Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.

Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:

Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .

Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?

1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!

2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.

3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.

Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...

А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:

1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы

2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону

3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.

4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.

5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.

№1:

Критерии оценивания:

90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!

80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:

а) по невнимательности

б) технические, связанные с работой над частью 2

70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...

50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю

0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/

Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:

Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата

Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)

С уважением, Иван Некрасов

Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀

Похожие материалы

Тема: « Древняя Русь.

Период первых князей»

Карточка-шпаргалка № 1.

Сентябрь. 1-ая неделя.

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 г.

Картина художника К.В.Лебедева. 1903 г.

Предлагаю серию карточек для подготовке к ЕГЭ по истории- обобщение и повторение по темам. Материал каждой карточки необходимо запоминать в течение недели . Учите, ребята, повторяйте. Если систематически будете заниматься, то такая еженедельная подготовка обязательно даст результаты.

Итак, первая неделя сентября - это изучение периода правления первых князей. Начинайте вместе с нами. Не отставайте.

Тема: « Древняя Русь. Период первых князей.»

Даты

События

Призвание варягов, образование государства по норманнской теории

Объединение Киева и Новгорода Олегом.

Образование государства по антинорманнской теории.

907, 911

Походы Олега на Константинополь, 911- первый торговый договор.

Первое появление печенегов

941, 944

походы Игоря на Константинополь, менее удачный торговый договор в 944.

945-947

Налоговая реформа Ольги.

Принятие Ольгой христианства.

Защита Киева от печенегов.

964-966

Походы Святослава на хазар, разгром Хазарского каганата.

Разгром Волжской Булгарии

970- 971

Войны с Византией, договор с ней.

Битва под Доростолом (победа над Дунайской Болгарией)

ЛИЧНОСТИ. Князья

Рюрик 862-879

Олег 879-912

Игорь 912-945

Ольга 945- 957 (962)

Святослав 957 (962)-972

Личности

Кратко о них

Аскольд и Дир

Киевские князья. Правили совместно примерно с 864-882 г.Дружинники Рюрика. В 866 (или 860) совершили поход на Царьград.

Нестор

Гостомысл

Староста в Новгороде, именно в его время были приглашены Рюрик и братья.

Кирилл(827-969) и Мефодий (815-885)

Просветители, создатели славянской азбуки, христианские проповедники.

С 1991 г. в память о них, об их деятельности в России отмечают праздник- День славянской письменности- 24 мая.

Синеус, Трувор

Братья Роюрика. Синеус правил в Белоозере, Трувор в Изборске.

Мал

Князь древлян, убивших Игоря.

Представители норманнской теории

Немецкие учёные 18 века: Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, А.Л.Шлёцер. На рубеже 18-19 вв. их поддержали Н.М.Карамзин и С.М.Соловьёв.20 век- Л.Н.Гумилёв, Б.Л.Васильев.

Представители антинорманнской теории

М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, Д.И.Иловайский

Представители центристской теории

А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва и многие современные историки

Василий 1

Византийский император в 867-886 гг.

Борис 1

Болгарский хан в 852-889 гг.

Мировая история

Падение Западной римской империи.

Во главе был юноша Ромул Август . Варвар Одоакр поднял мятеж войска. состоявшего из германских племён, в 476 г. убил его отца, низложил самого императора

Возникновение государства франков (по 843 г.)

Правитель франков Хлодвиг повёл войска на Галлию, в которой продолжал властвовать римский наместник. Захватил её.

Возникновение ислама на территории Аравийского полуострова. Именно в этом году пророку Мухаммеду явился ангел Джабраил.

Начало 7 века

Возникновение государства у арабов. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата)

Образование Священной Римской империи. Основана королём Оттоном.

Тема 2. Древнерусское государство

Раздел А

1. Какой год считается датой образования Древнерусского государства?

А) 860 г.; б) 862 г.; в) 882 г.; г) 982 г.

2. Какое событие произошло в 862 г.?

а) новгородцы призвали Рюрика на княжение;

б) отряды князей Руси совершили нападение на Константинополь;

в) войско Хазарского кагана потерпело поражение от русских князей;

г) был впервые открыт путь «из варяг в греки».

3. Какие мероприятия относятся к периоду правления княгини Ольги?

а) осада Константинополя, принятие Русью христианства, введение подворной подати;

б) запрещение кровной мести, разорение Древлянской земли, основание Пскова;

в) установление фиксированного размера дани, посольство в Константинополь;

г) посольство к римскому папе, поход на Балканы, строительство Софийского собора.

4 Когда началась усобица между сыновьями князя Владимира I?

А) в 1013 г.; б) в 1015 г.; в) в 1019 г.; г) в 1024 г.

5.С кем вел войны князь Святослав Игоревич?

а) с византийцами, половцами, венграми; б) с волжскими булгарами, хазарами, византийцами;

в) с хазарами, печенегами, аварами; г) с поляками, древлянами, гуннами.

6.С именем какого князя связано заключение торгового договора сВизантией?

А) Рюрик; б) Олег; в) Святослав; г) Владимир Мономах.

7.В каком году погиб князь Святослав?

А) в 968 г.; б) в 970 г.; в) в 972 г.; г) в 974 г.

8. Что такое полюдье?

а) народное ополчение в Древней Руси;

б) органы местного самоуправления;

в) сбор князем податей с подвластных племен;

г) вид публичного телесного наказания.

9.Какие последствия имело убийство древлянами князя Игоря?

а) прекращение княжеской династии;

б) установление фиксированного размера дани;

в) карательный поход на древлян сына убитого - Святослава;

г) введение подушной подати.

10.К каким последствиям привело принятие Русью христианства?

А) к развитию торговли со странами Западной Европы, в первую очередь с

Италией;

Б) к попыткам византийского императора силой подчинить себе русские

земли;

В) к развитию культуры, образования, укреплению международного положения Руси;

Г) к длительной войне с Хазарией.

11. Какая из перечисленных дат относится к событиям борьбы Русис половцами?

А) 1036 г.; б) 1043 г.; в) 1068 г.; г) 1097 г.

12. Какое наказание было введено вместо права кровной мести в «Правде Ярославичей»?

а) выплата штрафа; б) тюремное заключение;

в) смертная казнь; г) публичное бичевание.

13.С какими противниками пришлось бороться русским землям в XI-XIIbb.?

а) половцы, печенеги, торки; б) венгры, поляки, хазары;

в) хазары, варяги, волжские булгары; г) византийцы, авары, касоги.

14.Какое решение было принято на Любечском съезде князей в 1097 г.?

А) начать новый поход в степи против печенегов;

Б) прекратить княжеские усобицы и закрепить за каждым из князей его владения;

В) избрать на киевский престол Владимира Мономаха;

Г) утвердить окончательный текст «Русской правды».

15. Какие города были самыми крупными в X-XII вв. ?

а) Киев, Новгород, Смоленск; б) Москва, Тверь, Новгород;

в) Киев, Псков, Нижний Новгород; г) Муром, Чернигов, Рязань.

16.За что Святополк Окаянный получил свое прозвище?

А) за отказ подчиняться отцу - князю Владимиру I;

Б) за массовые убийства киевлян во время его правления;

В) за то, что использовал в борьбе за престол иноземцев - половцев;

Г) за убийство братьев - Бориса и Глеба.

17. Какие термины связаны с понятием «вотчина»?

а) игумен, монах, иконописец; б) посад, слобода, полюдье;

в) вервь, плинфа, холоп; г) боярин, огнищанин, закуп.

18. Когда произошло восстание в Киеве, закончившееся приглашением на Киевский престол Владимира Мономаха?

А) в 1111 г.; б) в 1112г.; в) в 1113 г.; г)в1125г.

19. Какое событие произошло в 1054 г.?

а) началось строительство Софийского собора в Новгороде;

б) состоялся Долобский съезд русских князей;

в) началось правление Ярослава Мудрого в Киеве;

г) умер Ярослав Мудрый.

20. Чем прославился митрополит Иларион?

а) им написано «Слово о законе и благодати»;

в) по его проекту сооружен Софийский собор в Новгороде;

21.Какие понятия относятся к древнерусской культуре?

а) вира, закупы, отроки; б) закомары, апсида, смальта;

в) струги, бортничество, гости; г) вотчина, иерархия, десятина.

22. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

А) агиография; б) летопись; в) поучение; г) героическая повесть.

23. Какой термин относится к древнерусскому ювелирному искусству?

А) фреска; б) инициал; в) перегородчатая эмаль; г) пилястра.

Раздел В

1.Установите соответствие между понятиями и определениями.

1) вервь; а) собрание свободного городского населения в Древней Руси;

2) вира; б) участок земли, отмеренный веревкой общине. Так называли и саму крестьянскую общину;

3) вече; в) налог, пошлина, взимался за провоз товара, прогон скота, так и с человека при проезде

Через заставы у городов и крупных селений

4) мыт. г) собрание смердов и холопов, возникшее из племенных собраний славян;

Д) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну.

3.Установите соответствие между событиями и датами.

1) принятие христианства; а) 1024 г.;

2) поход объединенных сил русских на половцев; б) 1043 г.;

3) последний поход войск Руси на Константинополь; в) 988 г.;

4) восстание в Ростово-Суздальской земле. г) 1111 г.;

д) 1015 г.

4. Прочитайте отрывок из летописи и напишите дату описываемого события.

«Сказали варягам чудь, сповяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И из-брались (среди варягов) трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Бе-лоозере, третий Трувор - в Изборске».

Ответ:_______________________________________________.

5. Прочитайте отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и впишите в текст имя князя, павшего жертвой убийцы. «Близ сего города (Смоленска) настиг его посланный от Ярослава, Князя Новогородского, с уведомлением о смерти Владимировой и гнусном коварстве Святополка; но в то самое время, когда_______________чувствительный, набожный..., оплакивал отца и любимого брата, в усердных молитвах поверяя Небу горесть свою, явились вооруженные убийцы и схватили его ладию. Дружина Муромская оробела: Горясер, начальник злодеев, велел умертвить Князя, и собственный повар..., именем Торчин, желая угодить Святополку, зарезал своего несчастного Государя».

Раздел С

Прочитайте отрывки из произведений отечественных историков о призвании варягов и выполните задания.

Из сочинения Н. М. Карамзина:

«Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями.... Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа...»

Из сочинения С. М. Соловьева:

«Первое обстоятельство - это соединение племен славянских и финских; что произвело этот союз? Без всякого сомнения, означенные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выразилась в дружном изгна-нии варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всей вероятности, и относительно большей степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода...

Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства - это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие; соединенные впервые силы начинают действовать».

Из сочинения Б. А. Рыбакова:

«Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось... Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом: то «находникам варягам» удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена «изгьнаша варягы за море и не даша им дани». Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Варяги использовались на Руси в X-XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Варягов нанимали на грязные убийства: варяги убили князя Глеба. Против бесчинства наемных варягов в Новгороде была направлена Русская Правда... Нелепое отождествление варягов с русью, которое ничего иного не означало, кроме того, что если варяги оказывались в столице Руси, в Киеве, если поступали на русскую службу, то их и считали русью...»

1. Что такое «норманнская теория»?

2. В чем состоит различие в оценке значения роли варягов в ранней истории Древнерусского государства в сочинениях отечественных историков?

3. Какая из представленных точек зрения вам кажется более убедительной? Почему?

4. Что, по вашему мнению, явилось подлинной исторической основой для появления теории о создании Древнерусского государства варягами?


«Каждое языковое единство, которое охватывает известную область, почти всегда бывает результатом предшествующего политического единства. Государство всегда бывает замечательным толмачом». Как было достигнуто, а затем, утрачено политическое единство Руси? Чтобы узнать это, решим тесты ЕГЭ по истории.

Это разбор тестовых заданий к теме «Социально-политическое развитие Киевской Руси». С видео-лекцией от эксперта ЕГЭ по этой теме ознакомьтесь Мы уже разобрались в некоторых скреплявших единство Древнерусского государства факторах, сегодня осветим вопрос, почему же оно с течением времени утрачивается и к каким последствиям для страны это привело.

Киевская Русь история тесты ЕГЭ

Как изучать историю Киевской Руси? В каждом из вариантов ЕГЭ по истории Вам обязательно встретится несколько вопросов по истории Древнерусского государства. Конечно, это не настолько серьезно проверяемый блок ЕГЭ по истории, как, например, Великая Отечественная война. Тем не менее, задания встречаются, разного уровня сложности.

Однако, давайте возьмем один из вариантов досрочного ЕГЭ 2014 года по истории , которые были опубликованы Рособрнадзором накануне ЕГЭ 2014 года. В одном из вариантов Вы увидите задания по этому периоду в каждой из частей — А, В и С (частей 1 и 2 в варианте

Мы продолжаем разбирать к каждой из тем ЕГЭ 2018 года по истории по одному заданию каждой части — 1 (на краткий ответ) и 2 (развернутый ответ). Напомню, что предпочтительно при подготовке к ЕГЭ 2018 решать уже встречавшиеся на Едином Государственном экзамене задания. Они входят в так называемый «закрытый сегмент» ФИПИ и часто встречаются в реальных вариантах ЕГЭ разных лет. Таким образом, Вы повышаете шансы на то, что на ЕГЭ 2018 Вам встретиться уже разобранное задание.

Задание формата ОГЭ по истории.

Как работать с подобными заданиями? В общем они проверяют Ваши умения анализировать текст из источника, и, если конкретно, проверяют либо знание дат, когда произошло описываемое в источнике событие, либо иную контекстную информацию (его участников, например). В варианте года это задание 6.

Мы видим, что источник, который нам дан для работы — , и нас просят выбрать год происходящего события. Сразу выделяем это для себя в КИМе (это текст заданий, с которым на ЕГЭ нужно работать, как с черновиком для того, чтобы не терять необходимое время).

Посмотрим на даты, которые нам предлагают. Три из них попадают в исторические рамки периода Киевской Руси (до 1132 года приблизительно — распада единой Руси и начала раздробленности). 1223 год — это одна из ключевых дат по ранней истории России, которую серьезно готовящийся выпускник знать обязан — первое столкновение с монголами, битва на Калке. Вариант 4 не верен.

Вспомним основные даты по истории Киевской Руси:

Мы видим, что проверяемое событие лежит в промежутке одного века — с начала XI по начало XII века. И относится к деятельности Ярослава Мудрого или его потомков — (сыновей и внуков Ярослава Мудрого, наиболее выдающимся из которых был Владимир Мономах).

Теперь поработаем с текстом источника.

Что мы видим? Пришли , разбили дружины русских князей, разбежались по своим городам. Имена князей нам не сильно много говорят, среди них нет серьезных исторических персонажей, достойных нашего внимания (Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха). Затем происходит недовольство киевлян, которые выступают против власти (княжеского воеводы).

Теперь, выделив из текста главную информацию и отбросив лишнюю, проанализируем их. Итак, Ярослав Мудрый правил в Киеве с 1019 по 1054 годы . Значит, вариант 1) 1036 год не верен , так как мы не видим в Киеве Ярослава Мудрого. К тому же, наши знания должны подсказать, что в 1036 году Ярослав разбил других кочевников — под Киевом. В честь этого события был заложен храм Святой Софии в Киеве.

Теперь вспомним, что мы знаем о восстаниях в Киеве. с изменениями в законодательстве Руси — внесением дополнений в Русскую Правду.

Как раз в 1068 году произошло первое Киевское восстание, после которого Ярославичи (а это о них речь идет в тексте) вносят дополнения, защищающие имущество и его собственников в законы отца. Верен ответ 2! А вот ответ 3 не верен , запомним эту самую легкую дату по истории России — 1111 год Крестовый поход Владимира Мономаха против половцев.

Теперь посмотрим на реальное задание ЕГЭ 2013 года части 1. В варианте демоверсии ЕГЭ 2018 это задание 3.

Это задание на выбор одного лишнего элемента из данного ряда. Нам дан период VIII-XII веков — Киевской Руси, соответственно. Вспоминаем термины темы.

Итак — — заключившие договор (ряд) люди, категория населения, выделявшаяся Русской Правдой. Этот термин подходит по периоду.

— жрецы славянского язычества. Вспомнили дату 988, логично, что волхвы были до Крещения и после.

— это места, куда согласно налоговой реформе княгини Ольги свозили дань славяне. Ольга — правительница X века, подходит.

— это система сбора дани до реформы Ольги. Князь Игорь Старый был убит древлянами при полюдье в 945 году.

Все это подходящие термины. Значит, выпадает из этого ряда термин ПОЖИЛОЕ. Он встречается, например, в законодательном акте уже другого периода истории — Руси Московской и связан с процессом крестьян. Ответ от нас просят в виде цифры, не забываем об этом. Итак, ОТВЕТ 6.

И теперь задание части 2 (письменной) из реальных вариантов ЕГЭ.

Это сложное теоретическое задание 24 , в котором проверяется умение аргументировать теоретические постулаты. В тоже время, при полностью верном выполнении, оно оценивается 4 баллами.

Обратите внимание на то, что нам предлагается особая форма выполнения ответа. Кроме того, от нас требуются не факты в подтверждение, а именно аргументы — наши суждения, основанные на фактах.

Для начала вспомним понятие прогресс — поступательное развитие общества, его улучшение. Нам нужно два раза доказать, что распад единой Киевской Руси был положительным явлением и два раза привести аргументы в пользу обратной точки зрения.

Что сразу приходит на ум? То, что в рамках единой Руси развивались, прежде всего центральные города — Киев, Новгород, там строились храмы. Роль окраин Руси состояла в основном в выплате дани князьям. В то же время, единая Русь была способна отразить внешние угрозы, коих была масса — хазары, печенеги, половцы. А вот раздробленная на уделы Русь пала пусть не легкой, но жертвой монгольского нашествия середины XIII века.

Начнем оформлять аргументы. В подтверждение:

Что мы сделали? По сути, один аргумент разделили на два, продолжили становление городских центров развитием в них культуры. Это, кстати, главный аргумент в пользу раздробленности.

Теперь в опровержение:

1) Если единая Русь могла отразить набеги кочевников, половцев, например, то раздробленная Русь была покорена ханом Батыем во время нашествия 1237-1240 гг. Ни один князь, не желая подчиниться другому, не пришел на помощь к соседу, монголы взяли один город за другим.

Что мы сделали? Показали наши глубокие знания, подтвердив их датой, терминами (), фактами. Вот это не просто наша мысль, а подтвержденное знание, которое ни один эксперт, даже при большом желании, опровергнуть не сможет!

И наш ответ:

24. Аргументы в подтверждение:

1) В период раздробленности развивается целый ряд новых городских центров Руси — Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир Волынский, Чернигов, Рязань, в которых сосредотачивается ремесло, торговля, тогда как в рамках Киевской Руси развивались прежде всего «столицы» — Киев и Новгород.

2) Период раздробленности это пик развития древнерусской культуры, каждое княжество стремилось превзойти соседа в красоте храмов, стать культурным центром. Каменные соборы строятся во Владимире (Успенский, Покрова-на-Нерли, Дмитровский).

Аргументы в опровержение:

1) Если единая Русь могла отразить набеги кочевников, половцев, например, то раздробленная Русь была покорена ханом Батыем во время нашествия 1237-1240 гг. Ни один князь, не желая подчиниться другому, не пришел на помощь к соседу, монголы взяли один город за другим.

2) Во время раздробленности от княжеских усобиц страдает простое население, князья берут штурмом города друг друга, уводят в плен их жителей, как рабов, грабят храмы, как сделал это Андрей Боголюбский, взяв Киев. Это подрывало производительные силы Руси.

А Вашим домашним заданием будет выполнение в комментариях к разбору темы и в рубрике «Историческое сочинение» нашей группы

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу.

    Крещение Руси

    Призвание варягов

    Возникновение империи Карла Великого.

Ответ

Задание 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) поход Игоря на Константинополь

1) 882 г.

Б) призвание варягов

2) 988 г.

В) правление князя Ярослава Мудрого

3) 944 г.

Г) принятие Русью христианства

4) 862 г.

5)945-957 гг.

6)1019 - 1054 гг.

Задание 3 Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. Най­ди­те и за­пи­ши­те порядковый номер тер­мина, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1)Смерд, 2) по­ме­щик, 3) ря­до­вич, 4) тиун, 5) бо­ярин, 6) закуп.

Задание 4 Напишите пропущенное словосочетание.

На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».

Задание 5. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

1) смерды

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

2) холопы

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

3) закупы

Г) земледельцы, взявшие ссуду

4) тиуны

5) рядовичи

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Б) «И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным дво­ром: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Да­жь­бо­га, и Стри­бо­га, и Си­марг­ла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и до­че­рей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми сво­и­ми. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли греш­ни­ков, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Ва­си­лия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к преж­не­му.

Вла­ди­мир по­са­дил Доб­ры­ню, сво­е­го дядю, в Нов­го­ро­де. И, придя в Нов­го­род, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Вол­хо­вом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «язы­че­ской ре­фор­ме» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Язы­че­ская ре­фор­ма» по­тер­пе­ла не­уда­чу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

Фраг­мент А

Фраг­мент Б


Задание 7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных племен от­но­си­лись к восточным сла­вянам? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Мордва

2) Дреговичи

3) Тиверцы

4) Весь

5) Сумь

6) Вятичи



Задание 8. Заполните пропуски в предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Основателем династии русских князей стал варяжский князь___________

Б) Город ___________стал столицей Древнерусского государства

В) Первый сборник законов Древней Руси назывался __________

Пропущенные элементы

    Киев

    Избранная Рада

    Игорь

    Новгород

    Русская Правда

    Рюрик

Задание 9. Установите соответствие между событием и участником этого события: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) заключение первого торгового договора с Византией

1)Ярослав Мудрый

Б) строительство в Киеве Софийского собора

2) Рюрик

В) войны с Волжской Булгарией, Хазарией и Византией

3) Олег Вещий

Г) крещение Руси

4) Святосвлав

5)Владимир Святославич

6)Ольга

Задание 10. Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя

«В год 6472 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Когда (князь) вырос и воз­му­жал, стал он со­би­рать много во­и­нов храб­рых, и быст­рым был, слов­но пар­дус (ге­пард), и много во­е­вал. В по­хо­дах же не возил за собою ни возов, ни кот­лов, не варил мяса, но, тонко на­ре­зав ко­ни­ну, или зве­ри­ну, или го­вя­ди­ну и за­жа­рив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, по­сти­лая пот­ник с сед­лом в го­ло­вах, - та­ки­ми же были и все осталь­ные его воины, И по­сы­лал в иные земли со сло­ва­ми: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встре­тил вя­ти­чей, и ска­зал вя­ти­чам: "Кому дань даете?". Они же от­ве­ти­ли: "Ха­за­рам - по ще­ля­гу (се­реб­ря­ная мо­не­та не­из­вест­но­го до­сто­ин­ства) с сохи даем".

Ответ____________________

Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента

КНЯЗЬ

ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ

СОБЫТИЯ

Владимир Святославич

А)____________

укрепление южных границ

Б)____________

957-972

В)

Г)

945-957

Д)

Ярослав Мудрый

Е)

создание Русской Правды

Пропущенные элементы

    Святослав

    912-945 гг.

    Первый торговый договор с Византией

    Игорь

    980-1015 гг.

    Военные походы в Булгарию и Хазарию

    Ольга

    1019-1054

    Установление уроков и погостов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 12 Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си.

«В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны .

1) Олег был пер­вым скан­ди­нав­ским кня­зем, при­глашённым на Русь сла­вян­ски­ми и фин­ски­ми пле­ме­на­ми

2) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав

3) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей

4) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

5) ва­ря­ги - наёмные воины из Скан­ди­на­вии на служ­бе древ­не­рус­ских кня­зей

6) чудь, меря, весь от­но­сят­ся к во­сточ­но­сла­вян­ским пле­ме­нам

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Задание 13 Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1».

Задание 14.На­пи­ши­те на­зва­ние древ­не­го реч­но­го пути, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

Задание 15 В какой город, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу про­ли­вов, со­еди­ня­ю­щих Чёрное и Сре­ди­зем­ное моря, стре­ми­лись купцы из Скан­ди­на­вии?

Задание 16. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к обо­зна­чен­ным на схеме древним реч­ным путям, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) из Ви­зан­тии в го­су­дар­ства Скан­ди­на­вии купцы везли мёд, воск, пень­ку

2) одной из при­чин окон­ча­тель­но­го упад­ка тор­го­во­го пути из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное стал за­хват мон­го­ло-та­та­ра­ми ниж­не­го и сред­не­го Под­не­про­вья в XIII в.

3) тор­го­вый путь из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное был лик­ви­ди­ро­ван после за­хва­та тур­ка­ми сто­ли­цы Ви­зан­тии в се­ре­ди­не XV в.

4) между За­пад­ной Дви­ной и Дне­пром тор­го­вые суда пе­ре­тас­ки­ва­лись во­ло­ком

5) одним из го­су­дарств, кон­тро­ли­ро­вав­шим тор­гов­лю на пути из Бал­тий­ско­го в Кас­пий­ское море до конца 60-х гг. X в. была Ха­за­рия (Ха­зар­ский ка­га­нат)

6) князь Олег за­клю­чил вы­год­ный тор­го­вый до­го­вор между Русью и Ви­зан­ти­ей в се­ре­ди­не IX в.

Задание 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго столбца

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) собор святой Софии в Киеве

1) древнейшая русская летопись

Б) Повесть временных лет

2) храм построен в честь победы над кочевниками

В) Слово о законе и благодати

Г) Десятинная церковь

5)первый каменный храм в Киеве

6)храм находится в Новгороде

Задание 18. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Дан­ная мо­не­та вы­пу­ще­на в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния СССР.

2) Со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­ще­на ме­даль, свя­за­но с име­нем князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­го.

3) На дан­ном изоб­ра­же­нии пред­став­лен сим­вол цар­ской вла­сти в Рос­сии.

4) Одним из ав­то­ров па­мят­ни­ка, изоб­ражённого на мо­не­те, яв­ля­ет­ся A. M. Опе­ку­шин.

5) Па­мят­ник, изоб­ражённый на мо­не­те, на­хо­дит­ся в Нов­го­ро­де.

Задание 19. Ука­жи­те изоб­ра­же­ние па­мят­ни­ка ар­хи­тек­ту­ры, со­здан­но­го наи­бо­лее близ­ко по вре­ме­ни к со­бы­тию, в честь юби­лея ко­то­ро­го вы­пу­ще­на мо­не­та. В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой этот па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры ука­зан.

Из ис­то­ри­че­ско­го очер­ка:

«В год 6370 из­гна­ли ва­ря­гов за море, и не дали им дани, и на­ча­ли сами собой вла­деть, и не было среди них прав­ды, и встал род на род, и была у них усо­би­ца, и стали во­е­вать друг с дру­гом. И ска­за­ли себе: „По­ищем себе князя, ко­то­рый бы вла­дел нами и судил по праву". И пошли за море к ва­ря­гам, к руси... Ска­за­ли руси чудь, сло­ве­не, кри­ви­чи и весь: „Земля наша ве­ли­ка и обиль­на, а по­ряд­ка в ней нет. При­хо­ди­те кня­жить и вла­деть нами". И из­бра­лись трое бра­тьев со сво­и­ми ро­да­ми, и взяли с собой всю русь, и при­шли, и сел стар­ший, Рюрик, в Нов­го­ро­де, а дру­гой, Си­не­ус,- на Бе­ло­озе­ре, а тре­тий, Тру­вор,- в Из­бор­ске. И от тех ва­ря­гов про­зва­лась Рус­ская земля».

Задание 20. При­ве­ди­те на­зва­ние до­ку­мен­та и имя его ав­то­ра. К ка­ко­му вре­ме­ни от­но­сит­ся со­зда­ние этого до­ку­мен­та?

Задание 21. О каком со­бы­тии идёт речь в до­ку­мен­те? Что по­слу­жи­ло его при­чи­на­ми? (Ука­жи­те не менее трёх при­чин.)

Задание 22. Ка­ко­вы были по­след­ствия опи­сан­но­го в до­ку­мен­те со­бы­тия? (Ука­жи­те не менее двух по­след­ствий.)

Задание 23 Со­глас­но ле­то­пис­ной ле­ген­де, перед кня­зем Вла­ди­ми­ром стоял во­прос о вы­бо­ре ре­ли­гии между хри­сти­ан­ством за­пад­ным, во­сточ­ным (пра­во­сла­ви­ем), ис­ла­мом и иуда­из­мом. В ре­зуль­та­те он оста­но­вил­ся на пра­во­сла­вии. Дайте не менее трёх объ­яс­не­ний та­ко­го вы­бо­ра.

Задание 24. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке

на на­ли­чие го­су­дар­ства в Древ­ней Руси.

Древ­нюю Русь X-на­ча­ла XII вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

Задание 25. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1019–1054 гг.;

2) 1725–1762 гг.;

3) 1917–1922 гг.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия,

от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.