На самом деле экскурсия называлась «Рериховские места Петербурга». На мой личный вкус, она совершенно не соответствует духу проекта, т. е. не открывает никакие обычно закрытые для широкой публики двери. Даже здания «Росфото» и «Императорского общества поощрения художеств» мы осмотрели только с улицы… Я записалась на нее только ради слабенькой надежды увидеть Фёдоровский городок изнутри, т. к. координаторы игнорировали мои вопросы о попадании на территорию. Пришлось выяснять на месте. И когда я услышала от программного директора проекта буквально: «В Федоровском городке внутри нечего смотреть, там одни руины. Если хотите - можете перелезть через забор. Не будет же гид Вам собак отгонять», то в Царское Село просто не поехала. Тем более, что рассказ был весьма посредственным. И я была категорически не согласна с принципиальной позицией экскурсовода нарушать правила дорожного движения: при наличии светофоров и пешеходных переходов на Исаакиевской площади, она целенаправленно бросалась под машины в неположенных местах, увлекая за собой экскурсантов. А если вдруг шла по сигналу светофора, то исключительно на красный свет.

В итоге для меня экскурсия сократилась до школы Карла Мая. Кстати, чтобы попасть в музей бесплатно, вам не нужны посредники, достаточно просто позвонить или написать и присоединиться к одному из мероприятий.

Запись на экскурсию можно произвести по тел. +7 812 3233710 или путём подачи запроса в гостевую книгу сайта www.kmay.ru . Все посетители музея должны иметь с собой бахилы или сменную обувь. Частные посетители могут присоединиться к одной из анонсированных экскурсий. Индивидуальные экскурсии не проводятся, но по предварительному звонку Вы сможете осмотреть экспозицию и посмотреть фильм о школе Карла Мая.

Ближайшие экскурсии в музее истории школы К. Мая:

17.02 в 14.00 - для школьников старших классов;
17.03 в 12.00 - для умудрённых жизненным опытом ценителей истории СПб.

Адрес: Санкт-Петербург, 14-я линия В. О., 39.

Вашему вниманию будет предложено несколько залов:

К экспозиции прилагается увлекательный рассказ основателя, идейного вдохновителя создания музея и его бессменного заведующего Никиты Владимировича Благово.

И не забудьте обратить внимание на лестницу. На ней можно посмотреть сквозь столетие.

Другие экскурсии .

В начале поста я поставлю цитаты в качестве священного текста,пусть это будут такие мантры...
Это часть принципов которым следовала школа.
"-Сперва любить - потом учить.
-Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, действовать следует разумно, применяясь к свойству предмета личности, степени развития учеников и учителей
-От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности.
-Пример преподавателя - самое действенное средство воспитания.
-Дисциплина - ещё не воспитание.
-Воспитание имеет целью не сломить волю ребёнка, а образовать её.
-От юного существа можно добиться всего посредством высказывания к нему доверия.
-Увлечение какими-либо занятиями и усердие к ним достойны поощрения, а неосторожная задержка может привести к апатии ученика.Давайте -ученикам истинное знание, так как только оно имеет непреложное значение и истинную силу.
-Пусть пути будут различны, но образование и воспитание во всяком случае должны оставаться конечной целью всякого преподавания."

Цитаты эти взяты из принципов Школы Карлы Мая. Об этой школе и пойдет дальше речь.Посетила я ее благодаря проекту "Открытый город".
Здание школы и ее знаменитый знак

Перефразирую пословицу - Красна изба пирогами, а школа выпускниками. А вот тут есть что "заявить миру" ,не побоюсь большого списка..

Форма поступления в школу была общедоступная,принимались все категории граждан без ограничения,состав учащихся, как по социальному положению, так и по национальному признаку и вероисповеданию, был разнообразен. Без какой-либо дискриминации здесь учились дети швейцара,извозчика,слесаря и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции - Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских, причём, во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии. Своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа - 25 членов этого клана учились «у Мая».
Выпускники школы достигли больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Более 100 из них стали докторами наук, 30 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств. Среди учившихся в школе три члена Государственного совета -ректор Университета Д.Д. Гримм, губернатор Петербурга А.Д. Зиновьев и министр внутренних дел, позднее - министр юстиции А.А. Макаров; министр внутренних дел Д.С. Сипягин, ректор Университета Э.Д. Гримм, военачальники - генерал от инфантерии Н.А. Епанчин, генерал-майоры С.В. Белов, В.В. Волков, В.Г. Рожков, В.А.Сухотский, вице-адмирал Е.И. Волобуев, контр-адмиралы И.В. Коссович, В.А.Петровский, П.В. Римский-Корсаков, деятели культуры – члены объединения «Мир Искусства» художники А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, В.А.Серов, К.А. Сомов, А.Е.Яковлев, а также художники О.Г. Верейский, П.Я. Павлинов, И.А. Пуни, С.Н.Рерих, скульптор Б.Е. Каплянский, композиторы В.И. Цытович, Ф.Д. Шевцов,писатели Г.И. Алексеев, В.С. Головинский, В.А. Кнехт, А.А. Ливеровский, В.П.Прокопьев, Л.В. Успенский, О.А. Хазин, Ф.К. Эйнбаум, поэт Ю.А. Ливеровский,театральные деятели Ф.Н. Курихин, П.П. Подервянский, М.Ф. Стронин,кинорежиссеры С.В.Бирюк, Д.Д.Месхиев (мл). Тёплые воспоминания о школе сохранил её бывший ученик - дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук космонавт Г.М. Гречко. Надо также отметить, что О.Д. Хвольсону в числе первых было присвоено в 1926 г. звание Героя труда, а три выпускника - В.В.Волков, Д.С. Лихачёв и В.В. Новожилов были удостоены звания Герой Социалистического труда, шесть выпускников школы -
В.В. Беломорец, М.А.Ельяшевич, Л.Л. Кербер, В.Д. Наливкин, М.М. Четвертаков и В.В. Новожилов стали лауреатами Ленинской премии. Но и этот список далеко неполный.

Начну с того чье имя носит школа.

Перенесемся во времена Мая в Петербург. После появления манифеста Екатерины II о приглашении колонистов в Россию значительная часть иностранцев приехавших в Петербург были немцы. Селились они в основном в районе Казанского собора, а на Васильевском острове практически каждый пятый был немцем. Так в России оказался и Карл Май. Обучался он в первой школе города Петершуле, ныне школа 222, что находится за Петерскирхе. Еще в юности многие отмечали педагогические способности Мая и он выбрал для себя эту область. Стал преподавать в Лесотехнической академии географию.

В середине 19 века у немцев появилась потребность в частной школе и они пригласили Мая.

Основным лозунгом школы стали слова Яна Коменского: Сперва Любить, Потом Учить. То есть если не можешь отдавать душу,сердце, время без остатка ученикам, то следует искать другую профессию.

Следование этому лозунгу и вышеназванным принципам предопределило тот самый неповторимый дух этой школы. На постоянном уважении к ученикам основывалась деятельность школы. Карл Май каждый день стоял перед началом учебного дня у лестницы и каждому жал руку. Ели кто то допускал провинность, то основным принципом было: наказание не должно превышать провинность. Если кто то совершил что то неподобающее, то Карл Май в качестве наказания не здоровался рукопожатием с данным учеником, а после данного ученика приглашал в кабинет. Если кто в коридоре подставил подножку или еще что нибудь сделал,его подводили к этому зеркалу и говорили посмотри на себя, вот как ты мог так поступить

Хочу замолвить слово о музее школы и о его хранителе, основателе и директоре музея истории школы К. Мая, авторе книг о школе Благово Н.В.,

"Добрый Петербургский осенний день, с радостью приветствую вас" так начал сегодняшнюю встречу с нами Никита Владимирович. И как преамбула: "Очень благодарен что вы пришли. Я переступил порог этой школы в 1944 году,учеником 5 класса.До войны учился в школе на улице 9-й Советской. Обычной кирпичной школе.Поэтому сразу как только вошел меня заинтересовали интерьеры школы Мая." Он понял что значительная история кроется за этими стенами.

Пройдемся по музею и его экспонатам

Эволюция школьной парты

Жорж Борман тоже был учеником этой школы

Экспонаты,связанные с ним

Фисгармония, с ее игры и молитвы начинался учебный день

Первый набор школы

Космонавты -выпускники школы

Всем известныйдизайн обертки от сгущенки тоже работа выпускника школы

Печальная страница в истории школы

Гимназия К. И. Мая

В 1856 году по инициативе нескольких немецких предпринимателей на 1-й линии Васильевского острова была открыта частная мужская школа. Возглавил ее педагог-практик Карл Иванович Май, который избрал в качестве основного девиза изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского: «Сперва любить — потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоявший из людей с высокими нравственными и профессиональными качествами. В дальнейшем школа получила название «Гимназия и реальное училище К. И. Мая», а ученики и педагоги школы стали называть себя «Майскими жуками».
В 1861 году гимназия переехала с 1-й на 10-ю линию Васильевского острова в купленный трехэтажный дом под № 13. Вскоре она заняла перестроенное для нее трехэтажное здание, которое находилось во дворе этого дома. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, школу К. И. Мая, по меткому выражению ее выпускника Д. В. Философова, называли «государством в государстве, отделенном бесконечным океаном от казенщины». В ней была создана система воспитания и образования, основанная на взаимном уважении и доверии, постоянном взаимодействии с семьей, стремлением учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика. Чаще других в эту школу отдавали своих детей представители русской интеллигенции. Срок обучения был рассчитан на 9 лет. На гимназическом отделении обучались дети склонные к гуманитарным наукам, а на реальном — дети склонные к естественным наукам.
С 1883 по 1893 годы в гимназии К. И. Мая учился Николай Константинович Рерих. Любимым уроком была история, увлекала география. В течение гимназических лет он несколько раз принимал участие в постановках пьес Островского и Гоголя, им были нарисованы портрет К. И. Мая, программы и эскизы к спектаклям. В эти же годы Николай Рерих участвовал в раскопках курганов с известным археологом Л. К. Ивановским. Часть находок передал в гимназию. Увлекался охотой, собирал различные коллекции, много рисовал. В 1891 году появились его первые публикации в «Охотничьей газете» и журнале «Русский охотник».
Также в гимназии К. И. Мая, в здании на 10 линии, учились младшие братья Н. К. Рериха: Владимир (1891-1902) и Борис (1894-1903).
В 1909-1910 годах по проекту выпускника гимназии академика архитектуры Г. Д. Гримма было построено новое учебное здание в стиле модерн, на участке № 39 по 14 линии Васильевского острова. Над входом в него был установлен барельеф — «Майский жук». В четырех этажах дома помимо классов для 600 учеников были размещены 8 предметных кабинетов, библиотека, спортзал, столовая, столярная мастерская. В этом здании гимназии К. И. Мая учились дети Н. К. Рериха и Е. И. Рерих: Юрий (1914-1917) и Святослав (1916-1917)*.
Осенью 1918 года частное учебное заведение К. И. Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу. С 1937 по 1942 годы в здании располагалась 6-я специальная артиллерийская школа, а с 1944 по 1976 годы эти классы занимала 5-я средняя общеобразовательная школа. С 1978 года в здании находится Институт информатики и автоматизации Российской академии наук. По инициативе его директора был создан Музей истории школы К. И. Мая, который весной 1995 года открыл старейший ученик — академик Д. С. Лихачев. Благодаря активной поддержке многих бывших учеников и их потомков в музее была создана экспозиция, отражающая все этапы развития школы.
Современный адрес дома: 14 линия, 39.

*В беседе С.А. Кожиным, бывшим учеником школы, С.Н. Рерих вспоминал, что посещал гимназию в здании на 10 линии,

д. 13. Данных подтверждающих это пока не найдено, возможно, в то время там находился подготовительный класс.

Дореволюционный 1856 – 1918 (Гимназия и Реальное училище)

Предвоенный 1918­ - 1937 (Советская школа)

Военный 1937 - 1944 (6 Спец Арт Школа)

Послевоенный 1944 – настоящее время (5Средняя Школа)

Раздел сайта «История» содержит краткое описание истории развития Школы, а так же хронологическую таблицу главных событий. Для более детального ознакомления с заинтересовавшим Вас фактом истории следует выбрать соответствующую графу таблицы и совершить переход на страничку с его описанием.

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

По инициативе нескольких немецких семейств 22 сентября 1856 г. в надворном флигеле дома № 56 по 1 линии Васильевского острова была открыта частная немецкая мужская школа. Возглавил школу талантливый педагог-практик Карл Иванович Май (1820–1895 - последователь передовых педагогических взглядов А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д.Ушинского и Ф. Фребеля.

В первые годы своего существования школа была начальной, а с 1860 г. получила уникальное официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную, по сравнению с казёнными учебными заведениями, прикладную направленность полноценного с этих пор среднего образования. В том же году специально для школы было приобретено здание на участке № 13 по 10 линии Васильевского Острова.

Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить - потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами. Выпускник школы 1918 г. писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях: «…у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей “в футлярах”, чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».

Созданная К.И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа К. Мая, по меткому выражению её выпускника 1890 г. Д.В. Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».

Состав учащихся, как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен. Без какой-либо дискриминации здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции - Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских, причём, во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии. Своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа - 25 членов этого клана учились «у Мая».

В этой школе получали знания мальчики, представлявшие едва ли не все национальные диаспоры Петербурга – русские,немцы, французы англичане, татары, евреи, финны, китайцы и т.п.

Таким образом, как отмечали уже в начале ХХвека, эту школу «никогда нельзя было назвать ни монархической, ни демократической, ни республиканской, ни аристократической. Она всегда стремилась быть общечеловеческой».

В конце 1850-х годов один из школьных спектаклей открылся шествием герольдов с флагами, на которых был изображен майский жук; этот символ очень понравился директору и всем присутствующим. С тех пор учившиеся в этой школе на протяжении всей жизни называли себя «майскими жуками».

С самого начала школа состояла из двух отделений. Дети, обнаружившие гуманитарные способности, в первые годы назывались латинистами и обучались на отделении, позже названным гимназическим. Здесь, помимо немецкого и французского, преподавались древние языки - латынь и греческий. Гимназисты, как правило, готовились к продолжению образования в Университете. Юноши, склонные более к естественным наукам, именовались нелатинистами: они, на реальном отделении в течение 8 лет, получали в большем объёме знания по точным наукам и готовили себя к инженерной деятельности. До1909 г. существовало также небольшое коммерческое отделение, где вместо французского языка изучался английский. Благодаря такой структуре, официальным названием этого среднего учебного заведения с 1881 г. стало - «Гимназия и реальное училище К. Мая».

Первые двадцать пять лет школа была немецкой,так как уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых реальных дисциплин, велись на языке Гёте.

Первый выпуск реального отделения состоялся в 1863 г., а гимназического - в 1865 г. В 1890 г. К.И. Май передал бразды правления Василию Александровичу Кракау (1857–1935), выпускнику школы 1873 г., окончившему историко-филологический факультет университета, который преподавал в своей школе историю. При нём была усовершенствована методика преподавания, развито реальное отделение, улучшено оборудование кабинетов.

В 1906 г., после отставки В.А. Кракау, новым директором был избран выпускник историко-филологического факультета университета магистр славяноведения Александр Лаврентьевич Липовский (1867–1942). В период его руководства учебным заведением произошли два важных события. Во-первых, школа отметила своё пятидесятилетие, выпустив по этому случаю уникальный юбилейный сборник воспоминаний бывших учеников. Во-вторых, в связи с тем, что вследствие растущей популярности школы помещений стало не хватать, в 1909 г. был приобретён участок № 39 по 14 линии, где по проекту академика архитектуры Г.Д. Гримма, выпускника 1883 г., было построено уникальное новое здание с барельефом майского жука над аркой входной двери. При большом стечении народа 31 октября 1910 г. состоялось освящение здания. Его проводил епископ Гдовский и Ладожский Вениамин, будущий митрополит Петроградский.

В четырёх этажах школы, помимо классов для 650 учащихся, были устроены 8 прекрасно оснащённых предметных кабинетов физический, химический, естественной истории, исторический, географический, рисования,лепки, пения (три из них имели аудитории в виде амфитеатра), а также столярная мастерская, библиотека, насчитывающая 12 тысяч книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках, гимнастический зал, столовая.

Накануне первой мировой войны здесь, подруководством 38 высококвалифицированных педагогов, получали знания 567 юношей. Проводились многочисленные экскурсии, не только в знаменитые петербургские музеи, но и на промышленные предприятия. Действовали различные кружки: литературный, выпускавший свой печатный журнал «Майский сборник», исторический, морской, фотографический, спортивный и авиамодельный, где первую в Россиимодель самолёта построил Н.В. Фаусек – выпускник 1913 г.

После начала войны с Германией, в сентябре 1914г. при школе был открыт «Лазарет гимназии и реального училища К.Мая, имениимператора Александра I», где все вспомогательные работы выполняли ученики.

В период 1910–1917 гг. школа достигла своего подлинного расцвета. Последний, пятьдесят пятый, выпуск состоялся 24 февраля 1918 г.

Всего в период 1856-1918 гг. в Школе К. Маяобучалось около 3800 петербургских юношей, 1300 из них получили аттестаты. За отличные успехи в учебе 15% окончивших гимназистов были награждены золотыми медалями и 17% - серебряными. Согласно существующему тогда положению Реалистам медали не полагались.

Осенью 1918 г. частное учебное заведение К.И.Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу I и II ступени, где, согласно указам новой власти, было введено совместное обучение мальчиков и девочек, а также отменены оценки и аттестаты. Позднее был введён бригадно-лабораторный метод обучения, действовавший до 1932 г.

В последующие года в судьбе этого учебного заведения, как и многих других, отразились многочисленные преобразования послереволюционной системы народного просвещения. В соответствии с этим, директора школы, название, продолжительность обучения (семь, девять, десять лет), её порядковый номер (15, 12, 217, 17) неоднократно менялись. «Майские» педагогические традиции в какой-то мере сохранялись до зимы 1929 г., когда в результате развёрнутой в прессе антибуржуазной кампании и публикации необоснованных обвинений в газете «Ленинградская правда» от 15 января 1929 г. многие педагоги и руководство были большей частью заменены, и даже уничтожен барельеф над входной дверью. С начала 1930-х годов заведующим школой стал К.И. Поляков (1902-1946), он вновь создал хороший педагогический коллектив, и школьная жизнь наладилась. Особенно яркой фигурой в это время стал преподаватель физкультуры Р.В. Озоль, организатор кружка «Спартак». Появились также пионерская и комсомольская организации, действовали различные кружки.

С осени 1937 г., согласно постановлению правительства, в здании находилась 6-я Специальная артиллерийская школа (6САШ), образованная на добровольной основе из учеников 8-10 классов этой и близлежащих общеобразовательных школ. В 1938-1941 гг. 6-ую САШ окончили не менее 600 «спецов» (четыре выпуска). В суровую блокадную зиму, 5 февраля 1942г., 239 истощённых спецшкольников были эвакуированы в Тобольск; при этом 65 юношей умерли в пути от голода. Выпускники 6 САШ доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищали и освобождали родной Ленинград. Первый залп по Берлину сделали орудия капитана И.Р.Миркина, а пятеро артиллерийских разведчиков этого подразделения во главе с капитаном В.Маковым первыми водрузили знамя Победы над Рейхстагом. 111 выпускников 6САШ пали смертью храбрых на полях войны. С 1983г. в нынешней школе № 5 (13 линия, д. 28) действует музей 6 САШ, возникший благодаря усилиям тогдашнего директора школы, а ныне заведующей музеем Л.В. Черненковой. До 2007 г. Совет Ветеранов 6-ой САШ возглавлял генерал-майор В.Г.Рожков, который в 2006 г. написал и опубликовал книгу «Шестая (Первая Ленинградская) специальная артиллерийская школа». В 2007 г. 1-го марта имя генерала-майора В.Г.Рожкова было присвоено музею 6САШ.

После снятия блокады Ленинграда, с сентября1944 г., в здании возобновились уроки, только теперь учебное заведение называлось 5-й мужской средней школой, а с 1954 г., в связи с восстановлением совместного обучения - просто 5-й средней школой.

В 1944-59 гг. в школе образовался новый очень хороший педагогический коллектив, возглавляемый фронтовиком С.И.Пашковым. Вместе с ним передавали знания нашим детям: кавалеры ордена Ленина завуч М.И.Лопарева и учитель математики В.С.Неверовский, награжденная орденом Трудового Красного Знамени учительница естествознания О.М.Демина и учительница литературы кандидат филологических наук Д.Л.Сорокина.

Первый послевоенный выпуск состоялся в 1948 году. В 1962 году статус школы был понижен, она стала «восьмилеткой» и оставалась неполной средней до 1999 года с перерывом в 1967-1975г.г., когда было восстановлено десятилетнее образование. С 1999 г. в школе было введено одиннадцатилетнее обучение.

В 1964г. пионерской дружине школы было присвоено имя Героя Советского Союза Евгения Никонова.

В 1966 г. по инициативе заведующей учебной частью А.С. Батуриной при школе был создан музей, в котором, наряду с экспозицией, посвящённой трудовым и боевым делам бывших учеников школы, былстенд, посвящённый дореволюционному периоду и первому директору К.И. Маю.Однако, этот музей просуществовал недолго, и его экспонаты, к большому сожалению, почти не сохранились.

В 1976 году школа отмечала 120-летие. Но, в связи с тем, что в том же году произошло обрушение штукатурки одного из потолков, и потребовался косметический ремонт, коллектив педагогов и учащихся временно перевели в другое здание по адресу 13 линия, д. 28. Из-за отсутствия средств ремонт выполнен не был, учебный процесс в старом школьном доме не возобновился. На произвол судьбы оказалось брошенным уникальное оборудование кабинетов, мебель, памятные доски с именами выпускников разных лет, бюсты писателей и учёных, украшавшие интерьеры. Всё это вскоре было расхищено и безвозвратно погибло.

Вот уже 30 лет школа располагается на 13 линии,в доме №28. В 2001 году после 25-летнего перерыва выпускникам вновь вручали аттестаты об окончании средней школы.

Выпускники школы достигли больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Более 100 из них стали докторами наук, 30 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств. Среди учившихся в школе три члена Государственного совета -ректор Университета Д.Д. Гримм, губернатор Петербурга А.Д. Зиновьев и министр внутренних дел, позднее - министр юстиции А.А. Макаров; министр внутренних дел Д.С. Сипягин, ректор Университета Э.Д. Гримм, военачальники - генерал от инфантерии Н.А. Епанчин, генерал-май­оры С.В. Белов, В.В. Волков, В.Г. Рожков, В.А.Сухотский, вице-адмирал Е.И. Во­ло­буев, контр-адмиралы И.В. Коссович, В.А.Петровский, П.В. Римский-Корсаков, деятели культуры – члены объединения «Мир Искусства» художники А.Н. Бе­нуа, Н.К. Рерих, В.А.Серов, К.А. Сомов, А.Е.Яковлев, а также художники О.Г. Ве­рейский, П.Я. Павлинов, И.А. Пуни, С.Н.Рерих, скульптор Б.Е. Ка­плянский, композиторы В.И. Цытович, Ф.Д. Шевцов,писатели Г.И. Алексеев, В.С. Головинский, В.А. Кнехт, А.А. Ливеровский, В.П.Прокопьев, Л.В. Успенский, О.А. Хазин, Ф.К. Эйнбаум, поэт Ю.А. Ливеровский,театральные деятели Ф.Н. Курихин, П.П. Подервянский, М.Ф. Стронин,кинорежиссеры С.В.Бирюк, Д.Д.Месхиев (мл). Тёплые воспоминания о школе сохранил её бывший ученик - дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук космонавт Г.М. Гречко. Надо также отметить, что О.Д. Хвольсону в числе первых было присвоено в 1926 г. звание Героя труда, а три выпускника - В.В.Волков, Д.С. Ли­хачёв и В.В. Новожилов были удостоены звания Герой Социалистического труда, шесть выпускников школы - В.В. Беломорец, М.А.Ельяшевич, Л.Л. Кербер, В.Д. Налив­кин, М.М. Четвертаков и В.В. Новожилов стали лауреатами Ленинской премии.

Статья о истории школы подготовлена на базе

Биография

В течение первых десяти лет после окончания университета К.Май преподавал историю и немецкий язык в различных частных и государственных школах Санкт-Петербурга, накапливая опыт преподавания и проверяя на практике свои педагогические идеи. В году К. И. Май возглавил частную мужскую школу, впоследствии ставшую известной как «Гимназия Мая» или "Петербургская школа Карла Мая".

История гимназии К. Мая

По инициативе нескольких немецких семейств, стремившихся дать детям хорошее образование на немецком языке, в надворном флигеле дома № 56 по 1-й линии Васильевского острова в году была открыта частная немецкая мужская школа.

Её возглавил талантливый педагог-практик, последователь передовых педагогических взглядов Карл Иванович Май ( -).

В первые годы школа была начальной, но затем с года получила официальный статус как «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную по сравнению с казёнными учебными заведениями прикладную направленность образования.

Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить - потом учить» , в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами.

Выпускник школы года писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях:

«У Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей „в футлярах“, чиновников в виц-мундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».

Созданная К. И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учитывать и развивать индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить.

Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа К. Мая, по меткому выражению её выпускника года Д. В. Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».

Состав учащихся как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен, без какой-либо дискриминации, здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских, причём во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии; своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа: 25 членов этого семейства учились «у Мая».

С самого начала школа состояла из двух отделений. Дети, обнаружившие гуманитарные способности, в первые годы назывались латинистами и обучались на отделении, позже названным гимназическим. Здесь, помимо немецкого и французского, преподавались древние языки - латынь и греческий. Гимназисты, как правило, готовились к продолжению образования в Университете.

Юноши, склонные более к естественным наукам, именовались нелатинистами: на реальном отделении они получали в большем объёме знания по точным наукам и готовили себя к инженерной деятельности.

Существовало также небольшое коммерческое отделение, где вместо французского изучался английский. Благодаря такой структуре, официальным названием этого среднего учебного заведения стало «Гимназия и реальное училище К. Мая».

Первые двадцать пять лет школа была немецкой, так как уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых дисциплин реального отделения, велись на языке Гёте.

С года школа располагалась в доме № 13 по 10 линии. Первый выпуск реального отделения состоялся в г., а гимназического - в г. В г. К. И. Май передал бразды правления Василию Александровичу Кракау ( -), выпускнику года, преподававшему в своей школе историю. При нём была усовершенствована методика преподавания, развито реальное отделение, улучшено оборудование кабинетов.

В году, после отставки В. А. Кракау, новым директором был избран Александр Лаврентьевич Липовский ( -). В период его руководства учебным заведением произошли два важных события. Во-первых, школа отметила своё пятидесятилетие, выпустив по этому случаю юбилейный сборник воспоминаний бывших учеников. Во-вторых, в связи с тем, что вследствие растущей популярности школы помещений стало не хватать, в году был приобретён участок № 39 по 14 линии, где по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма, выпускника года, было построено новое здание с барельефом майского жука над аркой входной двери.

При большом стечении народа 31 октября г. состоялось освящение нового здания школы епископом Гдовским и Ладожским Вениамином (в будущем - митрополит Петроградский).

На четырёх этажах школы, помимо классов для 600 учащихся, были устроены 8 прекрасно оснащённых предметных кабинетов (три из них имели аудитории в виде амфитеатра), а также столярная мастерская, библиотека, насчитывающая 12 тысяч книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках, спортивный зал, столовая.