Все

Что такое Родина?

Это – родной двор, где ты гонял мяч, это – тропинка, по которой ты сбегал к речке.

А ещё – это музыка твоего детства, книги детства, а в книгах – картинки и стихи твоего детства.

Перед Великой Отечественной войной я ходил в детский сад, где мы учили стихи:

Жили три друга-товарища

В маленьком городе ЭН,

Были три друга-товарища

Взяты фашистами в плен…

В этих стихах ощущалось предчувствие грозных перемен в жизни Родины, в жизни семьи, в жизни каждого из нас.

Мы, детсадовцы, хорошо знали, что эти строки написал Сергей Михалков – автор таких произведений, как «Дядя Стёпа», «Мы с приятелем», «Фома», «Песенка друзей» и других.

Началась война, отец ушёл на фронт, мы с мамой оказались в эвакуации на Волге, в селе Крестово-Городище. Книга со стихами Михалкова тоже приехала с нами в эти волжские края.

По вечерам, у коптилки, я читал со своими новыми друзьями:

В одном переулке

Стояли дома.

В одном из домов

Жил упрямый Фома…

Моя жизнь сложилась так, что я никогда не расстаюсь с творчеством Сергея Владимировича, вот уже пятьдесят лет я рисую картинки к его книгам.

Рисую всегда с удовольствием, так как его юмор и безграничная выдумка очень мне близки и понятны.

Виктор ЧИЖИКОВ, художник,

член редколлегии журнала

«Мурзилка»

На сайте опубликованы стихотворения Сергея Михалкова «Дрессированные собачки» , «Котята» , «Щенята» , «Дятел» , «Белые стихи» .

Произведения Сергея Михалкова «Сами виноваты», «Круглый год» и «Настоящие друзья» из журнала «Мурзилка» 1962 (10 выпуск) и 2007 годов (3 выпуск).

Сами виноваты

Построили себе Заяц и Зайчиха не­большой домишко в лесу. Всё вокруг при­брали, расчистили и размели. Осталось только большой камень с дороги убрать.

Давай поднатужимся и отташим его куда-нибудь в сторонку! - предложила Зайчиха.

А ну его! - ответил Заяц. - Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тог его обойдёт!

И остался камень лежать возле крыльца.

Бежал однажды Заяц домой с огоро­да. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся об него и расквасил себе нос.

Давай уберём камень, - предложила опять Зайчнха. - Смотри, как ты разбился.

Охота была! - отвечал Заяц.- Стану я с ним возиться!

В другой раз несла Зайчиха кастрюлю с горячими щами. Засмотрелась на Зай­ца, который за столом сидел, по столу ложкой стучал, и забыла про камень. На­летела на него, щи пролила, сама ошпарилась. Горе, и только!

Давай, Заяц, уберём этот проклятый камень! - взмолилась Зайчиха.- Не ровен час, кто-нибудь из-за него голо­ву себе сломает.

Пусть лежит, где лежал! - ответил упрямый Заяц.

Пригласили как-то Заяц и Зайчиха своего старого друга Михаила Ивановича Топтыгина на праздничный пирог.

Приду, - пообещал Михаил Ивано­вич.- Пирог ваш, а уж мёд мой будет.

В назначенный день вышли зайцы на крыльцо - дорогого гостя встречать. Ви­дят: спешит Михаил Иванович, большую кадушку с мёдом к груди обеими лапами прижимает, под ноги себе не смот­рит.

Замахали Заяц с Зайчихой лапками:

Камень! Камень!

Не понял Медведь, что ему зайцы с крыльца кричат, почему лапками ма­шут, и со всего хода налетел на камень. И так он на него налетел, что перевер­нулся через голову и всей своей тушей угодил прямо в заячий домик. Кадушку с мёдом разбил, домик развалил.

Схватился Медведь эа голову. Плачут зайцы от горя.

А зачем плакать? Сани виноваты!

Публикации раздела Литература

По фамилии Степанов и по имени Степан

Э талон справедливости, доброты и чести. Литературный персонаж, который сейчас бы могли назвать культовым, но на самом деле он - любимый. Для множества мальчишек и девчонок, что выросли на этой истории и читают строчки Сергея Михалкова своим детям, а кто уже и внукам. Так из поколения в поколение сопереживают добродушному великану: то одежду не может подобрать, то за маской на карнавале укрыться - и находят в строчках поэмы пример для подражания. Обычные ежедневные подвиги настоящего героя. Вспоминаем 10 фактов из жизни Дяди Степы и его создателя вместе с Натальей Летниковой.

В пионерский лагерь - за вдохновением . Конкурс пионерской песни Московского комитета комсомола в 1935 году позвал Сергея Михалкова в дорогу. В детский подмосковный лагерь. Молодой поэт-песенник работал вожатым, ходил в походы, вел неспешные разговоры у костра, удил рыбу. Впечатления о пионерском лете стали детскими стихами, которые напечатал журнал «Пионер». В этом же году Михалков написал первую детскую поэму - «Дядя Степа».

Евгений Мигунов. Эскиз конверта для грампластинки с записями чтения Сергеем Михалковым трилогии о дяде Стёпе. 1963

Константин Ротов. Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа». Издательство «Детгиз». 1957

Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер»

«Я писал первую часть как-то очень легко», - рассказывал впоследствии сам поэт. И за печатью дело не стало. Редактор «Пионера» журналист и писатель Борис Ивантер напечатал поэму в седьмом номере журнала за 1935 год. Даже не дожидаясь рисунков великана, чтобы не мешкать с публикацией. Первыми иллюстрациями к поэме стали фотографии самого автора, которого за высокий рост и добрые глаза невольно сравнивали с литературным персонажем. Так Сергей Михалков проснулся знаменитым среди маленькой по возрасту, но очень требовательной аудитории.

Оценка мэтров . Корней Чуковский предрекал Дяде Степе долгую литературную жизнь - и не ошибся. Высоко оценил поэму о высоком гражданине и Самуил Маршак . Прочитал «Дядю Степу» прямо в присутствии молодого автора, пожелал литературному герою «подрасти духовно». «И если впоследствии я не счел своего «Дядю Степу» случайным эпизодом в литературной работе, а продолжил трудиться для юного читателя, - в этом, может быть, прежде всего заслуга Самуила Яковлевича Маршака» , - рассказывал Сергей Михалков.

В печать! С иллюстрациями… Отдельной книгой «Дядя Степа» вышел в свет в 1936 году в издательстве «Детская литература». Впервые нарисовал Степана Степанова известный художник, создатель легендарного Мурзилки - Аминадав Каневский. Входным билетом в мир книжной иллюстрации Дядя Степа стал для художника Германа Мазурина. Свой образ обаятельного великана создавали Константин Ротов - автор панно Советского павильона на Нью-Йоркской выставке; Ювеналий Коровин, чьи работы находятся в Третьяковской галерее ; и один из отцов-основателей советской мультипликации - Владимир Сутеев.

Константин Ротов. Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа». 1950-е

Владимир Гальдяев. Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа». М.: Малыш, 1984

Герман Мазурин. Иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер». Открытка. 1956

«Дядя Степа - милиционер» . «Пограничник», «Новый мир», «Пионер», «Пионерская правда». Эти не пересекающиеся по читателю издания в 1954 году объединил общий материал - поэма «Дядя Степа - милиционер». Сам автор рассказал в предисловии в «Пионере» об одной встрече - с милиционером… двухметрового роста. «Выше всех милиционеров, каких я когда-либо видел в своей жизни!» И в дружеской беседе выяснилось, что милиционер тоже был когда-то моряком. Так появилась идея новой поэмы, которая принесла детям радость, а ее создателю - Вторую премию МВД СССР.

По просьбам читателей . «Дядя Степа и Егор». Неподдельный интерес к семье любимого великана воспитанников детского сада, с которыми встречался Сергей Михалков, заставили снова взяться за перо. Юный читатель переживал - не одинок ли их любимец? А у Степы дети есть? «Что скажу ему в ответ? / Тяжело ответить «нет» . Так Степан обрел семью: жену Марусю и сына Егора - ребенка образцового, спортсмена и - в духе времени - будущего космонавта. «Я друзья скажу вам сразу: / Эта книжка по заказу», - признается поэт. Опубликована детская история в самом что ни на есть серьезном периодическом издании - газете «Правда».

Памятник дяде Степе в Москве. Скульптор Александр Рожников. Фотография: mos-holidays.ru

Памятник дяде Степе в Прокопьевске (Кемеровская область). Скульптор Константин Зинич. Фотография: ngs42.ru

Памятник дяде Степе в Самаре. Скульптор Зураб Церетели. Фотография: rah.ru

Дядя Степа в бронзе . Двухметровый постовой увековечен не только в детской литературе. Пятиметровый Степан Степанов застыл в бронзе на улицах Самары, как и водится - в окружении детей. Местные жители угадывают в памятнике черты служившего на этом участке - тогда еще города Куйбышева - участкового Олега Малинина. Памятник работы Зураба Церетели - подарок городу от знаменитого скульптора. Работу по отливке статуи он выполнил бесплатно. В столице бронзовый Дядя Степа «поселился» у здания областного ГИБДД в Слесарном переулке, а на Кузбассе - в городе Прокопьевске.

Экранная жизнь . Спустя три года после литературной премьеры - Дядя Степа уже на экране. Один из первых на «Союзмультфильме» . По сценарию Сергея Михалкова и заместителя главреда журнала «Крокодил» Николая Адуева черно-белую историю нарисовал и заставил ожить Владимир Сутеев. Спустя четверть века вышло уже цветное продолжение жизнеописания знаменитого великана - «Дядя Степа - милиционер». Над мультфильмом 1964 года работал создатель экранного

Кадр из мультипликационного фильма «Дядя Стёпа - милиционер» (1964)

Витамин смеха от Сергея Михалкова . «Юмор в детской литературе - дело серьезное и большое. Витамин смеха необходим детям» , - уверял поэт. А еще детям просто необходимы стихи Сергея Михалкова. «А что у вас?» и «Про Фому», «Веселые путешественники» и «Финтифлюшкин» и воплощенная на страницах Михалкова мечта, пожалуй, каждого ребенка - «Праздник непослушания». Произведения Сергея Михалкова изданы в стране общим тиражом 300 млн экземпляров и появляются на книжных прилавках вот уже более 80 лет. Хоть сам автор скромно замечал: «Не я выбрал детей, а дети выбрали меня. Почему? Для меня это тайна» .

ЮБИЛЕЙНАЯ МИХАЛКОВСКАЯ ВИКТОРИНА

(Викторина по произведениям С.В. Михалкова)

13 марта 2018 г. - 105 лет со дня рождения С.В. Михалкова

В каком литературном жанре НЕ работал Сергей Владимирович Михалков?
а) Басни;
б) Пьесы;
в) Стихотворения;
г) Романы.
(А ещё в творческом арсенале Сергея Михалкова сказки, загадки, переводы, комедии, гимны .)

Какому государственному деятелю лично рискнул послать свои первые басни молодой Сергей Михалков?
а) Владимиру Ленину;
б) Иосифу Сталину ;
в) Никите Хрущёву;
г) Леониду Брежневу.
(Тот дал «добро», и басни стали печататься в «Правде» с иллюстрациями Кукрыниксов.)

Какое произведение С.В. Михалкова впервые прозвучало по радио в ночь под Новый 1944 год?
а) «Песенка друзей»;
б) «Круглый год»;
в) «Под Новый год»;
г) Гимн Советского Союза .

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Сергей Владимирович Михалков является автором этих строк на могиле Неизвестного солдата. Где находится эта могила?
а) В Москве;
б) В Бресте;
в) В Волгограде;
г) В Берлине.
(У Кремлёвской стены.)

Кем стали дети детского поэта Сергея Владимировича Михалкова?
а) Поэтами;
б) Милиционерами;
в) Кинорежиссёрами.
г) Космонавтами.
(Известные кинорежиссёры Никита Сергеевич Михалков и Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский – сыновья детского поэта.)

В каком журнале в 1935 году впервые была опубликована поэма С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) «Знамя»;
б) «Огонёк»;
в) «Костёр»;
г) «Пионер».

Кто из известных писателей стал литературным «крёстным отцом» «Дяди Стёпы»?
а) С.Я. Маршак;
б) К.И. Чуковский;
в) И.А. Крылов;
г) А. Л. Барто.
(Сергей Михалков привез будущего знаменитого «Дядю Степу» на суд Маршака, которому поэма понравилась.)

Сколько частей в поэме С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 6.

Части с каким названием НЕТ в поэме С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) «Дядя Стёпа – милиционер»;
б) «Дядя Стёпа и Егор»;
в) «Дядя Стёпа – ветеран»;
г) «Дядя Стёпа – депутат» .
(Первая часть называется «Дядя Стёпа».)


Я, друзья, скажу вам сразу:
Эта книжка по заказу.

О какой книжке в ней самой так написал Сергей Михалков?
а) «Дядя Стёпа»;
б) «Дядя Стёпа – милиционер»;
в) «Дядя Стёпа и Егор»;
г) «Дядя Стёпа – ветеран».
(Идея появления поэмы «Дядя Степа и Егор» появилась у её автора после выступления перед детишками одного из детских садов. Там мальчик спросил Сергея Михалкова, есть ли у дяди Стёпы дети. Михалков с большим сожалением дал мальчику отрицательный ответ. Но потом исправил это упущение.)

Вот отрывок из произведения С.В. Михалкова «Дядя Стёпа»:

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью

Какое прозвище у него было?
а) Алыча;
б) Саранча;
в) Каланча;
г) Свеча.

Назовите фамилию дяди Стёпы?
а) Семёнов;
б) Степанов;
в) Михалков;
г) Иванов.
(«По фамилии Степанов/ И по имени Степан/ Из районных великанов/ Самый главный великан».)

Какого прозвища НЕ было у дяди Степы?
а) Каланча;
б) Маяк;
в) Светофор;
г) Мент.

Сапоги какого размера носил дядя Стёпа?
а) 42;
б) 45;
в) 47;
г) 50.
(«Лихо мерили шаги/ Две огромные ноги:/ Сорок пятого размера/ Покупал он сапоги».)

Куда дядя Стёпа проходил бесплатно?
а) В кино;
б) В метро;
в) На дискотеку;
г) На стадион.
(«Но зато на стадион/ Проходил бесплатно он:/ Пропускали дядю Степу –/ Думали, что чемпион».)

На что приходилось класть ноги михалковскому дяде Стёпе, когда он ложился спать?
а) На шкаф;
б) На стол;
в) На табурет;
г) На пол.

На каком животном посоветовали ездить дяде Стёпе в зоопарке?
а) На верблюде;
б) На жирафе;
в) На слоне;
г) На страусе.


«Дядя Стёпа в этот раз утопающего спас...». Как звали спасённого ученика?
а) Витя Доронин;
б) Петя Иванов;
в) Вова Петров;
г) Вася Бородин.

На каком флоте служил Степан Степанов?
а) На Черноморском;
б) На Балтийском;
в) На Тихоокеанском;
г) На Северном.

Каким видом спорта занимался дядя Стёпа?
а) Конькобежным;
б) Лыжным;
в) Плаванием;
г) Гимнастикой.

Как звали сына дяди Стёпы?
а) Сергей;
б) Никита;
в) Егор;
г) Андрей.
(«По палатам слышен шёпот/ Слышен громкий разговор:/ – Родился у дяди Стёпы/ Сын по имени Егор».)

Сын дяди Стёпы Егор стал Олимпийским чемпионом. Он...
а) Гимнаст;
б) Штангист;
в) Футболист;
г) Баскетболист.

Какую профессию выбрал сын дяди Стёпы – Егор?
а) Детский писатель;
б) Лётчик-космонавт;
в) Режиссёр;
г) Министр внутренних дел.

Какой момент книжек о дяде Стёпе запечатлел памятник дяде Стёпе, что находится перед управлением службы ГИБДД в Слесарном переулке города Москвы?
а) Дядя Степа чинит светофор ;
б) Дядя Стёпа спасает утопающего мальчика;
в) Дядя Стёпа спасает голубей во время пожара;
г) Дядя Стёпа снимает мальчика с подножки трамвая.

(Скульптор – Александр Рожников.)


На дверях висел замок,
Взаперти сидел щенок.
Все ушли, и одного
В доме заперли его.

Как звали щенка в стихотворении Михалкова «Мой щенок»?
а) Трезор;
б) Барбос;
в) Шарик;
г) Мухтар.


Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.

Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
а) Лекарство от лени;
б) Лекарство от жадности;
в) Лекарство от вранья;
г) Лекарство от страха.


Это, верно, дряхлый дед,
Ста четырнадцати лет?
Нет!

Из какого стихотворения С.В. Михалкова эти строчки?
а) «Про мимозу»;
б) «Про сирень»;
в) «Про черёмуху»;
г) «Про жасмин».
(Такое прозвище было у изнеженного мальчика Вити, о котором говорится в этом стихотворении .)


Она такая же, как я,
От головы до ног.
И повторяет каждый шаг
И каждый мой прыжок.

Кто же это?
а) Сестрёнка героя стихотворения;
б) Бабушка героя стихотворения;
в) Тень героя стихотворения;
г) Зеркальное отражение героя.
(Стихотворение «Моя тень».)


Красной цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома, на дворе.

О каком дне идет речь в стихотворении «Важный день»?
а) О Д не рождения;
б) О 1 сентября;
в) О Старом Новом годе;
г) О 1 апреля.

Каких животных НЕ было у мальчиков из стихотворения «Мы с приятелем»?
а) Ужей;
б) Ежей;
в) Ершей;
г) Чижей.
(У них в квартире на «радость всем» жили два ужа, два ежа и два чижа. Рыбки бы вряд ли мешали жить соседям по квартире.)


Но теперь, как только Саша
В лифт пытается войти,
Тот ни вверх, ни вниз не хочет
Одного его везти.

Почему?
а) Саша очень толстый и тяжёлый;
б) Нельзя маленьким ездить одним в лифте;
в) Саша рисует на стенах лифта;
г) Саша по многу катается в лифте.
(Речь идёт о стихотворении С.В. Михалкова «Лифт и карандаш» .)

Каких животных в стихотворении С.В. Михалкова звали Раз, Два, Три, Четыре, Пять?
а) Рыбок;
б) Котят;
в) Щенков;
г) Птенцов.
(Стихотворение «Котята».)


Две подружки – Варя с Верой –
Это коллекционеры.

Вспомните, что коллекционируют две подружки.
а) Пупсов;
б) Фантики;
в) Автографы;
г) Кавалеров.


Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: "Не надо!

Как звучит последняя строчка заключительного четверостишия стихотворения Сергея Михалкова?
а) Купите мне бычка!
б) Ведь я хочу сурка!
в) Ведь нет же поводка.
г) Я не готов пока!
(Эти строки из стихотворения «Зяблик» . В нем рассказывается о мальчике, который, наигравшись, забыл о подаренной ему птичке, оставив ее на несколько дней одну. Приехав домой, мальчик еле спас свою птичку от голодной смерти. Он понял свою ошибку и выпустил птицу на волю. А потому он так разумно ответил своим родителям.)


Я выбежал на улицу,
По мостовой пошёл,
Свернул налево за угол
И ... нашёл.

Что нашёл, а потом вернул девочке герой стихотворения «Находка»?
а) Ножичек;
б) Кошелёк;
в) Книжечку;
г) Ключики.
(А девочка вернула этому мальчику найденный ею его перочинный нож.)

Какое из стихотворений С.В. Михалкова заканчивается пожеланием «Старость нужно уважать!»
а) «Одна рифма»;
б) «Важный совет»;
в) «Мы с приятелем»;
г) «Бараны».
(Это стихотворение про плохих мальчиков, которые не уступают в транспорте место старикам, поэт даже не захотел писать в рифму – это белое стихотворение. В нем только одна рифма – в последнем куплете.)

Какое из стихотворений Сергея Михалкова нужно обязательно прочитать всем упрямцам?
а) «Паучок»;
б) «Про сома»;
в) «Бараны»;
г) «Скворец».
(Очень полезное и поучительное для них стихотворение .)


Но слышен
Ребятам
Знакомый ответ:
– Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!

Как зовут мальчика из одноимённого стихотворения С.В. Михалкова?
а) Степан;
б) Егор;
в) Фома;
г) Ваня.
(Стихотворение «Фома» об упрямом мальчике, который не верил никому и ничему.)

Как называется известное стихотворение Юлиана Тувима в переводе Сергея Михалкова?
а) «Овощи»;
б) «Фрукты»;
в) «Цветы»;
г) «Грибы».

Откуда свалилась Азбука в стихотворении Сергея Михалкова?
а) С полки;
б) Со стола;
в) С дуба;
г) С печки.
(Стихотворение «Азбука». «Что случилось? Что случилось?/ С печки Азбука свалилась!»)

Для кого Майский жук основал Академию наук в стихотворении «Лесная академия» ?
а) Для растений;
б) Для птиц;
в) Для насекомых;
г) Для зверей.

С каким мальчиком дружили товарищи из стихотворения С. Михалкова «Настоящие друзья» ?
а) С мальчиком, который хромал;
б) С мальчиком, который заикался;
в) С мальчиком, который картавил;
г) С мальчиком-левшой.
(Это стихотворение о крепкой, настоящей дружбе!)


Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...

Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
а) Контрольной;
б) Вызова к директору;
в) Прививки;
г) Мышки.
(Стихотворение так и называется – «Прививка».)

В каком стихотворении Сергея Михалкова «Появился детский врач – Глеб Сергеевич Пугач»?
а) «В парикмахерской»;
б) «Про девочку, которая плохо кушала»;
в) «Прививка»;
г) «Грипп».


Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

Кто это ОНА в стихотворении Сергея Михалкова?
а) Карта;
б) Книга;
в) Переводчица;
г) Отличница.
(Стихотворение «Как бы жили мы без книг» .)


Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?

Закончите строчку из стихотворения Сергея Михалкова.
а) Злой бычок;
б) Носорог;
в) Мой щенок;
г) Козерог.
(Покусанный пчёлами непоседливый щенок из стихотворения «Мой щенок».)

Кого НЕ везли с собой «в далёкие края» «хорошие соседи, счастливые друзья» в стихотворении Михалкова «Песенка друзей»?
а) Чижика;
б) Собаку;
в) Мышку;
г) Обезьяну.

В каком из стихотворений Михалкова щенка искусали пчёлы?
а) «Мой щенок»;
б) «Трезор»;
в) «О тех, кто лает»;
г) «Пёс».

Вставьте пропущенное имя в строчки из стихотворения Сергея Михалкова.
– хороший ученик,
Достоин уважения:
За год ученья он постиг
Таблицу умножения.

А) Егор;
б) Степан;
в) Полкан;
г) Трезор.
(Стихотворение «Дрессированные собачки» из цикла стихов про цирк.)

Как звали маленькую собачку в стихотворении Сергея Михалкова «Беглянка»?
а) Чебурашка;
б) Филя;
в) Каштанка;
г) Муму.
(«Жила-была собачка/ По кличке Чебурашка, – / Курчавенькая спинка,/ Забавная мордашка».)

Какими надписями пестрит заграничное платье девочки Кати в стихотворении «Модное платье»?
а) Именами актёров кино;
б) Строчками из таблицы умножения;
в) Названиями городов;
г) Названиями планет.


Как жаль, что взрослые
подчас
Совсем не понимают нас.
А детство, сами говорят,
Бывает только раз!

Как называется стихотворение Сергея Михалкова, из которого эти заключительные строчки?
а) «Несбывшиеся мечты»;
б) «Лапуся»;
в) «Бедный Костя»;
г) «Недотёпа».
(Обязательно почитайте это стихотворение своим родителям!)

Какое слово ненавидел мальчик в одном из стихотворений Сергея Михалкова?
а) «Кушать»;
б) «Спать»;
в) «Читать»;
г) «Гулять».
(Стихотворение «Не спать!»: «Я ненавижу слово «спать»!/ Я ежусь каждый раз, / Когда я слышу: «Марш в кровать!/ Уже десятый час!»)

По какой части «имел большой талант» Андрей Храбров из стихотворения Михалкова «Стойкий Андрей»?
а) По части ловли комаров;
б) По части ловли мышей;
в) По части ловли тараканов;
г) По части ловли бабочек.

Какому детскому писателю посвящены эти строки стихотворения Сергея Михалкова?
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.

А) Николаю Носову;
б) Виктору Драгунскому;
в) Льву Кассилю;
г) Аркадию Гайдару.
(Стихотворение «Аркадий Гайдар» .)


Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.

Назовите имя пернатого певца из одноимённого стихотворения Сергея Михалкова.
а) Зяблик;
б) Скворец;
в) Дятел;
г) Павлин.


Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.

В защиту каких представителей животного мира С.В. Михалковым написано стихотворение «Будь человеком» , из которого эти строчки?
а) Пчёл;
б) Муравьёв;
в) Ежей;
г) Оленей.
(В этом стихотворении мальчик бездумно и безжалостно разрушил в лесу муравейник, за что автор назвал его жестоким эгоистом и с надеждой на исправление попросил персонажа стать Человеком!)

Чего боялся и с чем боролся мальчик из стихотворения «Сила воли» Сергея Михалкова?
а) Спать в темноте;
б) Быть одному дома;
в) Отвечать у дочки;
г) Прививок.

Какая детская пьеса есть у С. Михалкова?
а) «Пилотка»;
б) «Сомбреро»;
в) «Панама»;
г) «Шляпа».

Кто из трёх поросят в английской сказке, пересказанной Сергеем Михалковым, построил себе дом из камня?
а) Ниф-Ниф;
б) Наф-Наф;
в) Нуф-Нуф.

Какое из этих крылатых выражений «выпорхнуло» из басни С.В. Михалкова?
а) «А судьи кто?»;
б) «Ба! Знакомые всё лица»;
в) «И дым Отечества нам сладок и приятен»;
г) «А сало русское едят!»
(Из басни Сергея Михалкова «Две подруги».)

Произведения Михалкова занимают видное место в советской и российской литературе. Его поэмы, детские стихи, басни, пьесы, сценарии к фильмам и, наконец, слова к трем гимнам заслуженно принесли ему всесоюзную и всероссийскую славу и известность.

Краткая биография

Михалков Сергей Владимирович родился в 1913 году в Москве в семье, происходившей из старинного дворянского рода. Его детство прошло в Мальчик получил прекрасное домашнее образование. Уже в раннем детстве он увлекся литературой, поэзией. В детском возрасте он начал писать стихи. Свое первое стихотворение он написал, когда ему было всего девять лет.

Через некоторое время семья переехала в Ставропольский край. В конце 1920-х годов он начал печататься в местных газетах. Потом он переехал в Москву, где вынужден был какое-то время заниматься физической работой. Однако он никогда не бросал свои занятия поэзией. Молодой поэт прославился на всю страну в 1935 году, когда вышла в свет его поэма «Дядя Степа». Затем последовал выход сборника стихов, который укрепил его славу. В годы войны он работал в это же время написал гимн. После победы он продолжил публикации своих произведений, занимался активной общественной деятельностью, основал журнал «Фитиль». сыграл важную роль в развитии отечественной литературы, драматургии, поэзии. Скончался знаменитый поэт в 2009 году.

Ранние сочинения

Первые стихотворения поэта сразу привлекли внимание. Отец заметил талант сына и как-то показал его стихи поэту А. Безыменскому, который одобрил первые опыты юноши. Одно из первых сочинений автора называется «Дорога», в нем он продемонстрировал мастерство владения рифмой и языком.

Произведения Михалкова отличаются краткостью, лаконичностью и необыкновенной выразительностью во многом благодаря тому, что поэт с детства писал в лучших традициях русской классической литературы. Он вырос на стихотворениях Пушкина и баснях Крылова, на сочинениях Маяковского и Есенина. Неудивительно поэтому, что уже первые литературные опыты его были весьма удачны. С 1933 года его произведения регулярно печатались в ведущих отечественных журналах. Одно из наиболее известных произведений данного периода - стихотворение «Светлана».

Успех

Произведения Михалкова пользовались большой популярностью и любовью читателей еще до того, как вышла в свет его самая знаменитая детская поэма. Славу детского писателя укрепил успех нового сочинения - стихотворения «Три гражданина», которое он написал во время своего участия в конкурсе на лучшую пионерскую песню.

После этого автор решил попробовать себя в другом жанре и приступил к созданию своего, наверное, самого известного произведения - поэме «Дядя Степа». Образ доброго, простодушного великана, который в любое время готов прийти на помощь, сразу приобрел всесоюзную любовь.

На создание известной тетралогии у поэта ушло несколько десятков лет. После войны в свет вышла поэма «Дядя Степа - милиционер» и еще две другие. В них главный герой, оставаясь по-прежнему тем же добродушным великаном, постепенно делался более лиричным. Особенно трогательной, пожалуй, является часть «Дядя Степа и Егор», в которую поэт ввел образ сына главного героя.

Другие сочинения

Произведения Михалкова стали популярными во многом благодаря своему оптимизму, живому и веселому языку, а также глубокой житейской мудрости. В довоенное время было опубликовано еще одно его знаменитое стихотворение «А у вас?», которое по форме напоминает считалочку, но тем не менее проникнуто серьезным философским смыслом и звучанием.

Еще одной характерной особенностью творчества Михалкова является то, что он часто создавал героев, которые не всегда могли быть образцом для подражания. Наоборот, довольно часто он в образах своих персонажей высмеивал недостатки, которые присущи детям: лень, изнеженность, грубость, хвастовство. Многие его фразы оказались настолько меткими и остроумными, что превратились в поговорку. Его рифма чрезвычайна проста и запоминается буквально с первого раза (например, его знаменитая «Песенка друзей», которая известна, наверное, каждому ребенку).

Произведения военных лет

В годы войны поэт работал корреспондентом, он побывал на многих передовых, получил ряд высоких наград за храбрость. Его военная лирика, как и произведения Твардовского, отличается простотой и легким языком, напоминает народные песни, что сразу сделало ее популярной. К числу произведений этого периода относятся, например, стихотворения «Боец лежит за хатами…», «Письмо домой» и другие. Примечательно, что именно этому поэту принадлежит эпитафия на

Басни, пьесы, сценарии

В середине 1940-х годов Михалков по совету писателя Толстого решил попробовать себя в новом жанре - в сочинении басен (он с детства любил Крылова). Его первые произведения в данном жанре имели большой успех. Всего он написал около двухсот басен, которые вошли в золотой фонд отечественной литературы. Поэт также выступил автором сценария некоторых известных советских фильмов, один из наиболее значимых - комедия «Три плюс два», снятая по мотивам его пьесы.

Особенностью творчества поэта является то, что он в максимально доступной форме умел выражать очень серьезные и глубокие мысли, при этом развлекая и поучая. Таково, например, его стихотворение «Сашина каша».

Книги Михалкова до сих пор огромными тиражами расходятся в нашей стране.

Внеклассное мероприятие

« Мир героев произведений

Сергея Михалкова»

Карпенко Евгения Викторовна

МБОУ СШ № 10 г. Димитровград Ульяновская обл..

Март 2016 г.. Разработано для учащихся начальной школы.

Цель:- формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммукативных, личностных), познакомить с творчеством С. Михалкова, способствовать развитию речи, развивать творческие способности детей.

Задачи:

Познавательные:- развивать творческое « видение» художественного

произведения;

Развивать умения работать с информацией;

Развитие умения наблюдать, выделять главное.

Коммуникативные:- воспитывать интерес к книге, к читательской

деятельности, культуре общения;

Воспитывать умения работать в группах;

Слушать и понимать других.

Регулятивные: -учить понимать задачу и выбирать способ решения,

Учить самостоятельно делать выбор.

Личностные: -учить проявлять желание познавать новое;

Формировать представления о нормах поведения;

Формировать умения понимать и разделять чувство

любви и сострадания.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

Учитель: Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Книги – это друзья и советчики.Писатели делятся с нами своими знаниями, наблюдениями, своим жизненным опытом.

1 ученик: Хорошая книга - мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

2 ученик: С тобою дорога моя далека

В любую страну, в любые века.

Ты мне говоришь про движенье планет.

С тобой ничего непонятного нет.

3 ученик: Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу. (Н. Найдёнова.)

2.Тема мероприятия.

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие в мир героев произведений замечательного писателя Сергея Владимировича Михалкова. Его произведения написаны о детях и для детей. На его стихах и сказках выросло не одно поколение –это ваши бабушки и дедушки, мамы и папы.Теперь вы читаете его стихи и басни, но они остались такими же интересными и актуальными.

1 ученик: Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

2 ученик: Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

3 ученик: Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в неё страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

Учитель: Так писал С Михалков в одном из своих стихотворений.

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта в 1913 году в городе Москве, в очень образованной семье.

Отец – Владимир Александрович Михалков был учёным, имел юридическое образование. С увлечением разводил домашнюю птицу и писал об этом книги. Мама – Ольга Михайловна была учительницей.

Семья Михалковых была очень читающей семьёй. В их доме было очень много книг. Вечерами вся семья любила читать стихи известных поэтов. Вся эта атмосфера повлияла на жизнь маленького Серёжи, и уже в 9 лет он написал свои первые стихи, которые он прятал от всех в своей шкатулке. Впервые его стихи были напечатаны когда Серёже было 15 лет.

За свою долгую жизнь, а он прожил 96 лет, Сергей Михалков написал 145 стихотворений, 190 басен, 16 фронтовых стихов. По его сценариям снимали фильмы, мультфильмы, ставили спектакли. С. Михалков единственный человек, который написал 3 государственных Гимна нашей страны и для разных эпох.

3.Путешествие в мир героев С.Михалкова.

1ученик: В доме восемь, дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью «Каланча».

Учитель: Кто же не знает этого адреса? По нему жил и был прописан дядя Стёпа по фамилии Степанов.

2 ученик: От ворот и до ворот

Знал в районе весь народ

Где работает Степанов,

Где прописан, где живёт.

3 ученик: Потому что всех быстрее

Без особенных трудов

Он снимал ребятам змея

С телеграфных проводов.

Учитель: В отличии от великанов сказочных, которые были большие, страшные, злые и кровожадные, дядя Стёпа был великан очень добрый и скромный.Ему ничего не стоило спасти голубей из горящего дома.

4 ученик: Дядя Стёпа с тротуара

Достаёт до чердака.

Сквозь огонь и дым пожара

Тянется его рука.

5 ученик: Он окошко открывает

Из окошка вылетают

Восемнадцать голубей

А за ними воробей.

Учитель: Он настоящий герой. Спасает тонущего школьника

1 ученик: Что случилось?

Что за крик?

Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку-

Помогите человеку!

2 ученик: На глазах всего народа

Дядя Стёпа лезет в воду.

Учитель: И все свои геройские поступки дядя Стёпа делает легко и не требует за это награды. Он просто не может поступить иначе если кто то попал в беду и ему нужна помощь. Степанов всегда готов примчаться на помощь каждому.

3 ученик: За поступок благородный

Все его благодарят.

Попросите что угодно! –

Дяде Стёпе говорят.

4 ученик: --Мне не нужно ничего –

Я задаром спас его!

Учитель: Герои Михалкова – девчонки и мальчишки, которые очень похожи на вас. А так же забавные животные.

Сейчас мы почитаем стихи Сергея Михалкова, и,наверняка, кто то узнает себя или своих друзей

4.Чтение стихов.

Инсценировка стихотворения «Про девочку, которая плохо кушала»

(действующие лица:Юлечка, мамуля, врач, автор)

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

Съешь яичко, Юлечка!

Не хочу, мамулечка!

Съешь с колбаской бутерброд!-

Прикрывает Юля рот.

Супик?

Нет…

Котлетку?

Нет….-

Стынет Юлечкин обед.

Что с тобою, Юлечка?

Ничего, мамулечка!

Сделай, девочка, глоточек,

Проглоти ещё кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

Не могу, мамулечка!-

Мама с бабушкой в слезах-

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач-

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она

Безусловно, не больна!

А тебе скажу, девица:

Все едят-

И зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жуёт овёс.

Кость грызёт дворовый Пёс.

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают.

Утром завтракает Слон-

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мёд.

В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет желуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр швейцарский любит Мышь…-

Попрощался с Юлей врач-

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

Накорми меня, мамуля!

С. Михалков. «Прививка».

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!..-

Я прививки не боюсь:

Если надо-уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и- пошёл…

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол!...

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!...Почему я встал у стенки?

У меня… дрожат коленки…

С. Михалков. «Бараны».

По крутой дороге горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоём нельзя пройти-

Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,

Ты в своём, баран,уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами не крути

А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт.

А внизу река течёт.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Басня «Кирпич и льдина».

Плыл по реке кирпич на льдине

Он у неё лежал по середине

И всё учил её, что не туда плывёт,

Что надо бы прибавить ход,

Что нужно иначе держаться!

Напрасно не трещать и к берегу не жаться!

А льдина таяла, приветствуя весну…

Пришло мгновение-Кирпич пошёл ко дну.

--------------------

Кирпич напомнил человека мне.

Что думал про себя: «Я нынче на коне!»

Учил других, командовать пытался,

А сам не «на коне»-на льдине оказался!

5.Итог.Сегодня мы говорили о творчестве С Михалкова, читали его произведения. Наше занятие подошло к концу, но не закончилась дружба с книгами этого удивительного писателя. Эти книги помогают нам стать лучше, добрее и богаче.

Подготовка:1.Выставка книг.

2.Проведён конкурс чтецов.

3.Проведён конкурс рисунков.