Александр Невский, краткая биография которого представлена в этой статье, был не только великим князем, но и прославленным полководцем, чьи заслуги почитают до сих пор. Ведь благодаря его победам в таких сражениях как Невская битва и Ледовое побоище, наша страна осталась не только независимой, но и самоутвердилась среди других государств.

За свои подвиги перед Отечеством и твердую православную веру Александр Невский прославлен в лике святых как Святой Благоверный князь.

Краткая биография Александра Ярославича

Александр Невский появился на свет 13 мая 1221 года в семье Владимирского князя Ярослава Всеволодовича и княгини Ростиславы Мстиславовной. Он был вторым из девяти по счету ребенком. До девяти лет княжич жил в Переяславле-Залесском, а после вместе со старшим братом Федором отбыл править в Великий Новгород.

Через 3 года старший брат умер, а еще через 3 года отец князя переехал править в Киев. Поэтому Александр Невский уже к 16 годам стал самостоятельным правителем Новгорода – одного из самых богатых и влиятельных городов 13 века.

Исторический портрет Александра Невского

Александр Ярославич правил, начиная с 1236 по 1263 год в Новгородском, Киевском и Владимирском княжестве.

Свою историю он начал как воин. Будучи еще совсем юным, он сразился на Ижоре, впадающей в Неву, с немецкими рыцарями. Чуть позже он сражался за Псков с тевтонскими рыцарями и участвовал в Ледовом побоище.

На время правления Александра Ярославича Древнерусскому государству выпала нелегкая доля, приходилось платить дань Золотой Орде и защищать государство от западных интервентов. В то время каждый князь, желающий получить титул великого, должен был ехать в Орду за золотым ярлыком. Александр Невский не стал исключением.

После кончины отца он отправился в Монголию просить Владимирское княжество. Всего в Орде Александр Ярославич побывал 2 раза. Во второй раз он отправился туда из-за неудачного похода его братьев против Орды, чтобы спасти русские города от гнева татаро-монгол. Он смог убедить хана не нападать на Русь, но по дороге домой скончался.

Детство Александра Невского

О детстве и юношестве Александра Ярославича практически ничего не известно. Когда Александру было 5 лет, его и брата Федора отец посвятил в воины. Через 3 года братья были отправлены княжить в Великий Новгород.

На его мировоззрение большую роль сыграла жизнь в Новгороде с его свободным и воинственным нравом. Александр знал с детства, что когда-нибудь ему предстоит стать воином и возглавить войско, как когда-то его отец.

В 1237 году Русь постигла беда – русские города сожгли и ограбили воины Батыя. В то время многие князья были убиты, а выжившие взяты в плен. Чтобы уберечь свои земли и сохранить жизнь своих детей, Ярослав Всеволодович договорился с Батыем об уплате дани.

Однако самое страшное ждало Русское государство впереди. Узнав о бедственном положении русских князей, папа Римский решил насильно крестить русский народ в католическую веру, а отвоеванные территории отдать семьям рыцарей Ордена.

Как раз в это время 17-ти летний Александр Невский смог зарекомендовать себя как мудрый правитель и хороший полководец, поставив на реке Шелони несколько оборонительных пунктов и вступив в неравный бой с крестоносцами.

Родители великого князя

Отцом Александра Невского был Ярослав Всеволодович, княживший во Владимире. Его дедом был Всеволод Большое Гнездо, а прадедом — Юрий Долгорукий, которые также вошли в историю, как великие деятели Руси.

Отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович

О матери мальчика, кроме того, что она была княжеского рода, больше ничего неизвестно. В некоторых источниках рассказывается, что она была дочерью Мстислава Удалого (Удачливого) – одного из прославленных воинов и князей того времени.

Женитьба Александра Ярославича

В 1239 году в Торопце князь обвенчался с Александрой, дочерью Полоцкого князя. У них было 5 детей – 4 сына и 1 дочь.

Дети Александра Невского

Точные даты рождения сыновей Александра Невского неизвестны. Старший сын Василий предположительно родился до 1245 года. В наследство ему достался Новгородский удел.

Следующий сын князя Дмитрий появился на свет в 1250 году. Он был правителем Новгорода, Переславля и Владимира. Андрей (1255 год) был правителем Костромского, Владимирского и Новгородского княжества после смерти старших братьев.

Наиболее прославленным из его детей стал младший сын – Даниил, который прозван первым собирателем земель вокруг Москвы и первым Московским князем.

Дочь Невского Евдокия вышла замуж за князя Константина Ростиславича, правившего в Смоленске.

С кем воевал Александр Невский

За свою короткую, но славную жизнь, Александр Невский смог совершить немало важных для государства побед. Для этого ему пришлось сражаться с несколькими иноземными захватчиками практически одновременно.

Его врагами стали шведы из Ливонского ордена, которые в 1240 году появились у стен Великого Новгорода. Также Александр Невский в 1242 году сражался с немецкими рыцарями и в 1245 году с литовскими отрядами.

Кратко о подвигах великого полководца

Сегодня его ставят в один ряд с самыми выдающимися полководцами за всю историю России. И это не случайно. На его счету сразу несколько значимых для всего русского мира побед.

Первая победа им была одержана 15 июня 1240 года на реке Ижоре против шведских завоевателей. Летом того года под стенами Новгорода появились рыцари Левонского и Тевтонского ордена, которые пришли на Русь, чтобы обратить людей в католическую веру.

Шведская часть объединенного ордена не стала ждать немцев и выступила. Александр Невский не дождавшись помощи отца, выступил против интервентов и разбил их.

Второй подвиг Александра Ярославича известен в истории под названием Ледовое побоище. Произошло оно 5 апреля 1242 года на Чудском озере, которое к тому моменту находилась уже на обжитой территории немецких рыцарей-крестоносцев.

Последняя победа Невского относится к 1245 году. Битва против литовских захватчиков велась несколько дней и закончилась победой дружины Невского.

Ледовое побоище и победа Александра Невского

Ледовое побоище или сражение против Тевтонского ордена произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Благодаря находчивости и хитроумной тактике молодого князя, войска ордена были окружены с флангов и разбиты.

Остатки тевтонцев еще долго догоняла княжеская дружина по замерзшему озеру. В результате этого сражения в озере утонуло около 500 рыцарей, и еще 50 было взято в плен.

В последние годы все чаще ведутся оживленные дискуссии, касающиеся того, почему так много рыцарей утонуло. Согласно одной из версий рыцари были облачены в тяжелые доспехи, из-за которых лед на Чудском озере не выдержал и потрескался. Однако по другим сообщениям это информация появилась недавно и никакого отношения к реально происходящим событиям не имеет.

Так или иначе, это сражение имело большое значение для государства. После него было заключено соглашение, которое положило конец набегам крестоносцев.

Итоги правления Александра Ярославича

Время правления Александра Невского признано одним из благотворных для государства. Ведь за время Невского у власти, страна усилила свое влияние на Западе, во многом благодаря победам над Орденом.

Кроме этого, многие русские города смогли вздохнуть спокойно, ведь грабительские набеги баскаков прекратились за счет грамотной политики Александра в сторону Золотой Орды. Он добился того, чтобы князья снова могли самостоятельно собирать дань и отвозить ее в Орду.

Смерть князя

Умер князь во время одного из походов на землю татаро-монгол. Случилось это 14 ноября 1262 года на обратном пути из Орды. Существует несколько версий его гибели. Самые популярные предположения – болезнь или отравление.

Известно, что перед смертью князь принял христианство и взял себе имя Алексей. Было ему около 42 лет. Похоронили его во Владимирском Рождественском монастыре.

Образ Александра Невского в искусстве

Подлинного изображения с князем до наших дней не осталось. Его образ восстанавливали по описаниям из разных источников, что нашло отражение в русской литературе, искусстве, кинематографе. Словесный портрет князя можно найти в его житии, содержание которого повествует о его многочисленных подвигах.

Один из самых популярных портретов Александра Невского написан с актера из одноименной картины режиссера Сергея Эйзенштейна. С него также взят прообраз для ордена великого князя.

Кроме этого, по имени князя названо множество улиц и храмов не только в нашей стране, но и за рубежом. Во многих городах России можно встретить посвященные ему памятники и монументы.

Существует не один десяток интересных фактов о деятельности этого знаменитого человека. Самые интересные и актуальные из них в этой подборке.

Почему князя назвали Александром Невским?

Свое прозвище – Невский, Александр получил за блестящую победу над немецкими рыцарями на Неве. Это не только прославило его, но и надолго отбило желание у западных государств нападать на Русь.

Каков был рост Александра Невского?

Примечательно, что Александр Невский был небольшого, даже маленького по современным меркам роста – не более 156 см. Такие выводы ученые сделали на основания белокаменной гробницы, которая якобы принадлежит Невскому.

Когда отмечается день памяти Александра Невского Православной церковью?

Православные христиане признают сразу две памятных даты Благоверного князя – 12 сентября и 6 декабря. Первая дата обозначает перенесение святых мощей с Владимирской земли в Санкт-Петербург. Вторая дата обозначает торжественные похороны князя, которые по старому стилю произошли 23 ноября 1263 года.

Когда княжич первый раз пошел на войну?

Воевать Невский начал еще за долго того, как сам встал во главе армии. Первый его бой прошел, когда ему было 13 лет. Тогда отец взял его на сражение против литовцев в Дерпт. Именно тогда юный княжич понял, кто его враги на самом деле.

Заключение

Александр Невский – выдающийся князь и полководец, который заслуживает особого места в истории. Ведь если не этот святой воин, то неизвестно каким было бы наше государство сегодня.

Можно отметить, что в целом эпоха была насыщена политическими событиями большого значения. И этот стремительный ход событий, смена обстановки, не позволяют однозначно определить мотивы и причины поступков. Этим отчасти объясняется субъективизм и расхождение точек зрения на одни и те же факты историков. Бесспорно то, что данные исторические события были первопричиной, зарождения новых стереотипов поведения и особенностей "русского характера". Александр выступает, как пособник новых идей. Именно ему принадлежит существенная роль в формировании новых черт русского менталитета. Что же именно было сделано? Он путешествовал, анализировал, сравнивал, вел переговоры, вводил новые житейские правила и государственные законы.

Первое - это договор с монголами. С одной стороны - защита от западных агрессоров, с другой порабощение на 300 лет. С точки зрения Гумилева: этот союз положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. Целью союза была защита общего Отечества, "понимал ли он сам глубокое значение сделанного им шага - неизвестно, да и не столь важно", ибо "в соборном мнении потомков его выбор получил высшее одобрение". Волей или не волей, на этот счет возникают сомнения. В этническом смысле это действительно верно. Но вот для защиты ли общего Отечества? А что же не поддерживающие его современники? Выходит, были настолько глупее, или они менее патриотичны. Ведь не исключено, что это одобрение, выражалось лишь в попытке задним числом найти поддержку выбранному государственному курсу, а вместе с тем и оправдание войн и внутренних противоречий. Здесь возможна игра на чувстве патриотизма. Впрочем, существует и противоположная оценка действий князя: "На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257-1259 гг.) Исходя из этого факта, нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига, задушевным другом Батыя и Спартака. Так, по мнению современного американского историка, Д. Феннела, книга которого издана в нашей стране, получение Александром Великого княжения "знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев". Точки зрения историков, как мы видим, диаметрально противоположны. Почему? Безусловно, их определяет субъективная позиция авторов, которая, в свою очередь зависит от культурно-исторической и религиозной специфики данного общества в данный исторический период. Как мне кажется не стоит, столь однозначно рассматривать события минувших лет, особенно, если подтверждение историческими источниками затруднено? Представленные точки зрения - крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но скорее, всего в каждой из них есть доля истины.

Учитывая терпимость монголов к альтернативным верованиям, церковь благосклонно смотрела и на союз с "погаными", оправдывая его тем, что иго чужеземцев - это кара Всевышнего за земные грехи, и надо смириться и пройти через эти страдания, во искупление грехов, как только Русь очистится - гнет татар закончится.

Когда анализируешь влияние церкви, напрашивается вывод о своего рода договоре князя с церковью: возвеличивание и поддержка в обмен на защиту интересов.

Лишь вольнолюбивые новгородцы время от времени противостояли Великому князю. И по всей вероятности, за это он их не мог не уважать и считался с их мнением. И все же, интересы государства стояли выше его личных чувств и желаний. Об этом свидетельствуют, жестокость и ухищрения, на которые шел Александр в выборе тактики отношений с непокорным народом вставшего в разрез с общими интересами (восстание против численников, "отречение" верхушки новгородских бояр от тягот ордынской дани в "пользу" людей "меньших", да и боевые действия, проводимые против Новгорода). Не мог не видеть князь тревог и тягот народа, но интересы всего государства были важнее. Возможно, здесь работало правило выделенное Карамзиным: "...Добродетели государя, противные силе, безопасности, спокойствию Государства не суть добродетели". Не в состоянии отказаться от поддержки союзников бояр, закрывал зачастую глаза Александр и на нарастающие социальную несправедливость и неравенство. Впрочем, "и по самому своему положению Александр, конечно, был ближе к Новгородской знати, "вятшим", нежели к "меньшим". Он, вероятно, не представлял мир иначе, как разделенным на "больших" и "меньших", богатых и бедных. Таким создал мир Всевышний. И могут ли люди усомниться в мудрости его замысла?"

"Оглядывая весь круг деяний невского героя, легко заметить: он удивительно схож с послужным списком его отца. Во всех своих делах и походах Александр не был первопроходцем; он шел буквально "след в след" за отцом, повторив его судьбу даже в деталях. Однако, его победы выглядят несравненно ярче не только из - за перемены исторического фона (они словно вспышки во мраке всеобщего отчаяния!), но и благодаря его молодости, блеску личного мужества и какой - то особой веселой дерзости."

Следующий отличительный момент деятельности русских князей - неукротимое стремление к власти. Александр ощутил на себе правила жестокой игры после смерти своего отца. "Хочет он этого или нет, но ему предстоит тяжелая борьба за власть. Его соперниками станут не только младшие братья отца - Святослав, Иван, но и собственные братья - Андрей, Михаил, Ярослав, Константин, Василий, Даниил. Так уж издавна повелось в княжеских семьях: властолюбие неизменно торжествует над братолюбием, желание занять лучший богатейший "стол" оказывается сильнее страха "впасть в грех", и тем навлечь на себя гнев Божий, о котором так часто говорили призывающие к миру проповедники." Впрочем, в то время Русь уже знала примеры качественно другого поведения - принятие монашества. "Такие люди на Руси пользовались особым авторитетом. Эта традиция находила отражение в духовно-нравственных изысканиях передовых русских людей в более позднее время. В основе подобных, на первый взгляд, необъяснимых поступков лежало стремление пострадать за народ, несший все тяготы жизни и тяжелого труда, а страдая, тем самым искупить свою вину, грехи, снять тяжесть с души, обретя посредством физических и духовных страданий нравственную чистоту и царство небесное. Люди уходили от мирской жизни, мирских свобод в поисках внутренней свободы, отгораживаясь от внутренней суеты одиночеством, сознательно отказываясь от жизненных благ, ибо только одиночество создает условия для подлинного служения богу. "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене", - учил апостол Петр." Александр уважал таких людей, но этот путь был не для него.

Изменились и методы борьбы за власть. "...борьба приняла невиданно жестокий, низменный характер. И если раньше главным средством решения княжеских споров было сражение "в чистом поле", то теперь все чаще применялось новое, страшное оружие - донос Батыю или самому Великому хану на своего недруга".

Договор с Батыем способствовал слиянию этносов, а следовательно, и слиянию характерных черт монгольского и русского народов.

Прижизненные заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя. "Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда,- оно непременно случалось. Князь - святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви.

Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами...

Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины.

В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев.

Личная жизнь

В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. У них было пятеро детей – сыновья: Василий (1245 – 1271, новгородский князь), Дмитрий (1250 – 1294, новгородский, переяславский, владимирский князь), Андрей (1255 – 1304, костромской, владимирский, новгородский, городецкий князь), Даниил (1261 – 1303, московский князь), а также дочь Евдокия.

Военная деятельность

Биография Александра Невского знаменательна большим количеством много побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».

Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал победу (знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере).

После смерти отца в 1247 году Александру в правление достался Киев и «Вся земля Русская». Киев на то время был разорен татарами, и Невский решил остаться жить в Новгороде.

Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир и стал княжить там. В то же время войны с западными соседями продолжились. В военных походах князю помогали его сыновья – Василий и Дмитрий.

Смерть и наследие

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт-Петербург).

Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.

В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Чтобы краткая биография Невского запомнилась лучше – пройдите этот тест.


- варяжский конунг, вождь племени Русь, новгородский князь (862-879) , сторонники Норманской теории называют его основателем государственно Руси. Возможно является Рёриком Датским, упоминаемым в западных летописях в связи с набегами на европейские города.

Согласно "Повести временных лет", был призван новгородцами на престол с целью прекращения усобиц. В результате этого призвания, Рюрик стал новгородским князем. Его братья Синеус и Трувор (существование которых ставится историками под сомнение), "сели" в Белоозере и Изборске соответственно.

По некоторым данным, Рюрик сначала правил в Ладоге, а позднее захватил (без всякого призвания) власть в Новгороде.

Рюрик считается родоначальником княжеской династьи, правящей Россией до года.


Княгиня Ольга (после крещения - Елена) правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент при своем сыне Святославе Игоревиче.

Годы жизни : первая четверть X века - 969 год.

Основные направления деятельности:
1) Политическое укрепление Киевской Руси. В 945 году Ольга жестоко отомстила древлянам за убийство мужа и совершила поход, во время которого сожгла их столицу Искоростень. Однако княгиня показала себя не только как жестокая, но и как мудрая правительница - она упорядочила процесс сбора дани, заменив полюдье повозом. Отныне восстания, подобные восстанию древлян, стали просто невозможны - были установлен четкий размер дани (уроки) и места, куда местные князья должны были ее привозить (погосты).

2) Духовное и культурное развитие Руси. Ольга совершила посольство в Византию, во время которого в 957 году первой из княжеской династии приняла христианство. И хотя ей не удалось уговорить Святослава последовать ее примеру, этим княгиня способствовала распространению христианства среди киевлян. По приказу Ольги в столице Руси был построен первый христианский храм.

Результаты деятельности княгини Ольги:
Ольге удалось укрепить власть киевских князей. Фактически она стала первым реформатором в истории России. Княгиня Ольга правила Русью до самой своей смерти, пока ее сын находился в военных походах.
Принятие христианства Ольгой значительно ускорило и облегчило дальнейшую христианизацию Руси. РПЦ причислила княгиню Ольгу к лику святых.

Александр Ярославич (Невский) – Переяславский, Новгородский, великий князь Киевский (с 1249 года), великий князь Владимирский (с 1252 года).

Годы жизни: 1220 (1221) – 1263 годы (первая четверть-середина XIII века). Предположительно – отравлен в Орде.

Направления деятельности:
1) Александр Невский взял курс на установление добрососедских и даже союзнических отношений с Ордой. Следую этим курсом, князь провел в 1257 году по требованию монголов перепись населения Руси. Он же подавил восстание в Новгороде, направленное против этой переписи. Александр Невский стал одним из первых русских князей, совершивших поездку в Орду за ярлыком на правление.

2) Считая европейских рыцарей-католиков более опасными противниками, чем монголы, Александр Невский оказывал активное сопротивление их агрессии. 15 июля 1240 года он разбил шведов на Неве. 5 апреля 1242 года он нанес немецким рыцарям поражение на льду Чудского озера (Ледовое побоище). После смерти Батыя Александр Невский договаривается в Орде с ханом Берке об уплате дани в обмен на военную помощь против Литвы и Ордена.

Результаты деятельности Александра Невского:
Обеспечив поддержку своей политики со стороны ордынской знати Александр Ярославич, смог добиться освобождения русских земель от обязанности направлять военные отряды для участия в походах монголов. В Сарае (столице Орды) была основана епархия РПЦ. Его политика позволила предотвратить новые набеги монголов на Русь и заложила основы будущих добрососедских отношений с Ордой.

С другой стороны, Александр Невский сумел дать отпор агрессии европейских рыцарей. Князь пресек все попытки навязать Руси католицизм. За это он был канонизирован РПЦ.

Петр I — российский император, вошедший в историю как выдающийся реформатор.

Годы жизни: 1672-1725. Даты правления - 1696-1725.

Направления деятельности:
1. Укрепление абсолютизма. Вместо давно устаревших и малоэффективных приказов, Петр создал новые органы отраслевого центрального управления — коллегии. Окончательно прекращаются созывы Земских соборов. Боярская дума заменена Правительствующим Сенатом (1711 год). Церковь подчинена государству и стала одним из его институтов - Петр запретил избрание нового патриарха и создал светский орган (Синод, 1721 год) по управлению церковью. В 1721 году Петр провозгласил себя императором. В 1722 году он подписал Устав о наследовании престола (Указ о престолонаследии), по которому император сам мог назначать себе наследника.
2. Борьба за выход к морям и превращение России в европейскую державу. 1695 и 1696 гг - Азовские походы. 1700-1721 гг - Северная война со Швецией. Начав войну с поражения под Нарвой (1700 год), Петр смог перехватить инициативу и разгромить противника в ряде сухопутных (при Лесной (1708 год), под Полтавой (генеральное сражение, 1709 год)) и морских (Гангутское (1714 год) и Гренгамское (1721 год)) сражений. По итогам войны был заключен Ништадтский мирный договор. 1711 год - неудачный Прутский поход.

Результаты деятельности Петра I :
Россия обеспечила себе выход к Балтийскому морю. К Российской империи присоединены Лифляндия, Эстляндия и Ингерманландия на побережье Балтики. Это позволило нашей стране прорубить окно в Европу, т.е. стать морской европейской державой, с мнением которой отныне считались в Европе. Приобретение земель в Прибалтике позволило России расширить торговлю и укрепиться экономически.

Политические реформы способствовали укреплению абсолютизма. Система управления государством стала более эффективной. Тем не менее, следует отметить, что многие из реформ либо не были реализованы, либо были быстро забыты (Главный магистрат). Указ о престолонаследии нанес немало вреда, поскольку стал одной из причин эпохи Дворцовых переворотов. Нельзя не отметить и то, что реформы Петра I, превратившие Россию в великое Европейское государство, стали тяжким бременем для народа. Население нашей страны за время правления Петра сократилось почти в два раза.

в период раннего средневековья Руси

1942 г. Может ли один человек повлиять на ход истории? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет размышлять над этими вопросами. Осуждать или оправдывать те или иные действия. Но значения событий того времени, и роли в этих событиях Александра, несомненно, велико.

Можно отметить, что в целом эпоха была насыщена политическими событиями большого значения. И этот стремительный ход событий, смена обстановки, не позволяют однозначно определить мотивы и причины поступков. Этим отчасти объясняется субъективизм и расхождение точек зрения на одни и те же факты историков. Бесспорно то, что данные исторические события были первопричиной, зарождения новых стереотипов поведения и особенностей “русского характера” . Александр выступает, как пособник новых идей. Именно ему принадлежит существенная роль в формировании новых черт русского менталитета. Что же именно было сделано? Он путешествовал, анализировал, сравнивал, вел переговоры, вводил новые житейские правила и государственные законы.

Первое - это договор с монголами. С одной стороны - защита от западных агрессоров, с другой порабощение на 300 лет. С точки зрения Гумилева: этот союз положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. Целью союза была защита общего Отечества, “понимал ли он сам глубокое значение сделанного им шага - неизвестно, да и не столь важно” , ибо “в соборном мнении потомков его выбор получил высшее одобрение.” Волей или не волей, на этот счет возникают сомнения. В этническом смысле это действительно верно. Но вот для защиты ли общего Отечества? А что же не поддерживающие его современники? Выходит, были настолько глупее, или они менее патриотичны. Ведь не исключено, что это одобрение, выражалось лишь в попытке задним числом найти поддержку выбранному государственному курсу, а вместе с тем и оправдание войн и внутренних противоречий. Здесь возможна игра на чувстве патриотизма. Впрочем, существует и противоположная оценка действий князя: “На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257 -1259 гг.) Исходя из этого факта, нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига, задушевным другом Батыя и Сартака. Так, по мнению современного американского историка, Д. Феннела, книга которого издана в нашей стране, получение Александром Великого княжения “знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев” ” Точки зрения историков, как мы видим, диаметрально противоположны. Почему? Безусловно, их определяет субъективная позиция авторов, которая, в свою очередь зависит от культурно-исторической и религиозной специфики данного общества в данный исторический период. Как мне кажется не стоит, столь однозначно рассматривать события минувших лет, особенно, если подтверждение историческими источниками затруднено? Представленные точки зрения - крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но скорее, всего в каждой из них есть доля истины.

Практически все значимые события того периода так или иначе связаны с религией и отстаиванием идей христианства. Утверждение церкви имело, как позитивный, так негативный смысл, так или иначе влияло на политику и экономику страны. Историками отмечено, что: “Процесс христианизации Руси - весьма длительный период, несводимый к единичному акту.” Причиной этого было нежелание населения страны в ежечасье расстаться с языческими традициями предков. Ко времени правления Александра новые церковные порядки не имели еще твердой почвы под ногами. Церковь была полна решимости наделить все победы, свершенные во имя защиты ее интересов, высокими мотивами. Это мы видим в описаниях современниками событий Невской битвы и Ледового побоища. Здесь некоторые факты преувеличены, превозносится фигура Александра, его роль в этих событиях.

Учитывая терпимость монголов к альтернативным верованиям, церковь благосклонно смотрела и на союз с “погаными” , оправдывая его тем, что иго чужеземцев - это кара Всевышнего за земные грехи, и надо смириться и пройти через эти страдания, во искуплении грехов, как только Русь очистится - гнет татар закончится.

Когда анализируешь влияние церкви, напрашивается вывод о своего рода договоре князя с церковью: возвеличивание и поддержка в обмен на защиту интересов.

Лишь вольнолюбивые новгородцы время от времени противостояли Великому князю. И по всей вероятности, за это он их не мог не уважать и считался с их мнением. И все же, интересы государства стояли выше его личных чувств и желаний. Об этом свидетельствуют, жестокость и ухищрения, на которые шел Александр в выборе тактики отношений с непокорным народом вставшего в разрез с общими интересами (восстание против численников, “отречение” верхушки новгородских бояр от тягот ордынской дани в “пользу“людей “меньших” , да и боевые действия проводимые против Новгорода). Не мог не видеть князь тревог и тягот народа, но интересы всего государства были важнее.

Возможно, здесь работало правило выделенное Карамзиным: “... Добродетели государя, противные силе, безопасности, спокойствию Государства не суть добродетели”. Не в состоянии отказаться от поддержки союзников бояр, закрывал зачастую глаза Александр и на нарастающие социальную несправедливость и неравенство. Впрочем, “и по самому своему положению Александр, конечно, был ближе к Новгородской знати, “вятшим” , нежели к “меньшим”. Он, вероятно, не представлял мир иначе, как разделенным на “больших” и “меньших” , богатых и бедных. Таким создал мир Всевышний. И могут ли люди усомниться в мудрости его замысла?” Такого рода стереотипов в поведении русских князей, да и русичей было в то время не мало. Причиной этому была традиция, “старина”. Люди постоянно оглядывались назад и сопоставляли свои достижения с трудами своих предков. Вероятно, и сам Александр осознавал и оценивал себя через биографию своего отца.” “Оглядывая весь круг деяний невского героя, легко заметить: он удивительно схож с послужным списком его отца. Во всех своих делах и походах Александр не был первопроходцем; он шел буквально “след в след” за отцом, повторив его судьбу даже в деталях. Однако, его победы выглядят несравненно ярче не только из - за перемены исторического фона (они словно вспышки во мраке всеобщего отчаяния!), но и благодаря его молодости, блеску личного мужества и какой - то особой веселой дерзости.”

Следующий отличительный момент деятельности русских князей - неукротимое стремление к власти. Александр ощутил на себе правила жестокой игры после смерти своего отца. “Хочет он этого или нет, но ему предстоит тяжелая борьба за власть. Его соперниками станут не только младшие братья отца - Святослав, Иван, но и собственные братья - Андрей, Михаил, Ярослав, Константин, Василий, Даниил. Так уж издавна повелось в княжеских семьях: властолюбие неизменно торжествует над братолюбием, желание занять лучший богатейший “стол” оказывается сильнее страха “впасть в грех” , и тем навлечь на себя гнев Божий, о котором так часто говорили призывающие к миру проповедники.” Впрочем, в то время Русь уже знала примеры качественно другого поведения - принятие монашества. “Такие люди на Руси пользовались особым авторитетом. Эта традиция находила отражение в духовно-нравственных изысканиях передовых русских людей в более позднее время. В основе подобных, на первый взгляд, необъяснимых поступков лежало стремление пострадать за народ, несший все тяготы жизни и тяжелого труда, а страдая, тем самым искупить свою вину, грехи, снять тяжесть с души, обретя посредством физических и духовных страданий нравственную чистоту и царство небесное. Люди уходили от мирской жизни, мирских свобод в поисках внутренней свободы, отгораживаясь от внутренней суеты одиночеством, сознательно отказываясь от жизненных благ, ибо только одиночество создает условия для подлинного служения богу. “Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене”, - учил апостол Петр.” Александр уважал таких людей, но этот путь был не для него.

В последние дни своей беспокойной жизни, когда часы его были сочтены “Александр захотел принять великую схиму - самый полный вид монашеского пострижения. Разумеется, постриг умирающего, да еще в высшую монашескую степень! - противоречило самой идеи иночества. Однако для Александра было сделано исключение. Позднее, следуя его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму. Это стало своего рода обычаем.” Изменились и методы борьбы за власть. “... борьба приняла невиданно жестокий, низменный характер. И если раньше главным средством решения княжеских споров было сражение “в чистом поле” , то теперь все чаще применялось новое, страшное оружие - донос Батыю или самому Великому хану на своего недруга.” Договор с Батыем способствовал слиянию этносов, а следовательно и слиянию характерных черт монгольского и русского народов.

Прижизненные заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя.

Глава IV . Оценки личности и результатов правления

В исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой противоположные.

Историки высказывают как положительные так и отрицательные оценки деятельности Александра Невского. Согласно традиционной трактовке Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь. Скептически настроенные историки (в частности Игорь Данилевский, Сергей Смирнов) считают, что традиционный образ Александра Невского - как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере.

4.1. Каноническая оценка

Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон - католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом - Золотой Ордой - и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Существует и более умеренная трактовка этой точки зрения. Так, по мнению современного историка Антона Горского, в действиях Невского «не следует искать какой-то осознанный судьбоносный выбор… Александр Ярославич был прагматиком… выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично… когда это был решительный бой, он давал бой, когда наиболее полезным казалось соглашение, он шёл на соглашение».

4.2. Евразийская оценка

Дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником - ханом Берке позволили заключить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточноевропейской и монголо-татарской культур.

4.3. Критическая оценка

Третья группа историков, в целом соглашаясь с «прагматичным» характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Этой позиции придерживаются, в частности, Игорь Данилевский, Джон Феннел. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями) по мнению Данилевского показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование на Руси деспотической власти.

Заключение

Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда, - оно непременно случалось. Князь - святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви.

Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами...

Почти утратив реальные черты, Александр превратился в своего рода историко-патриотическую икону. Историков, робко пытавшихся напомнить о здравом смысле, никто не желал слушать. Однако любая крайность с неизбежностью порождает другую, противоположную крайность. Создавая кумиров, люди со временем испытывают острую потребность их разрушать. По мере преодоления доверчивого идолопоклонства, как формы усвоения исторических знаний, все чаще будут появляться желающие “развенчать” Александра Невского. Что ж, каждый волен по-своему понимать то, о чем умалчивают источники...

И все же не следует забывать, что в истории нашей страны существуют как бы два Александра Невских: умерший поздней осенью 1263 г. в Городце-на-Волге усталый, измученный болезнью человек - и отброшенная им в будущее огромная тень. Человек этот был, конечно, не безгрешным, но при этом и отнюдь не худшим сыном своего жестокого века. Завершая рассказ о нем, нам хотелось бы предложить читателю три положения, в истинности которых едва ли можно усомниться:

Это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта,

накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами;

Это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа;

Это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.

Список использованной литературы :

    Борисов Н.С. //Русские полководцы XII – XYI вв.// – М., 1993

    Великие государственные деятели России.// – М., 1996

    Гумилев Л. // От Руси до России. Очерки по русской истории.// – М., 1996

    Клепинин Н.// Святой и благоверный великий князь Александр Невский.// – М., 1994

    Карамзин Н.М.// Иллюстративная история России.// – Санкт-Петербург, 1993

    Рыбаков Б.А.// Мир истории.// – М., 1984

    Хрестоматия по русской военной истории.- М., 1947

    http://www.lants.tellur.ru/history/

    Реферат >> История

    В которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в... в истории России весьма близок к оценкам дореволюционных историков. Личность и... не дала практических результатов . Истощение сырьевой... Орды 1252–1263 –Правление Александра Невского во Владимире (род. ...

  1. История России от древнейших времен до начала XX века

    Реферат >> История

    Коловрата. О победах Александра Невского повествуется в его « ... авторитарному правлению , сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории . ... России . Диапазон оценок здесь чрезвычайно широк – от признания свержения самодержавия результатом ...

  2. Ответы на вопросы по истории России

    Шпаргалка >> История

    ... правления . 3. В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести «Житие святого Александра Невского» ... Какую роль в истории России сыграло... своей оценке выс­туплений Чаадаева... результат уси­лий «критически мыслящих личностей» ...