , «Щенята» , «Дятел» , «Белые стихи» .
Произведения Сергея Михалкова «Сами виноваты», «Круглый год» и «Настоящие друзья» из журнала «Мурзилка» 1962 (10 выпуск) и 2007 годов (3 выпуск).
Сами виноваты
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Всё вокруг прибрали, расчистили и размели. Осталось только большой камень с дороги убрать.
Давай поднатужимся и отташим его куда-нибудь в сторонку! - предложила Зайчиха.
А ну его! - ответил Заяц. - Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тог его обойдёт!
И остался камень лежать возле крыльца.
Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся об него и расквасил себе нос.
Давай уберём камень, - предложила опять Зайчнха. - Смотри, как ты разбился.
Охота была! - отвечал Заяц.- Стану я с ним возиться!
В другой раз несла Зайчиха кастрюлю с горячими щами. Засмотрелась на Зайца, который за столом сидел, по столу ложкой стучал, и забыла про камень. Налетела на него, щи пролила, сама ошпарилась. Горе, и только!
Давай, Заяц, уберём этот проклятый камень! - взмолилась Зайчиха.- Не ровен час, кто-нибудь из-за него голову себе сломает.
Пусть лежит, где лежал! - ответил упрямый Заяц.
Пригласили как-то Заяц и Зайчиха своего старого друга Михаила Ивановича Топтыгина на праздничный пирог.
Приду, - пообещал Михаил Иванович.- Пирог ваш, а уж мёд мой будет.
В назначенный день вышли зайцы на крыльцо - дорогого гостя встречать. Видят: спешит Михаил Иванович, большую кадушку с мёдом к груди обеими лапами прижимает, под ноги себе не смотрит.
Замахали Заяц с Зайчихой лапками:
Камень! Камень!
Не понял Медведь, что ему зайцы с крыльца кричат, почему лапками машут, и со всего хода налетел на камень. И так он на него налетел, что перевернулся через голову и всей своей тушей угодил прямо в заячий домик. Кадушку с мёдом разбил, домик развалил.
Схватился Медведь эа голову. Плачут зайцы от горя.
А зачем плакать? Сани виноваты!
Публикации раздела Литература
По фамилии Степанов и по имени Степан
Э талон справедливости, доброты и чести. Литературный персонаж, который сейчас бы могли назвать культовым, но на самом деле он - любимый. Для множества мальчишек и девчонок, что выросли на этой истории и читают строчки Сергея Михалкова своим детям, а кто уже и внукам. Так из поколения в поколение сопереживают добродушному великану: то одежду не может подобрать, то за маской на карнавале укрыться - и находят в строчках поэмы пример для подражания. Обычные ежедневные подвиги настоящего героя. Вспоминаем 10 фактов из жизни Дяди Степы и его создателя вместе с Натальей Летниковой.
В пионерский лагерь - за вдохновением . Конкурс пионерской песни Московского комитета комсомола в 1935 году позвал Сергея Михалкова в дорогу. В детский подмосковный лагерь. Молодой поэт-песенник работал вожатым, ходил в походы, вел неспешные разговоры у костра, удил рыбу. Впечатления о пионерском лете стали детскими стихами, которые напечатал журнал «Пионер». В этом же году Михалков написал первую детскую поэму - «Дядя Степа».
Евгений Мигунов. Эскиз конверта для грампластинки с записями чтения Сергеем Михалковым трилогии о дяде Стёпе. 1963
Константин Ротов. Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа». Издательство «Детгиз». 1957
Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер»
«Я писал первую часть как-то очень легко», - рассказывал впоследствии сам поэт. И за печатью дело не стало. Редактор «Пионера» журналист и писатель Борис Ивантер напечатал поэму в седьмом номере журнала за 1935 год. Даже не дожидаясь рисунков великана, чтобы не мешкать с публикацией. Первыми иллюстрациями к поэме стали фотографии самого автора, которого за высокий рост и добрые глаза невольно сравнивали с литературным персонажем. Так Сергей Михалков проснулся знаменитым среди маленькой по возрасту, но очень требовательной аудитории.
Оценка мэтров . Корней Чуковский предрекал Дяде Степе долгую литературную жизнь - и не ошибся. Высоко оценил поэму о высоком гражданине и Самуил Маршак . Прочитал «Дядю Степу» прямо в присутствии молодого автора, пожелал литературному герою «подрасти духовно». «И если впоследствии я не счел своего «Дядю Степу» случайным эпизодом в литературной работе, а продолжил трудиться для юного читателя, - в этом, может быть, прежде всего заслуга Самуила Яковлевича Маршака» , - рассказывал Сергей Михалков.
В печать! С иллюстрациями… Отдельной книгой «Дядя Степа» вышел в свет в 1936 году в издательстве «Детская литература». Впервые нарисовал Степана Степанова известный художник, создатель легендарного Мурзилки - Аминадав Каневский. Входным билетом в мир книжной иллюстрации Дядя Степа стал для художника Германа Мазурина. Свой образ обаятельного великана создавали Константин Ротов - автор панно Советского павильона на Нью-Йоркской выставке; Ювеналий Коровин, чьи работы находятся в Третьяковской галерее ; и один из отцов-основателей советской мультипликации - Владимир Сутеев.
Константин Ротов. Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа». 1950-е
Владимир Гальдяев. Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа». М.: Малыш, 1984
Герман Мазурин. Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер». Открытка. 1956
«Дядя Степа - милиционер» . «Пограничник», «Новый мир», «Пионер», «Пионерская правда». Эти не пересекающиеся по читателю издания в 1954 году объединил общий материал - поэма «Дядя Степа - милиционер». Сам автор рассказал в предисловии в «Пионере» об одной встрече - с милиционером… двухметрового роста. «Выше всех милиционеров, каких я когда-либо видел в своей жизни!» И в дружеской беседе выяснилось, что милиционер тоже был когда-то моряком. Так появилась идея новой поэмы, которая принесла детям радость, а ее создателю - Вторую премию МВД СССР.
По просьбам читателей . «Дядя Степа и Егор». Неподдельный интерес к семье любимого великана воспитанников детского сада, с которыми встречался Сергей Михалков, заставили снова взяться за перо. Юный читатель переживал - не одинок ли их любимец? А у Степы дети есть? «Что скажу ему в ответ? / Тяжело ответить «нет» . Так Степан обрел семью: жену Марусю и сына Егора - ребенка образцового, спортсмена и - в духе времени - будущего космонавта. «Я друзья скажу вам сразу: / Эта книжка по заказу», - признается поэт. Опубликована детская история в самом что ни на есть серьезном периодическом издании - газете «Правда».
Памятник дяде Степе в Москве. Скульптор Александр Рожников. Фотография: mos-holidays.ru
Памятник дяде Степе в Прокопьевске (Кемеровская область). Скульптор Константин Зинич. Фотография: ngs42.ru
Памятник дяде Степе в Самаре. Скульптор Зураб Церетели. Фотография: rah.ru
Дядя Степа в бронзе . Двухметровый постовой увековечен не только в детской литературе. Пятиметровый Степан Степанов застыл в бронзе на улицах Самары, как и водится - в окружении детей. Местные жители угадывают в памятнике черты служившего на этом участке - тогда еще города Куйбышева - участкового Олега Малинина. Памятник работы Зураба Церетели - подарок городу от знаменитого скульптора. Работу по отливке статуи он выполнил бесплатно. В столице бронзовый Дядя Степа «поселился» у здания областного ГИБДД в Слесарном переулке, а на Кузбассе - в городе Прокопьевске.
Экранная жизнь . Спустя три года после литературной премьеры - Дядя Степа уже на экране. Один из первых на «Союзмультфильме» . По сценарию Сергея Михалкова и заместителя главреда журнала «Крокодил» Николая Адуева черно-белую историю нарисовал и заставил ожить Владимир Сутеев. Спустя четверть века вышло уже цветное продолжение жизнеописания знаменитого великана - «Дядя Степа - милиционер». Над мультфильмом 1964 года работал создатель экранного
Кадр из мультипликационного фильма «Дядя Стёпа - милиционер» (1964)
Витамин смеха от Сергея Михалкова . «Юмор в детской литературе - дело серьезное и большое. Витамин смеха необходим детям» , - уверял поэт. А еще детям просто необходимы стихи Сергея Михалкова. «А что у вас?» и «Про Фому», «Веселые путешественники» и «Финтифлюшкин» и воплощенная на страницах Михалкова мечта, пожалуй, каждого ребенка - «Праздник непослушания». Произведения Сергея Михалкова изданы в стране общим тиражом 300 млн экземпляров и появляются на книжных прилавках вот уже более 80 лет. Хоть сам автор скромно замечал: «Не я выбрал детей, а дети выбрали меня. Почему? Для меня это тайна» .
ЮБИЛЕЙНАЯ МИХАЛКОВСКАЯ ВИКТОРИНА
(Викторина по произведениям С.В. Михалкова)
13 марта 2018 г. - 105 лет со дня рождения С.В. Михалкова
В каком литературном жанре НЕ работал Сергей Владимирович
Михалков?
а) Басни;
б) Пьесы;
в) Стихотворения;
г) Романы.
(А ещё в творческом арсенале Сергея Михалкова сказки, загадки, переводы,
комедии, гимны
.)
Какому государственному деятелю лично рискнул послать свои первые басни
молодой Сергей Михалков?
а) Владимиру Ленину;
б) Иосифу Сталину
;
в) Никите Хрущёву;
г) Леониду Брежневу.
(Тот дал «добро», и басни стали печататься в «Правде» с иллюстрациями
Кукрыниксов.)
Какое произведение С.В. Михалкова впервые прозвучало по радио в ночь под
Новый 1944 год?
а) «Песенка друзей»;
б) «Круглый год»;
в) «Под Новый год»;
г) Гимн Советского Союза
.
«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Сергей Владимирович
Михалков является автором этих строк на могиле Неизвестного солдата. Где
находится эта могила?
а) В Москве;
б) В Бресте;
в) В Волгограде;
г) В Берлине.
(У Кремлёвской стены.)
Кем стали дети детского поэта Сергея Владимировича Михалкова?
а) Поэтами;
б) Милиционерами;
в) Кинорежиссёрами.
г) Космонавтами.
(Известные кинорежиссёры Никита Сергеевич Михалков и Андрей Сергеевич
Михалков-Кончаловский – сыновья детского поэта.)
В каком журнале в 1935 году впервые была опубликована поэма С. Михалкова
«Дядя Стёпа»?
а) «Знамя»;
б) «Огонёк»;
в) «Костёр»;
г) «Пионер».
Кто из известных писателей стал литературным «крёстным отцом» «Дяди
Стёпы»?
а) С.Я. Маршак;
б) К.И. Чуковский;
в) И.А. Крылов;
г) А. Л. Барто.
(Сергей Михалков привез будущего знаменитого «Дядю Степу» на суд Маршака,
которому поэма понравилась.)
Сколько частей в поэме С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 6.
Части с каким названием НЕТ в поэме С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) «Дядя Стёпа – милиционер»;
б) «Дядя Стёпа и Егор»;
в) «Дядя Стёпа – ветеран»;
г) «Дядя Стёпа – депутат»
.
(Первая часть называется «Дядя Стёпа».)
Я, друзья, скажу вам сразу:
Эта книжка по заказу.
О какой книжке в ней самой так написал Сергей Михалков?
а) «Дядя Стёпа»;
б) «Дядя Стёпа – милиционер»;
в) «Дядя Стёпа и Егор»;
г) «Дядя Стёпа – ветеран».
(Идея появления поэмы «Дядя Степа и Егор» появилась у её автора после
выступления перед детишками одного из детских садов. Там мальчик спросил
Сергея Михалкова, есть ли у дяди Стёпы дети. Михалков с большим
сожалением дал мальчику отрицательный ответ. Но потом исправил это
упущение.)
Вот отрывок из произведения С.В. Михалкова «Дядя Стёпа»:
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью …
Какое прозвище у него было?
а) Алыча;
б) Саранча;
в) Каланча;
г) Свеча.
Назовите фамилию дяди Стёпы?
а) Семёнов;
б) Степанов;
в) Михалков;
г) Иванов.
(«По фамилии Степанов/ И по имени Степан/ Из районных великанов/ Самый
главный великан».)
Какого прозвища НЕ было у дяди Степы?
а) Каланча;
б) Маяк;
в) Светофор;
г) Мент.
Сапоги какого размера носил дядя Стёпа?
а) 42;
б) 45;
в) 47;
г) 50.
(«Лихо мерили шаги/ Две огромные ноги:/ Сорок пятого размера/ Покупал он
сапоги».)
Куда дядя Стёпа проходил бесплатно?
а) В кино;
б) В метро;
в) На дискотеку;
г) На стадион.
(«Но зато на стадион/ Проходил бесплатно он:/ Пропускали дядю Степу –/
Думали, что чемпион».)
На что приходилось класть ноги михалковскому дяде Стёпе, когда он
ложился спать?
а) На шкаф;
б) На стол;
в) На табурет;
г) На пол.
На каком животном посоветовали ездить дяде Стёпе в зоопарке?
а) На верблюде;
б) На жирафе;
в) На слоне;
г) На страусе.
«Дядя Стёпа в этот раз утопающего спас...». Как звали спасённого ученика?
а) Витя Доронин;
б) Петя Иванов;
в) Вова Петров;
г) Вася Бородин.
На каком флоте служил Степан Степанов?
а) На Черноморском;
б) На Балтийском;
в) На Тихоокеанском;
г) На Северном.
Каким видом спорта занимался дядя Стёпа?
а) Конькобежным;
б) Лыжным;
в) Плаванием;
г) Гимнастикой.
Как звали сына дяди Стёпы?
а) Сергей;
б) Никита;
в) Егор;
г) Андрей.
(«По палатам слышен шёпот/ Слышен громкий разговор:/ – Родился у дяди Стёпы/
Сын по имени Егор».)
Сын
дяди Стёпы Егор
стал Олимпийским чемпионом. Он...
а) Гимнаст;
б) Штангист;
в) Футболист;
г) Баскетболист.
Какую профессию выбрал сын дяди Стёпы – Егор?
а) Детский писатель;
б) Лётчик-космонавт;
в) Режиссёр;
г) Министр внутренних дел.
Какой момент книжек о дяде Стёпе запечатлел памятник дяде Стёпе, что
находится перед управлением службы ГИБДД в Слесарном переулке города
Москвы?
а) Дядя Степа чинит светофор
;
б) Дядя Стёпа спасает утопающего мальчика;
в) Дядя Стёпа спасает голубей во время пожара;
г) Дядя Стёпа снимает мальчика с подножки трамвая.
(Скульптор – Александр Рожников.)
На дверях висел замок,
Взаперти сидел щенок.
Все ушли, и одного
В доме заперли его.
Как звали щенка в стихотворении Михалкова «Мой щенок»?
а) Трезор;
б) Барбос;
в) Шарик;
г) Мухтар.
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
а) Лекарство от лени;
б) Лекарство от жадности;
в) Лекарство от вранья;
г) Лекарство от страха.
Это, верно, дряхлый дед,
Ста четырнадцати лет?
Нет!
Из какого стихотворения С.В. Михалкова эти строчки?
а) «Про мимозу»;
б) «Про сирень»;
в) «Про черёмуху»;
г) «Про жасмин».
(Такое прозвище было у изнеженного мальчика Вити, о котором говорится в этом
стихотворении
.)
Она такая же, как я,
От головы до ног.
И повторяет каждый шаг
И каждый мой прыжок.
Кто же это?
а) Сестрёнка героя стихотворения;
б) Бабушка героя стихотворения;
в) Тень героя стихотворения;
г) Зеркальное отражение героя.
(Стихотворение «Моя тень».)
Красной цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома, на дворе.
О каком дне идет речь в стихотворении «Важный день»?
а) О Д
не рождения;
б) О 1 сентября;
в) О Старом Новом годе;
г) О 1 апреля.
Каких животных НЕ было у мальчиков из стихотворения «Мы с приятелем»?
а) Ужей;
б) Ежей;
в) Ершей;
г) Чижей.
(У них в квартире на «радость всем» жили два ужа, два ежа и два чижа. Рыбки
бы вряд ли мешали жить соседям по квартире.)
Но теперь, как только Саша
В лифт пытается войти,
Тот ни вверх, ни вниз не хочет
Одного его везти.
Почему?
а) Саша очень толстый и тяжёлый;
б) Нельзя маленьким ездить одним в лифте;
в) Саша рисует на стенах лифта;
г) Саша по многу катается в лифте.
(Речь идёт о стихотворении С.В. Михалкова
«Лифт и карандаш»
.)
Каких животных в стихотворении С.В. Михалкова звали Раз, Два, Три, Четыре, Пять?
а) Рыбок;
б) Котят;
в) Щенков;
г) Птенцов.
(Стихотворение «Котята».)
Две подружки – Варя с Верой –
Это коллекционеры.
Вспомните, что коллекционируют две подружки.
а) Пупсов;
б) Фантики;
в) Автографы;
г) Кавалеров.
Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: "Не надо!
…
Как звучит последняя строчка заключительного четверостишия стихотворения Сергея
Михалкова?
а) Купите мне бычка!
б) Ведь я хочу сурка!
в) Ведь нет же поводка.
г) Я не готов пока!
(Эти строки из стихотворения
«Зяблик»
. В нем рассказывается о мальчике, который, наигравшись, забыл о
подаренной ему птичке, оставив ее на несколько дней одну. Приехав домой, мальчик
еле спас свою птичку от голодной смерти. Он понял свою ошибку и выпустил птицу
на волю. А потому он так разумно ответил своим родителям.)
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошёл,
Свернул налево за угол
И ...
нашёл.
Что нашёл, а потом вернул девочке герой стихотворения «Находка»?
а) Ножичек;
б) Кошелёк;
в) Книжечку;
г) Ключики.
(А девочка вернула этому мальчику найденный ею его перочинный нож.)
Какое из стихотворений С.В. Михалкова заканчивается пожеланием «Старость
нужно уважать!»
а) «Одна рифма»;
б) «Важный совет»;
в) «Мы с приятелем»;
г) «Бараны».
(Это
стихотворение
про
плохих мальчиков, которые не уступают в
транспорте место старикам, поэт даже не захотел писать в рифму – это
белое стихотворение. В нем только одна рифма – в последнем куплете.)
Какое из стихотворений Сергея
Михалкова нужно
обязательно прочитать всем упрямцам?
а) «Паучок»;
б) «Про сома»;
в) «Бараны»;
г) «Скворец».
(Очень полезное и поучительное для них
стихотворение
.)
Но слышен
Ребятам
Знакомый ответ:
– Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!
Как зовут мальчика из одноимённого стихотворения С.В. Михалкова?
а) Степан;
б) Егор;
в) Фома;
г) Ваня.
(Стихотворение
«Фома»
об упрямом мальчике, который не верил никому и ничему.)
Как называется известное стихотворение Юлиана Тувима в переводе Сергея
Михалкова?
а) «Овощи»;
б) «Фрукты»;
в) «Цветы»;
г) «Грибы».
Откуда свалилась Азбука в стихотворении Сергея Михалкова?
а) С полки;
б) Со стола;
в) С дуба;
г) С печки.
(Стихотворение «Азбука». «Что случилось? Что случилось?/ С печки Азбука
свалилась!»)
Для кого Майский жук основал Академию наук в стихотворении
«Лесная академия»
?
а) Для растений;
б) Для птиц;
в) Для насекомых;
г) Для зверей.
С каким мальчиком дружили товарищи из стихотворения С. Михалкова
«Настоящие друзья»
?
а) С мальчиком, который хромал;
б) С мальчиком, который заикался;
в) С мальчиком, который картавил;
г) С мальчиком-левшой.
(Это стихотворение о крепкой, настоящей дружбе!)
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
а) Контрольной;
б) Вызова к директору;
в) Прививки;
г) Мышки.
(Стихотворение так и называется – «Прививка».)
В каком стихотворении Сергея Михалкова «Появился детский врач – Глеб
Сергеевич Пугач»?
а) «В парикмахерской»;
б) «Про девочку, которая плохо кушала»;
в) «Прививка»;
г) «Грипп».
Ей
открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она
на многих
Самых разных языках.
Кто это ОНА в стихотворении Сергея Михалкова?
а) Карта;
б) Книга;
в) Переводчица;
г) Отличница.
(Стихотворение
«Как бы жили мы без книг»
.)
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
…
Закончите строчку из стихотворения Сергея Михалкова.
а) Злой бычок;
б) Носорог;
в) Мой щенок;
г) Козерог.
(Покусанный пчёлами непоседливый щенок из стихотворения «Мой щенок».)
Кого НЕ везли с собой «в далёкие края» «хорошие соседи, счастливые
друзья» в стихотворении Михалкова «Песенка друзей»?
а) Чижика;
б) Собаку;
в) Мышку;
г) Обезьяну.
В каком из стихотворений Михалкова щенка искусали пчёлы?
а) «Мой щенок»;
б) «Трезор»;
в) «О тех, кто лает»;
г) «Пёс».
Вставьте пропущенное имя в строчки из стихотворения Сергея Михалкова.
…
– хороший ученик,
Достоин уважения:
За год ученья он постиг
Таблицу умножения.
А) Егор;
б) Степан;
в) Полкан;
г) Трезор.
(Стихотворение «Дрессированные собачки» из цикла стихов про цирк.)
Как звали маленькую собачку в стихотворении Сергея Михалкова «Беглянка»?
а) Чебурашка;
б) Филя;
в) Каштанка;
г) Муму.
(«Жила-была собачка/ По кличке Чебурашка, – / Курчавенькая спинка,/ Забавная
мордашка».)
Какими надписями пестрит заграничное платье девочки Кати в стихотворении
«Модное платье»?
а) Именами актёров кино;
б) Строчками из таблицы умножения;
в) Названиями городов;
г) Названиями планет.
Как жаль, что взрослые
подчас
Совсем не понимают нас.
А детство, сами говорят,
Бывает только раз!
Как называется стихотворение Сергея Михалкова, из которого эти
заключительные строчки?
а) «Несбывшиеся мечты»;
б) «Лапуся»;
в) «Бедный Костя»;
г) «Недотёпа».
(Обязательно почитайте это
стихотворение
своим родителям!)
Какое слово ненавидел мальчик в одном из стихотворений Сергея Михалкова?
а) «Кушать»;
б) «Спать»;
в) «Читать»;
г) «Гулять».
(Стихотворение «Не спать!»: «Я ненавижу слово «спать»!/ Я ежусь каждый раз, /
Когда я слышу: «Марш в кровать!/ Уже десятый час!»)
По какой части «имел большой талант» Андрей Храбров из стихотворения
Михалкова «Стойкий Андрей»?
а) По части ловли комаров;
б) По части ловли мышей;
в) По части ловли тараканов;
г) По части ловли бабочек.
Какому детскому писателю посвящены эти строки стихотворения Сергея
Михалкова?
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
А) Николаю Носову;
б) Виктору Драгунскому;
в) Льву Кассилю;
г) Аркадию Гайдару.
(Стихотворение
«Аркадий Гайдар»
.)
Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Назовите имя пернатого певца из одноимённого стихотворения Сергея
Михалкова.
а) Зяблик;
б) Скворец;
в) Дятел;
г) Павлин.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
В защиту каких представителей животного мира С.В. Михалковым написано
стихотворение
«Будь человеком»
, из которого эти строчки?
а) Пчёл;
б) Муравьёв;
в) Ежей;
г) Оленей.
(В этом стихотворении мальчик бездумно и безжалостно разрушил в лесу
муравейник, за что автор назвал его жестоким эгоистом и с надеждой на
исправление попросил персонажа стать Человеком!)
Чего боялся и с чем боролся мальчик из стихотворения
«Сила воли»
Сергея Михалкова?
а) Спать в темноте;
б) Быть одному дома;
в) Отвечать у дочки;
г) Прививок.
Какая детская пьеса есть у С. Михалкова?
а) «Пилотка»;
б) «Сомбреро»;
в) «Панама»;
г) «Шляпа».
Кто из трёх поросят в английской сказке, пересказанной Сергеем
Михалковым, построил себе дом из камня?
а) Ниф-Ниф;
б) Наф-Наф;
в) Нуф-Нуф.
Какое из этих крылатых выражений «выпорхнуло» из басни С.В. Михалкова?
а) «А судьи кто?»;
б) «Ба! Знакомые всё лица»;
в) «И дым Отечества нам сладок и приятен»;
г) «А сало русское едят!»
(Из басни Сергея Михалкова «Две подруги».)
Произведения Михалкова занимают видное место в советской и российской литературе. Его поэмы, детские стихи, басни, пьесы, сценарии к фильмам и, наконец, слова к трем гимнам заслуженно принесли ему всесоюзную и всероссийскую славу и известность.
Краткая биография
Михалков Сергей Владимирович родился в 1913 году в Москве в семье, происходившей из старинного дворянского рода. Его детство прошло в Мальчик получил прекрасное домашнее образование. Уже в раннем детстве он увлекся литературой, поэзией. В детском возрасте он начал писать стихи. Свое первое стихотворение он написал, когда ему было всего девять лет.
Через некоторое время семья переехала в Ставропольский край. В конце 1920-х годов он начал печататься в местных газетах. Потом он переехал в Москву, где вынужден был какое-то время заниматься физической работой. Однако он никогда не бросал свои занятия поэзией. Молодой поэт прославился на всю страну в 1935 году, когда вышла в свет его поэма «Дядя Степа». Затем последовал выход сборника стихов, который укрепил его славу. В годы войны он работал в это же время написал гимн. После победы он продолжил публикации своих произведений, занимался активной общественной деятельностью, основал журнал «Фитиль». сыграл важную роль в развитии отечественной литературы, драматургии, поэзии. Скончался знаменитый поэт в 2009 году.
Ранние сочинения
Первые стихотворения поэта сразу привлекли внимание. Отец заметил талант сына и как-то показал его стихи поэту А. Безыменскому, который одобрил первые опыты юноши. Одно из первых сочинений автора называется «Дорога», в нем он продемонстрировал мастерство владения рифмой и языком.
Произведения Михалкова отличаются краткостью, лаконичностью и необыкновенной выразительностью во многом благодаря тому, что поэт с детства писал в лучших традициях русской классической литературы. Он вырос на стихотворениях Пушкина и баснях Крылова, на сочинениях Маяковского и Есенина. Неудивительно поэтому, что уже первые литературные опыты его были весьма удачны. С 1933 года его произведения регулярно печатались в ведущих отечественных журналах. Одно из наиболее известных произведений данного периода - стихотворение «Светлана».
Успех
Произведения Михалкова пользовались большой популярностью и любовью читателей еще до того, как вышла в свет его самая знаменитая детская поэма. Славу детского писателя укрепил успех нового сочинения - стихотворения «Три гражданина», которое он написал во время своего участия в конкурсе на лучшую пионерскую песню.
После этого автор решил попробовать себя в другом жанре и приступил к созданию своего, наверное, самого известного произведения - поэме «Дядя Степа». Образ доброго, простодушного великана, который в любое время готов прийти на помощь, сразу приобрел всесоюзную любовь.
На создание известной тетралогии у поэта ушло несколько десятков лет. После войны в свет вышла поэма «Дядя Степа - милиционер» и еще две другие. В них главный герой, оставаясь по-прежнему тем же добродушным великаном, постепенно делался более лиричным. Особенно трогательной, пожалуй, является часть «Дядя Степа и Егор», в которую поэт ввел образ сына главного героя.
Другие сочинения
Произведения Михалкова стали популярными во многом благодаря своему оптимизму, живому и веселому языку, а также глубокой житейской мудрости. В довоенное время было опубликовано еще одно его знаменитое стихотворение «А у вас?», которое по форме напоминает считалочку, но тем не менее проникнуто серьезным философским смыслом и звучанием.
Еще одной характерной особенностью творчества Михалкова является то, что он часто создавал героев, которые не всегда могли быть образцом для подражания. Наоборот, довольно часто он в образах своих персонажей высмеивал недостатки, которые присущи детям: лень, изнеженность, грубость, хвастовство. Многие его фразы оказались настолько меткими и остроумными, что превратились в поговорку. Его рифма чрезвычайна проста и запоминается буквально с первого раза (например, его знаменитая «Песенка друзей», которая известна, наверное, каждому ребенку).
Произведения военных лет
В годы войны поэт работал корреспондентом, он побывал на многих передовых, получил ряд высоких наград за храбрость. Его военная лирика, как и произведения Твардовского, отличается простотой и легким языком, напоминает народные песни, что сразу сделало ее популярной. К числу произведений этого периода относятся, например, стихотворения «Боец лежит за хатами…», «Письмо домой» и другие. Примечательно, что именно этому поэту принадлежит эпитафия на
Басни, пьесы, сценарии
В середине 1940-х годов Михалков по совету писателя Толстого решил попробовать себя в новом жанре - в сочинении басен (он с детства любил Крылова). Его первые произведения в данном жанре имели большой успех. Всего он написал около двухсот басен, которые вошли в золотой фонд отечественной литературы. Поэт также выступил автором сценария некоторых известных советских фильмов, один из наиболее значимых - комедия «Три плюс два», снятая по мотивам его пьесы.
Особенностью творчества поэта является то, что он в максимально доступной форме умел выражать очень серьезные и глубокие мысли, при этом развлекая и поучая. Таково, например, его стихотворение «Сашина каша».
Книги Михалкова до сих пор огромными тиражами расходятся в нашей стране.
Внеклассное мероприятие
« Мир героев произведений
Сергея Михалкова»
Карпенко Евгения Викторовна
МБОУ СШ № 10 г. Димитровград Ульяновская обл..
Март 2016 г.. Разработано для учащихся начальной школы.
Цель:- формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммукативных, личностных), познакомить с творчеством С. Михалкова, способствовать развитию речи, развивать творческие способности детей.
Задачи:
Познавательные:- развивать творческое « видение» художественного
произведения;
Развивать умения работать с информацией;
Развитие умения наблюдать, выделять главное.
Коммуникативные:- воспитывать интерес к книге, к читательской
деятельности, культуре общения;
Воспитывать умения работать в группах;
Слушать и понимать других.
Регулятивные: -учить понимать задачу и выбирать способ решения,
Учить самостоятельно делать выбор.
Личностные: -учить проявлять желание познавать новое;
Формировать представления о нормах поведения;
Формировать умения понимать и разделять чувство
любви и сострадания.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Учитель: Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Книги – это друзья и советчики.Писатели делятся с нами своими знаниями, наблюдениями, своим жизненным опытом.
1 ученик: Хорошая книга - мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
2 ученик: С тобою дорога моя далека
В любую страну, в любые века.
Ты мне говоришь про движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.
3 ученик: Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу. (Н. Найдёнова.)
2.Тема мероприятия.
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие в мир героев произведений замечательного писателя Сергея Владимировича Михалкова. Его произведения написаны о детях и для детей. На его стихах и сказках выросло не одно поколение –это ваши бабушки и дедушки, мамы и папы.Теперь вы читаете его стихи и басни, но они остались такими же интересными и актуальными.
1 ученик: Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
2 ученик: Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
3 ученик: Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в неё страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Учитель: Так писал С Михалков в одном из своих стихотворений.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта в 1913 году в городе Москве, в очень образованной семье.
Отец – Владимир Александрович Михалков был учёным, имел юридическое образование. С увлечением разводил домашнюю птицу и писал об этом книги. Мама – Ольга Михайловна была учительницей.
Семья Михалковых была очень читающей семьёй. В их доме было очень много книг. Вечерами вся семья любила читать стихи известных поэтов. Вся эта атмосфера повлияла на жизнь маленького Серёжи, и уже в 9 лет он написал свои первые стихи, которые он прятал от всех в своей шкатулке. Впервые его стихи были напечатаны когда Серёже было 15 лет.
За свою долгую жизнь, а он прожил 96 лет, Сергей Михалков написал 145 стихотворений, 190 басен, 16 фронтовых стихов. По его сценариям снимали фильмы, мультфильмы, ставили спектакли. С. Михалков единственный человек, который написал 3 государственных Гимна нашей страны и для разных эпох.
3.Путешествие в мир героев С.Михалкова.
1ученик: В доме восемь, дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью «Каланча».
Учитель: Кто же не знает этого адреса? По нему жил и был прописан дядя Стёпа по фамилии Степанов.
2 ученик: От ворот и до ворот
Знал в районе весь народ
Где работает Степанов,
Где прописан, где живёт.
3 ученик: Потому что всех быстрее
Без особенных трудов
Он снимал ребятам змея
С телеграфных проводов.
Учитель: В отличии от великанов сказочных, которые были большие, страшные, злые и кровожадные, дядя Стёпа был великан очень добрый и скромный.Ему ничего не стоило спасти голубей из горящего дома.
4 ученик: Дядя Стёпа с тротуара
Достаёт до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его рука.
5 ученик: Он окошко открывает
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей
А за ними воробей.
Учитель: Он настоящий герой. Спасает тонущего школьника
1 ученик: Что случилось?
Что за крик?
Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку-
Помогите человеку!
2 ученик: На глазах всего народа
Дядя Стёпа лезет в воду.
Учитель: И все свои геройские поступки дядя Стёпа делает легко и не требует за это награды. Он просто не может поступить иначе если кто то попал в беду и ему нужна помощь. Степанов всегда готов примчаться на помощь каждому.
3 ученик: За поступок благородный
Все его благодарят.
Попросите что угодно! –
Дяде Стёпе говорят.
4 ученик: --Мне не нужно ничего –
Я задаром спас его!
Учитель: Герои Михалкова – девчонки и мальчишки, которые очень похожи на вас. А так же забавные животные.
Сейчас мы почитаем стихи Сергея Михалкова, и,наверняка, кто то узнает себя или своих друзей
4.Чтение стихов.
Инсценировка стихотворения «Про девочку, которая плохо кушала»
(действующие лица:Юлечка, мамуля, врач, автор)
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
Съешь яичко, Юлечка!
Не хочу, мамулечка!
Съешь с колбаской бутерброд!-
Прикрывает Юля рот.
Супик?
Нет…
Котлетку?
Нет….-
Стынет Юлечкин обед.
Что с тобою, Юлечка?
Ничего, мамулечка!
Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
Не могу, мамулечка!-
Мама с бабушкой в слезах-
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач-
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят-
И зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жуёт овёс.
Кость грызёт дворовый Пёс.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают.
Утром завтракает Слон-
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мёд.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский любит Мышь…-
Попрощался с Юлей врач-
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
Накорми меня, мамуля!
С. Михалков. «Прививка».
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!..-
Я прививки не боюсь:
Если надо-уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и- пошёл…
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!...
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!...Почему я встал у стенки?
У меня… дрожат коленки…
С. Михалков. «Бараны».
По крутой дороге горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти-
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран,уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами не крути
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт.
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Басня «Кирпич и льдина».
Плыл по реке кирпич на льдине
Он у неё лежал по середине
И всё учил её, что не туда плывёт,
Что надо бы прибавить ход,
Что нужно иначе держаться!
Напрасно не трещать и к берегу не жаться!
А льдина таяла, приветствуя весну…
Пришло мгновение-Кирпич пошёл ко дну.
--------------------
Кирпич напомнил человека мне.
Что думал про себя: «Я нынче на коне!»
Учил других, командовать пытался,
А сам не «на коне»-на льдине оказался!
5.Итог.Сегодня мы говорили о творчестве С Михалкова, читали его произведения. Наше занятие подошло к концу, но не закончилась дружба с книгами этого удивительного писателя. Эти книги помогают нам стать лучше, добрее и богаче.
Подготовка:1.Выставка книг.
2.Проведён конкурс чтецов.
3.Проведён конкурс рисунков.