Народы мусульманской культуры, жившие на пространстве Северной Евразии, войдя в состав русского государства, со временем оформились как «русское мусульманство» - особая субцивилизационная культурно-религиозная общность в составе российской цивилизации. Идентифицируя себя с русским государством и российской цивилизационной общностью, они, тем не менее, сохраняли и свою исламскую идентификацию, позволявшую обрести культурно-религиозную индивидуальность в инокультурной (русской) и инорелигиозной среде. Так, в XIX - начале XX века с появлением мусульманского населения в русских городах за пределами исторического расселения мусульманских народов, практически одновременно появлялась и мечеть с профессиональными священнослужителями, содержащимися за счет общины правоверных. При этом в кризисные периоды исторического развития страны на первый план выходила именно мусульманская идентификация, примером чего может служить история Московской соборной мечети.

Миниатюра Лицевого летописного свода XVIв. Осада Едигеем Москвы в 1408г. Горят посады вокруг Кремля. Картинка взята из сборника «За землю Русскую! Памятники литературы Древней Руси» 1981г. Москва, изд. «Советская Россия», стр. 408, тир. 30 000. На четырех остроконечных шпилях хорошо видны полумесяцы! (Для увеличения нажмите на рис.)

История московской мусульманской общины прослеживается с XIV века. Именно в этот период, совпавший с исламизацией Золотой Орды, на территории Кремля возникает Ханский (Татарский) двор - постоянное представительство ордынской администрации при московском великокняжеском престоле. К этому же времени относится возникновение поселения Ордынцы в Замоскворечье, обосновавшегося вдоль проходящей в Орду Ордынской дороги (ныне - улица Большая Ордынка). Там жили выходцы из Золотой Орды, пригонявшие на продажу в Москву табуны лошадей, а также «тяглые» люди, обязанные возить в Золотую Орду поклажу.

Освящение собора Покрова на Рву в 1557г., Кремль на фоне, одна мечеть-минарет еще оставалась (Для увеличения нажмите на рис.)

Число представителей ордынской знати среди московских жителей особенно возросло в XV веке при князе Василии II Темном. Выкупившись в 1446 г. из казанского плена, он привел с собой множество татарских вельмож, включив их в состав своих «служилых людей». Некоторые из них со временем приняли православие, однако значительная часть сохраняла приверженность исламу. Татарская исламизированная знать в лице «служилых царевичей» - чингизидов - стала играть видную политическую роль при дворе московских государей.

В Замоскворечье располагались посольские представительства (подворья) мусульманских государств, возникших после распада Золотой Орды: с 1532 г. в документах Посольского приказа стал упоминаться Крымский двор, вблизи которого по Калужской дороге возникло первое в Москве татарское кладбище, а с 1535 г. известен Ногайский двор. В Замоскворечье расселялись и представители мусульманского купечества, которых Москва привлекала в качестве важного узлового пункта торговых путей между Западной Европой и Востоком. Развитие торгово-экономических и дипломатических связей Московской Руси со странами мусульманского Востока явилось причиной появления новой группы мусульманских жителей столицы. Ими стали толмачи Посольского приказа - переводчики с восточных языков, служившие в русском дипломатическом ведомстве. Компактное поселение толмачей сложилось в Замоскворечье в местности Кадаши.

Карта Москвы Франса Хогенберга 1575 г. Возжожно, что иностранный гравер XVIв. имел перед собой более ранний рисунок кремля, до его перестройки в конце XV в. И тогда перед нами первый каменный кремль 1367г., – город времен Мамая и Дмитрия. Выделяется прежде всего, многоэтажный царский Терем, что значит «недоступный, запретный», родственные слова: гарем, храм, тюрьма. Только на одном здании видим крест, купол у него остроконечный как у западноевропейских церквей. Остальные подобные, вероятно, также культовые сооружения, имеют округлые купола, характерные более для мечетей. Возле центрального есть даже башня, похожая на минарет (колокольня Ивана Великого?). Примечательно, что большинство храмов имеют вход с южной стороны, что характерно для мечетей, у церквей вход делают обязательно с западной. Часть изображенных храмов имеют те и другие входы. Жилые кварталы напоминают воинские казармы. Кремль – это убежище правителя и его ближайшего окружения, лучшего войска двора. Видимо, в Кремле в XIV-XVв. были мечети, но когда делали картинку в XVIв., со старого оригинала убрали неактуальные уже полумесяцы. (Для увеличения нажмите на рис.)

С 1619 г. в официальных документах среди «иноземных» московских слобод, жители которых пользовались определенной административной и религиозной автономией, упоминается замоскворецкая Татарская слобода, сложившаяся на основе ранее существовавших компактных поселений мусульман.

Таким образом, на рубеже XVI-XVII веков в Москве сформировалась хотя и небольшая, но достаточно стабильная и компактная мусульманская община с центром в Замоскворечье и отдельными вкраплениями в других районах российской столицы. В XVIII веке эта община представляла собой заметную величину. Ее социальный состав претерпел существенные изменения: представители мусульманской знати и толмачи-переводчики постепенно исчезают (ввиду христианизации и перевода дипломатического ведомства в новую российскую столицу - Санкт-Петербург), зато возрастает число торговцев, домашней прислуги и работников-отходников. Кроме того, в числе московских мусульман появляются солдаты и офицеры местного гарнизона, а также военнопленные турки.

Что касается мечети, то в той или иной форме она существовала с первых лет появления московских мусульман. Вначале это были временные сооружения для религиозных обрядов или проведения богослужений на открытом воздухе. Позднее можно встретить упоминания о существовании в 1712 г. в Замоскворечье уже стационарной мечети. (РГАДА, ф. 131, оп. 1-а, д.1) . Деревянная татарская мечеть в Замоскворечье упоминается в переписи московских домовладений 1744 г. После известных указов императрицы Екатерины II о веротерпимости, обнародованных в 1773 г., можно говорить об оформлении московской мусульманской общины как централизованной структуры, имеющей свое стабильное руководство в виде профессионального духовенства.

В ноябре 1818 г. был утвержден первый «мулла и хатып» молитвенного дома С.М.Асханов . В 1823 г. московский генерал-губернатор разрешил строительство каменного молитвенного здания в Пятницкой части Замоскворечья на участке купца первой гильдии Н.Хашалова (Хамалова) . Однако это разрешение было оговорено условием, «…чтобы дом… отнюдь строим не был в виде мечети, и не назывался бы мечетью» . Только после перестройки здания в 1881-1882 гг. с возведением минаретов и купола оно приобрело вид мечети. Юридический статус первой московской мечети соответствовал мухтасибату - среднему звену Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в Уфе.

Мечеть на Татарской ул. (Для увеличения нажмите на рис.)

На рубеже XIX-XX веков отмечен рост мусульман в Москве. Если в 1866 г. лиц «магометанского вероисповедания» в Москве насчитывалось 339 человек, то в 1882 - уже 1,5 тыс., в 1897- 4,2 тыс., а в 1902 г.- 5,9 тыс. Помимо Замоскворечья, места компактного расселения мусульман возникают и в других районах города - в Тверском, Мясницком и Сретенском участках. Радикально меняется социальный состав мусульманской общины.. Возрастает число работающих по найму на московских промышленных предприятиях, представителей торгово-промышленного капитала. В Москве складывается группа национальной мусульманской интеллигенции джадидской ориентации, благодаря которой город превращается в один из видных центров российской мусульманской культуры.

Упомянутые социальные группы (купечество и интеллигенция) становятся главными проводниками идей национально-религиозной самоидентификации российских мусульман. При этом богатейшие купцы и промышленники не просто финансировали религиозную деятельность мусульманской общины. Они направляли ее в нужное им русло, являясь в то же время активными прихожанами. Именно им принадлежит заслуга в создании второй Московской мечети.

Соборная мечеть в начале XX века. (Для увеличения нажмите на рис.)

К 1904 г. новая мечеть была построена на территории Мещанской части Москвы, а 27 ноября того же года ее первый имам-хатыб Б.Алимов ходатайствовал о разрешении проведения в ней первого намаза.

Пришедшие в октябре 1917 г. к власти большевики рассматривали российских мусульман как представителей угнетенных национальностей, пострадавших от царского самодержавия, считая их своими естественными союзниками. Мусульманское население России в большинстве своем поддержало установление советской власти, а видные представители духовенства и мусульманской элиты джадидского направления даже выразили свою готовность с ней сотрудничать. Несмотря на антирелигиозный в целом пафос новой власти, ее отношение к исламу поначалу было более благожелательным, чем к другим религиям. Вплоть до середины 1920-х гг. мусульманские религиозные организации в стране прямому давлению не подвергались. Это, в частности, сказалось и на состоянии мусульманской общины Москвы, в которой продолжали действовать две мечети.

Во второй половине 1920-х гг. благожелательное отношение властей к исламу сменяется подавлением мусульманской религиозной жизни и культуры, что не могло не затронуть московских мусульман. В 1927 г. имама Фаттахиддина , жившего в домике во дворе Соборной мечети, выслали из Москвы, а позднее - репрессировали (ЦМАМ, ф. 3004, оп. 1, д. 35). Новый имам А.Сулеймани , возглавивший столичную мусульманскую общину в 1929 г., также недолго находился на этом посту: в начале 1930-х гг. он был арестован.

Начавшаяся вслед за этим волна «большого террора», уничтожившая едва ли не всю мусульманскую духовную элиту России, захватила и столичную мусульманскую общину: в 1936 г. власти закрыли первую Московскую мечеть. В связи с тем, что к этому времени уже были закрыты мечети в городах Касимове (Рязанская обл.) и Ярославле, Костроме и Твери, Пензе и Нижнем Новгороде, вторая Московская мечеть осталась единственной, которая действовала на территории всей Центральной России. Ликвидировать ее власти не решились, поскольку ценили важность неофициального дипломатического канала для налаживания связей СССР с мусульманскими странами, в чем советское руководство всегда было крайне заинтересовано.

Данным обстоятельством московские мусульмане весьма успешно воспользовались. В 1957 г. посол Ирана в СССР Ансари в беседе с имамами Московской соборной мечети вспоминал о том, как в 1930-е гг. даже в условиях тотальной антирелигиозной пропаганды живший в подвале мечети имам регулярно рассылал в посольства мусульманских стран приглашения на праздничные богослужения.

Как и все православные, мусульманские религиозные организации Советского Союза, община Московской соборной мечети заняли ярко выраженную патриотическую позицию во время Великой Отечественной войны. Наглядным примером этого явился сбор средств на танковую колонну для Красной Армии, за что в марте 1943 г. были удостоены благодарственной телеграммы от Верховного Главнокомандующего.

В годы войны произошла частичная нормализация отношений Советского государства и религиозных, в том числе мусульманских, организаций, что выразилось в ослаблении атеистического диктата и расширении религиозных прав верующих. В мае 1944 г. был создан Совет по делам религиозных культов при Правительстве СССР, на который возлагалась задача по осуществлению связей между правительством и неправославными религиозными объединениями.

Стабильное положение Московская соборная мечеть продолжала сохранять и в первые послевоенные годы. В 1945 г. ее община получила официальную регистрацию в Совете по делам религиозных культов при Правительстве СССР. В 1949 г. между Исполнительным органом, получившим официальное наименование Религиозного общества мусульман города Москвы, и исполкомом Дзержинского районного совета депутатов трудящихся был заключен договор о бессрочном и бесплатном пользовании зданием мечети (ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 29). После окончания войны и возвращения домой солдат-фронтовиков число прихожан Московской мечети существенно увеличилось.

В 1946-1947 гг. оно составляло около двадцати тыс. человек, а вместе с жителями Замоскворечья и ближнего Подмосковья достигало тридцати тысяч. В составе верующих женщин было не меньше, чем мужчин, хотя на 60-70% мечеть все же посещалась именно мужчинами. Прихожане в возрасте до 25 лет составляли 15%, от 25 до 40 - 35%, от 40 до 60 - 35%, старше 60 - 15%. Эти данные говорят о том, что старшие возрастные категории в составе верующих мусульман вовсе не являлись доминирующими.

На пятничные богослужения обычно собиралось по шестьсот-семьсот мужчин и около трехсот-четырехсот женщин. В дни больших мусульманских праздников посещаемость мечети многократно возрастала: в 1947-1948 гг. на празднование Ураза-Байрам и Курбан-Байрам собиралось до десяти тысяч мужчин и около двух-трех тысяч женщин. Молящимися были заполнены не только двор и прилегающий к нему Выползов переулок, но даже улица Дурова, что создавало весьма серьезное препятствие для транспортного движения.

По своему социальному положению большинство верующих московских мусульман было представлено рабочими и служащими преимущественно низкооплачиваемых категорий. Значительную группу составляли работники торговой сети, молодежь. Следует признать тот факт, что мусульманская община Москвы не только возросла численно, но и смогла сохранить естественную духовную преемственность между поколениями. Тем не менее личные ходатайства религиозного общества на стесненные условия богослужебной деятельности, благоустройства территории мечети, в домиках - флигелях которой жили обычные москвичи, отклика у властей долгое время не находили.

И лишь в 1957 г. распоряжением Мосгорисполкома один из флигелей был передан Религиозному обществу мусульман и было разрешено на старом фундаменте построить новое кирпичное здание площадью в 250 квадратных метров, которое и было завершено в 1958 г. Правда затем еще долгое время «утрясались» юридические и организационные стороны этой передачи. Похоже власти больше опасались, что дополнительные помещения, полученные мечетью, могут быть использованы не для протокольно-представительских мероприятий, а с целью проведения дополнительных богослужений.

На этом примере можно отчетливо проследить борьбу двух линий государственной политики в отношении к религиозным, в том числе, мусульманским организациям - прагматической и идеологической, когда попеременно брали верх то первая, то вторая. С одной стороны, 50-е годы XX века были отмечены нарастанием политико-административного диктата властей в отношении исламских служителей культа, одним из проявлений которого стало мощное давление на них налоговых органов. При этом жалобы священнослужителей и верующих на произвол в сфере налогообложения, по обыкновению, оставались без удовлетворения. С другой стороны, когда представители государственной власти проявили явную заинтересованность в привлечении духовенства Московской Соборной мечети к работе по укреплению международных связей СССР для усиления влияния страны в мусульманском мире, руководство мусульманской общины не преминуло этим воспользоваться.

И в условиях пристального внимания ведущих политиков исламского мира и видных представителей зарубежной мусульманской общественности к религиозной жизни московских мусульман административно-идеологический диктат государства в отношении мечети стал ослабевать, а международная деятельность Московской соборной мечети приобрела иное измерение.

Важное значение в укреплении связей СССР со странами Арабского Востока имело участие советских мусульман в хадже 1956 г. Правда, делегация паломников из СССР включала тогда лишь двадцать человек, четырнадцать из которых представляли Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, четыре - Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, по одному - Духовные управления Северного Кавказа и Закавказья.

Паломники посетили в Каире известный исламский университет «Аль-Азхар» и беседовали с его главным шейхом А.Тажем , были приняты Генеральным секретарем Исламского конгресса Египта А.Садатом (будущим Президентом страны) и муфтием Египта Х.Мамудом .

В 1956-1958 гг. международная деятельность руководителей Московской соборной мечети становится особенно разнообразной в связи с подготовкой и проведением в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В этот период столицу посетили представительные делегации ведущих политиков из многих мусульманских стран, Московская мечеть сделалась своеобразным мостом между мусульманами Центральной России и зарубежным мусульманским миром.

Сложный период в истории столичной мечети и ее прихожан приходится на 1959-1969 гг. Именно в это время на них снова усиливается административный нажим, начинается новая волна антирелигиозных гонений, поскольку политика властей в отношении религиозных объединений резко ужесточается. Такая перемена была связана с тем, что, провозгласив в 1959 г. курс на «развернутое строительство коммунизма», руководство страны стало активно проводить линию на полное вытеснение религии как пережитка капитализма из жизни советских людей. Власти были особенно обеспокоены тем, что Религиозное общество мусульман Москвы, располагавшее единственной действующей мечетью на территории всего Центрально-Европейского региона России, благодаря широким международным связям сумело значительно укрепить свое положение, существенно расширив влияние на верующих.

Довольно серьезную опасность, угрожающую функционированию Московской соборной мечети, представляли действия властей по дискредитации руководства столичной мусульманской общины. С этой целью нередко обострялись разногласия, порой возникавшие внутри руководящего состава религиозного общества. В 1959 г. таким способом удалось добиться устранения председателя Исполнительного органа мечети Айсина , обвиненного в финансовых злоупотреблениях. В 1960 г. были инспирированы обвинения от некоторых представителей мусульманской общины, согласно которым имам-хатыб Салихов якобы окружил себя «жуликами, спекулянтами и земляками», ведет себя аморально (проявившемся в повторном вступлении в брак), поддерживает связи с лицами, враждебными советской власти. Попытки скомпрометировать духовного лидера московских мусульман продолжались до его кончины в начале 1963 г.

До середины 1970-х гг. активных действий по ограничению деятельности Московской соборной мечети, остававшейся единственным мусульманским духовным центром всего Центрально-Европейского региона, не предпринималось. В значительной мере это явилось заслугой лидеров столичной мусульманской общины. Советское руководство по-прежнему было крайне заинтересовано в международной деятельности ее руководителей, а она все эти годы продолжала оставаться интенсивной. Посещение столичной мечети сделалось, по сути дела, обязательным протокольным мероприятием для иностранных делегаций с Востока, причем присутствовавшие на богослужениях зарубежные гости могли свободно общаться со своими советскими единоверцами.

Вместе с тем власти стали опасаться, что неформальные контакты советских и зарубежных мусульман приведут к укреплению идеологических позиций ислама. Отсюда новые меры давления, всяческие усилия сократить контакты.

Например в программе приема делегаций из мусульманских стран столичная мечеть оказывалась лишь одним из пунктов краткой остановки на пути из музея Ленина в подмосковный совхоз или на текстильную фабрику. Однако многолетние связи с зарубежными единоверцами, наработанные духовными лидерами московских мусульман за истекшие десятилетия, это уже не могло разрушить. Именно это во многом помогло сохранить мечеть на рубеже 1970-1980-х гг., когда в непосредственной близости от нее началось сооружение спортивного комплекса к предстоящей в 1980 г. Московской Олимпиаде, предусматривавшее, кстати, снос здания мечети.

После 1985 г., в условиях перестройки, утверждение религиозной свободы и нормализации отношений государства с конфессиональными организациями все более становилось реальностью. Таким образом, деятельность соборной мечети в советский период российской истории наглядно показала, что даже в условиях тотального атеистического диктата, мусульмане, жившие в городах Центральной России, осознавая себя советскими людьми, гражданами СССР и патриотами своей страны в тяжелые годы Великой Отечественной войны, все же стремились удержать и свою религиозную самоидентификацию в качестве мусульман. Они группировались вокруг немногих сохранившихся на территории Российской Федерации мечетей и уцелевших священнослужителей. При этом особая роль в сохранении религиознокультурной самоидентификации не только московских, но и всех российских мусульман, бесспорно, принадлежит Московской Соборной мечети, отметившей в 2004 году свое 100-летие.

Работа подготовлена при содействии РГНФ (проект № № 06-03-00046а).

В исследовании использованы также архивные фонды: ЦАНТДМ - Центральный архив научно-технической документации г. Москвы; ЦМАМ - Центральный муниципальный архив г. Москвы; ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации.

Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века. Н. Новгород, 2002. С. 117.

Рисунки и комментарии: http://borgheus.livejournal.com/9207.html и др.

Текст: http://www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2007/Moskovskaya%20sobornaya%20mechet.pdf

Апрельским утром я шагал по Замоскворечью, время от времени смотря по карте-схеме центра Москвы, куда же меня занесло. Увидев, что нахожусь рядом с Исторической мечетью, решил свернуть и заглянуть туда. Идя по переулку - увидел впереди автобус, возле которого толпились вооруженные омоновцы. "Неужели что-то произошло, пока я на поезде ехал?" - возникла неожиданно мысль. Милиционеры перегородили улицу металлическими решетками, сбоку находилась рамка металлоискателя, такой же какие устанавливаются в аэропортах. Меня заставили снять рюкзак и показать его содержимое. "А где здесь мечеть? Из-за чего ограждения установлены?" Милиционер, проверявший мои вещи, посмотрел на меня как на инопланетянина: "Пятничная молитва. А мечеть вот там", - и махнул в сторону двора. Видимо опять меня за турка приняли, как это частенько бывало на Кипре.

Историческая мечеть находилась во дворе. Стоящие у входа во внутренний дворик мечети меня за мусульманина не приняли и подумав, что я просто хочу пройти через двор - показали мне дорогу. Решив, что на самом деле выбрал для посещения не самое удачное время- обошел мечеть и пошел дальше по своим делам. На обратном пути навстречу мне шли люди, бледнолицые и африканцы, с бородами и без, этот поток желающих помолиться постепенно увеличивался.

Когда читаешь исторические книги, то невольно обращаешь внимание на веротерпимость владетелей Золотой Орды. В 1261 году в столице Золотой Орде Сарае митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена новая кафедра. Так появились епископы Сарайские. После политических перемен в результате распада Золотой Орды около 1450-х годов Сарайские владыки переехали в Москву на Крутицы на постоянное пребывание. Сарайская епархия была переименована в Крутицкую (ныне Крутицкое и Коломенское наместничество), с правом именоваться архиереем в форме "Сарский и Подонский".

Поэтому я долгое время считал, что мечети в Москве появились в ту же далёкую пору. Но это не так, историки спорят, когда же это произошло. Как всегда не хватает письменных источников. Первым о московских мечетях написал, как это ни странно, итальянский путешественник из Болоньи Зани Ерколе (Ercole Zani, 1634 - 1684), который много путешествовал по Европе и в 1672 году побывавший в составе посольства в Московии. В своей книге "Relazione e viaggio della Moscovia", изданной в Болонье в 1690 году, путешественник написал: "Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть". В те времена Замоскворечье находилось за городом и представляло из себя большую деревню. Многие считают, что самая первая мечеть была примерно на том же месте в Татарской слободе, где находится нынешняя Историческая мечеть, ставшая первой в Москве, дожившей до нашего времени. Разрешение на её строительство было получено в 1823 году, затем она неоднократно перестраивалась и реставрировалась.

До 1904 года мечеть была Соборной, а термин "Историческая" появился уже в постсоветское время, в последнее десятилетие прошлого века.

В советское время здание мечети постигла участь всех культовых сооружений Вот, что об этом говорится на сайте мечети: " В 1937 году мечеть была закрыта. В советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 году были снесены минареты.В ноябре 1990 года было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман. Однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании мечети с начала 1980-х годов, процесс передачи был отложен. Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 года."

Большую помощь в реставрации мечети приняло посольство Саудовской Аравии. Об этом свидетельствует мемориальная доска, расположенная на противоположной от входа стене.

(Проспект мира) пришла в негодность: часть здания, возведенного в 1904 году обвалилась из-за многочисленных трещин. Однако в сентябре 2015 реконструированный и перестроенный храм вновь открыл свои двери.

Строительство и открытие

Традиционно во время крупных толпы верующих можно наблюдать на Кольцевой ветке метро и вблизи станции "Проспект мира". Даже те, кто не знает точно, где находится главная московская мечеть, может легко это определить по этим признакам.

Дело в том, что в российской столице существует лишь 4 храма для мусульман, и рядом со находится самый большой из них. С 2011 по 2015 год мечеть была недоступна из-за капитальной реконструкции и расширения старого здания, ставшего более чем за век использования аварийным.

По оценкам экспертов, строительство обошлось примерно в 200 тысяч долларов США. Основным источником финансирования считается дагестанский бизнесмен Сулейман Керимов, ставший главным спонсором и удостоившийся именной таблички на стене здания. Также свой вклад внесли правительство Турции и еще один российский миллионер И эти деньги были потрачены с умом: здание состоит из 6 уровней, его общая площадь увеличилась примерно в 20 раз, для мужчин и женщин есть отдельные входы, также оборудованы пандусы и лифты для маломобильных слоев населения. Кроме того, планируется, что здесь будут проводить экскурсии, для одиночных туристов также двери храма всегда открыты.

Открытие перестроенного здания состоялось 23.09.2015. На церемонии помимо представителей духовенства присутствовали Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Реджеп Тайип Эрдоган, а также главы некоторых российских республик.

В своем дизайне Московская соборная мечеть (Проспект мира) соединила мусульманские традиции и некоторые черты русской архитектуры. Например, минареты напоминают по форме башни Кремля.

Факты

Московская соборная мечеть (Проспект мира) в советское время была единственным действующим в Москве.

Перед Олимпиадой 1980 года было решено снести здание, однако на его защиту встали послы арабских стран и российские религиозные деятели.

Она является самой большой в Европе и одной из двух самых высоких в РФ (наряду со строящейся в Уфе). Вместимость составляет около 10 тысяч людей.

Значительную часть вещей для внутреннего убранства пожертвовало правительство Турции. В частности, из-за границы были доставлены парадные двери, люстры, а также коврики для молитв.

С октября 2015 года мечеть (Проспект мира) - место хранения волоса пророка Мухаммада, привлекающего в храм тысячи верующих.

Расположение

Новое здание стоит там же, где находилась старая мечеть на Проспекте мира. Адрес: Выползов переулок, дом 7. По этому же адресу располагается и Совет

2010 г.

Соборная мечеть Модерн

1909-1913 - Васильев Николай Васильевич, Фон Гоген Александр Иванович, Кричинский Стефан (Степан) Самойлович.

Петербургская Соборная мечеть - самая большая в Европе. Но уникальность этой мечети не столько в ее размере, сколько в синтезе архитектуры северного модерна и традиций культовой архитектуры Азии. Русским архитекторам в этом архитектурном шедевре удалось гармонично сочетать грубый финский камень в отделке стен с витиеватыми изощренными декорами майолик и решеток. Стилизация настолько удалась, что при всей ее уникальности ее естественность не вызывает сомнения.

История постройки Соборной мечети была необычайно продолжительна по времени и не безоблачна.

Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П. Г. Столыпиным в январе 1906 г. Комитет состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов (1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты "Нур". Председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет на всей территории Российской империи.

Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно. Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие, должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем участке.

17 ноября 1907 г. Комитет получил разрешение на приобретение смежного участка по Кронверскому пр. N 7. На участке с деревянной застройкой был сохранен двухэтажный флигель, где разместились мастерские архитекторов, строительная контора, приемные комнаты Комитета по строительству, а часть сохранившхся квартир, как при прежних владельцах, сдавалась внаем (деньги перечислялись в банк и использовались на строительство Мечети).

Необходимая на приобретение земельных участков сумма - 312.000 руб. была предоставлена Комитету по строительству Эмиром Бухарским. Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы. Специально подготовленные Ахуном Баязитовым рекомендации для конкурса (доклад Баязитова в Обществе архитекторов назывался "О постройке мечети в Петербурге") были учтены при разработке его программы: наличие в мечети двух ярусов хоров, строгость внутреннего убранства, устройство в подвальном помещении дополнительного зала для верующих на время проведения ежегодных общемусульманских праздников.

Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н. Померанцева, Л.Н. Бенуа, А.И. фон Гогена, архитекторов Ф.И. Лидваля, А.И. Дмитриева и секретаря комиссии С.В. Беляева. Они составили комиссию судей, куда вошли также три представителя Комитета по постройке, причем один из них был из числа действительных членов Общества Архитекторов. В опубликованной журналом "Зодчий" при объявлении об открытии конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети - купол, количество минаретов - от одного до двух, в последнем случае допускалась их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб - священная ниша, должна быть обращена на юг, в сторону Мекки; в декоративном убранстве не допускалось изображение живых существ.

Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 г. Он стал одним из самых представительных в истории Императорского Санкт-Петербургского Общества архитекторов: всего было рассмотрено сорок пять проектов, первые три премии получили работы известных петербургских зодчих Н.В. Васильева, М.С. Лялевича, М. М. Перетятковича; вторую премию получил проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Арабески" (14). Несколько проектов Комиссией судей были рекомендованы Комитету по строительству к приобретению: "2596, 75", "Самарканд", "Джами" (авторы не установлены) и "Тимур" Я.Г.Гевирца.

Соответственно программе конкурса все премированные проекты были ориентированы на использование характерных особенностей средневековых памятников мусульманского зодчества - мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (Н.В. Васильев), мечеть Селима в Адрианополе (М.С. Лялевич), мечеть Шахи-Зинда в Самарканде (М.М. Перетяткович).

Для строительства Комиссией судей был рекомендован проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Тимур". Его отличительная особенность - предложение автора использовать для облицовки стен блоки гранита, в отделке куполов мечети, минаретов, порталов применить майолику, промышленное производство которой началось к 1906 г. в керамической мастерской "Гельдвейн-Ваулин", расположенной в Кикерино под Гатчиной (ныне - керамический завод "Горн") на богатых месторождениях синей кембрийской глины. Чтобы исключить произвольность в создании майоликовой декорации, руководитель мастерской, выдающийся художник-керамист П.К. Ваулин командировал в Туркестан художника П.М. Максимова. В результате в Кикеринских мастерских был воссоздан способ изготовления средневековой резной майолики, что способствовало точному в стилистическом отношении следованию прообразу, воспроизведению колорита и духа восточного искусства, расширению опыта в художественной обработке материала.

К доработке проекта Н. В. Васильев привлек своих коллег, А. И. фон Гогена, чей высокий авторитет как в профессиональных, так и в правительственных кругах был настоятельно необходим для решения практических и административных вопросов, и архитектора С.С. Кричинского, члена мусульманской общины (предки его - выходцы из польских татар), что для членов Строительного комитета имело принципиальное значение, как и его большой опыт ведения строительных работ.

Проект мечети и заявка о выдаче разрешения на производство работы были представлены А.И. фон Гогеном в Городскую управу 14 декабря 1908 г. З апреля 1909 г. С. С. Кричинскому было выдано свидетельство на ведение подготовительных работ: разборку деревянных строений, установку забора. Но одновременно, в апреле 1909 г., проект мечети был направлен на экспертизу в Императорскую Академию художеств. В целом проект был одобрен, однако категорическое возражение вызвало избранное для строительства место на Кронверском проспекте, вблизи церкви Св.Троицы - первого из православных Храмов С-Петербурга, поблизости от Домика Петра Великого; эксперты усмотрели в создании здесь монументального нового сооружения угрозу нарушения исторической целостности старейшей части Санкт-Петербурга.

Как отмечала, освещая визит духовенства и членов мусульманской фракции Государственной Думы к председателю Совета Министров, газета "Речь", находя основательными замечания Академии, П.Г. Столыпин не считал, однако, возможным "взять обратно уже данное разрешение" . 8 июля 1909 г. градоначальник К.И. Драчевский уведомил Комитет по строительству о завершении рассмотрения проекта во всех инстанциях, констатируя, что "рассмотрев проект, а равно и отзыв Императорской Академии художеств нашел, что в художественном отношении к постройке мечети по представленному проекту препятствий не встречается.
В техническом же отношении со стороны Технико-строительного комитета также не встречается препятствий, но с тем, чтобы до приступа к работам, размеры всех конструктивных частей были проверены надлежащими расчетами.
Что же касается проектов фасадов мечети, то таковые по Всеподданнейшему докладу Министра внутренних дел 27 июня сего года удостоились Высочайшего Его Императорского Величества утверждения" .

В течение июля - ноября 1909 г. были выполнены работы "нулевого" цикла: отрыт и забутован котлован, подведены свайные основания под столбы центрального зала и под минареты, выполнены ленточные фундаменты. Общая стоимость работ - 28.734 руб. 64 коп. В это же время (до 1 января 1910 г.) Н. В. Васильеву, А. И. фон Гогену и С. С. Кричинскому за разработку проекта и составление рабочих чертежей Комитетом было выплачено по 2.500 руб

В мае 1910 г. под руководством немецкого архитектора и подрядчика Г.-Ф. Канна начались подготовительные работы к облицовке стен Мечети гранитом. В Финляндии им были арендованы разработки месторождений ковантсарского гранита (для облицовки стен) и светло-серых тиурульских гнейсов (для облицовки минаретов и барабана купола). Эти месторождения в Ковантсари (Карелия) и Тиурула (совр. Ленинградская область), в начале ХХ в. находившиеся на территории Великого княжества Финлядского, ныне не разрабатываются.

К отбору облицовочных материалов для Мечети Г.-Ф. Канн подходил с глубоким пониманием ансамблевого значения создаваемых возле Троицкой площади новых архитектурных сооружений. Утвержденные архитекторами-строителями образцы облицовочных плит были опечатаны личной печатью Г.-Ф. Канна и хранились в сейфе Комитета по строительству. Во время строительства подрядчики каменных и железобетонных работ наблюдали за своевременным и качественным устройством штроб, пазов, гнезд, введением разнообразной арматуры для крепления облицовочных плит.

Для скульптурных деталей облицовки - аркатурных поясков, карнизов, медальонов, орнаментальных композиций - предварительно изготавливались гипсовые модели по чертежам авторов проекта.

В 1911 г. было освоено 95.000 руб. (71.000 - поставщикам, 24.000 -подрядчикам). Из наиболее значимых работ отметим монтаж железобетонного купола, начало облицовки гранитом фасадов под руководством Г.-Ф.Канна, были закончены надписи на арабском языке изречений из Корана для украшения фасада - их изготовили в "Первой специальной восточной, артистической и художественной электропечатне" И.Бороганского. Выполненные в масштабе, они передавались затем резчикам Канна для перенесения их на гранитные и мраморные плиты. С 30 октября по договору с А.О. Шульцем началось изготовление "металлических рам для окон и световых проемов по 72 руб. за 1 аршин", все рамы - летние и зимние - изготовлялись по чертежам и рисункам архитекторов, из высококачественного металла, с решетчатыми переплетами. В ноябре 1911 г. Комитетом по строительству заключен контракт с О. Гельдвейном на выполнение майоликовых работ по Мечети.

В 1912 г. был выполнен большой объем работ по облицовке гранитнымии плитами фасадов Мечети (выплачено Г.-Ф.Канну 73.255 руб.), вторая артель Канна вела монтаж майоликовой облицовки купола и порталов (за доставленные из Кикерино майоликовые изделия было заплачено 17.000 руб.). Одновременно с продолжением работ по гидроизоляции подвалов велся монтаж центрального водяного отопления и вентиляции по проекту, разработанному инженерами фирмы "Држевецкий и Езиоранский" (с 1913 г. - фирма "С.Ю.Корсак (бывш. Држевецкий и Езиоранский)". Для перекачивания конденсационной воды в кочегарке, устроенной в подвале Дома для омовений, поставили паровые котлы Корнваллийской системы, с насосом системы "Вортингтон". Нагревательные приборы - крупноформатные чугунные гладкие радиаторы, устанавливались в специальные ниши, закрываемые щитовыми экранами. Во избежание осадка конденсата на стенах Мечети, радиаторы установили под окнами главного купола, в нижней части малого купола, под окнами минаретов на площадках для муэдзина. Объем принудительной вентилляции составлял 1 куб.саж. на одного человека, всего - 3.000 куб.саж. Приточная камера была расчитана на нагревание этого количества воздуха до + 18С при наружной температуре -10С. Основная масса воздуха направлялась в гланый зал Мечети. Одновременно фирмой "Чантриль" велся монтаж электрического освещения Мечети.

9 февраля 1913 года Комитет по постройке Мечети получил разрешение Министра внутренних дел на проведение 21 февраля первого богослужения, посвященного трехсотлетию царствования Дома Романовых, "....чтобы предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану Хивинскому возможность слушать Богослужение по обрядам своей религии. Храм этот, хотя еше и не закончен постройкой, но уже отапливается и приведен внутри в такой вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нем Богослужения". С началом Первой мировой войны ход отделочных работ, естественно, замедлился: сократилось число пожертвований, возросли налоги, многие строители были мобилизованы; с этого времени прекращается публикация цифровых отчетов, единственным источником по этому периоду стали приходно-расходные ведомости из коллекции документов Музея истории религии.

Из них следует, что в 1915 г. фирме "Гельдвейн-Ваулин" было выплачено за майолику 30.000 руб. В сентябре Мечеть открыли для платного осмотра, в том числе - для военнослужащих. В объявлениях говорилось, что деньги необходимы для достройки Мечети. В 1916-1917 гг. продолжались выплаты Стекольно-промышленному обществу (17.500 руб.), Арматурному заводу за осветительную арматуру (3.100 руб.), фирме "Гельдвейн-Ваулин" - за майолику (4.500 руб. 20 декабря 1916 г., и 4.000 руб. - 20 декабря 1917 г.). По-видимому, декорирование порталов велось из заготовленных ранее материалов, т.к. 1915 год был последним в истории керамического производства "Гельдвейн-Ваулин": с 1916 г. на заводе наладили выпуск снарядов для фронта, а в 1917 г. в огне пожара погибло все оборудование и производство было ликвидировано (24). По этим причинам майоликовая отделка интерьера не была закончена; сохранившиеся авторские проекты позволяют, в принципе, воссоздать ее в процессе реставрации интерьер Мечети: бирюзовые изразцы в отделке конхи над михрабом, фриз из стилизованных цветов на барабане купола, антаблементы колонн и пилоны центрального зала должны быть украшены разнообразными плетенками, волновым орнаментом, концентрическими кругами.

В конце 1917 г. завод "Сан-Галли" изготовил чугунную решетку для ограды. В 1918 г. продолжались работы по замене временного остекления на постоянное (оплата счетов Стекольно-промышленного общества 10 апреля - 4.000 руб., 10 сентября - 4.500, 19 октября -5.000 и 10 декабря - 40.000 руб.). В конце года расчетные счета Соборной Мечети в Азовско-Донском и Волжско-Камском банках были арестованы Совнаркомом, все работы прекратились.
Регистрация Советской властью мусульманской "двадцатки" в Петрограде была приурочена к 30 апреля 1920 года, когда с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в Соборной Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала - последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв.м, ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.

В беспощадном омуте событий сплелись судьбы людей и зданий: еще в 1914 г. ушел из жизни Александр Иванович фон Гоген, в 1919 г. Николай Васильевич Васильев с женой уехал в Крым к архитектору Юрию Федоровичу Стравинскому, затем - в эмиграцию. Около Мечети остался лишь Стефан Самойлович Кричинский. Есть основания предполагать, что в 1923 г. он был расстрелян вместе с наиболее активно сопротивлявшейся режиму частью "двадцатки" мусульманской общины Петрограда.

(По мотивам размещенной статьи Рината Птерского)

(статья Витязевой из История Петербурга № 1(5) 2002)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7801089000)

Закрытой на масштабную реконструкцию с полной перестройкой ещё в мае 2005 года.

Обновлённая Соборная мечеть стала одной из крупнейших не только в России, но и во всей Европе. Общая площадь — 18 900 квадратных метров, первое место в нашей стране. Мечеть может вместить до 10 000 молящихся, что, правда, уступает мечети в Махачкале.

И хотя само предназначение мечети не заключается в том, чтобы быть самой крупной, разные города и регионы всё же стараются найти какой-нибудь аспект, в котором религиозные здания, расположенные на их территории, выделялись бы из ряда других. Следуя этой традиции, АиФ.ru решил собрать список из десяти крупнейших российских мечетей, опираясь на количество молящихся, которые могут совершать намаз прямо на территории здания.

Центральная мечеть в городе Назрань была построена порядка 20 лет назад. Названа она в честь Мухамад-Басира Оздоева , погибшего во время осетино-ингушского конфликта в 1992 году. Мечеть рассчитана на то, чтобы единовременно принять порядка 2 тысяч верующих.

Центральная мечеть Назрани. Фото: РИА Новости / Валерий Мельников

На удивление в рейтинг попала и крупнейшая мечеть, расположенная на территории Уральско-Сибирского региона, — Сургутская соборная мечеть, которая, как и назранская, вмещает порядка 2 тысяч человек. Интересно, что при мечети в Сургуте было открыто медресе — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и духовной семинарии. К росписи молебенного зала привлекались специалисты творческих мастерских из Уфы и Набережных Челнов.

Сургутская соборная мечеть. Фото: www.russianlook.com

8. Центральная мечеть в Алхан-Юрте

В 2012 году открылась одна из крупнейших мечетей Чечни, расположенная в селении Алхан-Юрт Урус-Мартановского района. В мечети одновременно смогут совершать молитву более двух тысяч человек. На нижнем этаже расположено медресе вместимостью до трёхсот человек с отдельными помещениями для юношей и девушек, а также комнаты для совершения пятничной молитвы для женщин. Новой мечети в Алхан-Юрте присвоено имя местного жителя, бывшего муфтия Чечни, богослова Магомед-Бешира-Хаджи Арсанукаева.

Мечеть в Алхан-Юрте. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA 3.0/Simba16

На седьмом месте по вместимости — Самарская собрная мечеть, в которой одновременно совершать намаз могут порядка 5 тысяч человек. В архитектурный комплекс входит медресе «Нур», рассчитанное на 60 учащихся. Общая площадь комплекса — 4800 квадратных метров. Мечеть была открыта для верующих 28 ноября 1999 года. Проект кирпичного здания с минаретом высотой 67 метров и куполом диаметром 13,5 метра подготовил Расим Вальшин.

Самарская соборная мечеть. Фото: www.russianlook.com

6. Нижегородская соборная мечеть

Нижегородская Соборная мечеть — одна из старейших мечетей страны. Она была открыта в 1915 году на Казанской набережной. Здание принадлежит татарской общине города и вмещает до 5000 верующих. В 1994 году по соседству с мечетью было построено здание, в котором открыли медресе «Махинур». До этого уроки проходили на втором этаже мечети.

Медресе и соборная мечеть в Нижнем Новогороде. Фото: Commons.wikimedia.org

5. Мечеть имени Султана Делимханова в селе Джалка

В 2011 году состоялось открытие одной из крупнейших на тот момент мечетей страны, располагающейся в селе Джалка. Она рассчитана на 5 тысяч мест. Открытие мечети приурочено к 60-летию первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.

Мечеть имени Султана Делимханова. Фото: РИА Новости / Саид Царнаев

Столько же, 5 тысяч человек, вмещает Соборная мечеть Санкт-Петербурга, строительство которой началось ещё при Российской Империи. На протяжении очень долгого времени она являлась крупнейшей мечетью на европейской части страны. Строительство было продиктовано соображениями политкорректности: с присоединением к России при Александре III Средней Азии при дворе стремились соблюдать интересы мусульманской общины. Мечеть выполнена в стилизованных формах самаркандской и каирской архитектурных школ.

Соборная мечеть Санкт-Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA 3.0/AlexGusarov

Строительство одной из крупнейших мечетей не только России, но и Европы в столице Чеченской Республики, Грозном, было завершено 16 октября 2008 года. «Сердце Чечни» названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова. Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а вместимость — более 10 тысяч человек. Столько же верующих могут молиться и в примыкающей к основному зданию летней галерее и площади. «Сердце Чечни», построенная в классическом османском стиле, считается и одной из самый красивых мечетей страны. Центральный зал накрыт огромным куполом диаметром 16 метров и высотой 32 метра. Высота четырёх минаретов — по 63 метра, это одни из самых высоких минаретов на территории России.

Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA 3.0/Салман

2. Московская Соборная мечеть

Официально открытая 23 сентября 2015 года обновлённая Московская мечеть по вместимости занимает лишь вторую строчку. Правда, пока на практике проверить заявленную цифру в 10 тысяч молящихся одновременно не удалось. Возможно, после того, как мечеть будет открыта широкой публике, этот показатель вырастет. Зато Соборная мечеть, без сомнений, является крупнейшей по площади — 18,9 тысяч квадратных метров. Высота купола составляет 46 метров, а минареты возвышаются над городом на 72 метра, что пока является рекордным для нашей страны показателем.