Д. Форма края листа

Рассмотрите фо­то­гра­фию листа инжира. Вы­бе­ри­те характеристики, со­от­вет­ству­ю­щие его строению, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа, жил­ко­ва­ние листа, форма листа, тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части, по форме края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты вам по­мо­гут ли­ней­ка и карандаш.

Лист паль­мы: че­реш­ко­вый, с пальчатым жилкованием, перисто-рассеченный, тип листа - яйцевидный, цельнокрайний.

Рассмотрите фотографию листа монстеры. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

Пояснение.

Лист монстеры: черешковый, перистый, перисто-рассеченный, яйцевидный, цельнокрайный.

Как подготовить учащихся к выполнению задания с кратким (слово, число, словосочетание, предложение)ответом на поставленные вопросы, как в №29, №30 и №31, или подробным описанием или объяснением , как в №32.

Выполняя задания второй части, экзаменуемый проводит анализ текста, статистических данных, представленных в табличной форме, устанавливает причинно-следственные связи, аргументирует результаты сравнений, наблюдений или экспериментов, делает прогноз, указывает возможные риски, возникающие вследствие изменений, происходящих в окружающей среде. Свои соображения выпускник обосновано излагает в письменной форме на отдельном бланке.

Первое задание второй части (№29) имеет повышенный уровень сложности и проверяет умение работать с научно-популярными текстами биологического содержания. В ходе выполнения задания выпускник должен последовательно ответить на 2-3 вопроса к тексту, состоящих из одного-двух предложений (или цитат), в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Данные задания проверяют не только умение понимать биологический текст и четко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но и контролирует умение применять полученные знания в измененной ситуации, используя при этом содержание предложенного экзаменационного текста биологического содержания.

Каталог заданий.
Задания 26. Соотнесение морфологических признаков организма

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Рас-смот-ри-те фо-то-гра-фию листа ви-но-гра-да. Вы-бе-ри-те ха-рак-те-ри-сти-ки, со-от-вет-ству-ю-щие его стро-е-нию, по сле-ду-ю-ще-му плану: тип листа; жил-ко-ва-ние листа; форма листа; тип листа по со-от-но-ше-нию длины, ши-ри-ны и по рас-по-ло-же-нию наи-бо-лее ши-ро-кой части; форма края. При вы-пол-не-нии ра-бо-ты ис-поль-зуй-те ли-ней-ку и ка-ран-даш.

А. Тип листа

В. Форма листа

Г. Тип листа по со-от-но-ше-нию длины, ши-ри-ны и по рас-по-ло-же-нию наи-бо-лее ши-ро-кой части

Д. Край листа

А Б В Г Д

По-яс-не-ние.

Лист ви-но-гра-да: че-реш-ко-вый, с паль-ча-тым жил-ко-ва-ни-ем, трой-ча-то-раз-де-лен-ный, округ-лый, дво-я-ко-пиль-ча-тый.

Форма листа ви-но-гра-да, пред-ло-жен-но-го для опи-са-ния, вос-поль-зо-вав-шись ли-ней-кой и ка-ран-да-шом, опре-де-ля-ем как трой-ча-то-раз-де-лен-ный.

Трой-ча-тый, т.к. ос-нов-ных ло-па-стей - 3; раз-де-лен-ный, т.к. рас-чле-не-ния глуб-же по-ло-ви-ны ши-ри-ны по-лупла-сти-ны - рас-смат-ри-ва-ем не ос-нов-ные жилки, а имен-но ло-па-сти. Ло-паст-ной от раз-де-лен-но-го от-ли-ча-ет-ся глу-би-ной рас-се-че-ния ли-сто-вой пла-стин-ки.

При-ме-ча-ние.

Чтобы вспом-нить как опре-де-лять типы рас-чле-не-ния пла-стин-ки про-сто-го листа (пункт В) - можно пе-рей-ти по ссыл-ке http://medbiol.ru/medbiol/botanica/001c2c01.htm

До-пол-не-ние к во-про-су .

Лист ви-но-гра-да может быть как с пятью жил-ка-ми, так и с тремя, это за-ви-сит от "воз-рас-та" листа.

Ответ: 13474

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1301.

Марина Тукачева 14.01.2018 17:21

Разъясните, пожалуйста, почему данный виноградный лист описывается как тройчатый, хотя очевидно, что ЖИЛОК (пальчиков) ПЯТЬ. Ведь если нижние боковые лопасти имеют слабо выраженные вырезки, то это не значит, что этих лопастей нет вовсе. Форма листа почему-то тройчато-РАЗДЕЛЬНАЯ, хотя видно, что внутренний круг и центр листа на вашем рисунке карандашом явно "подтянут" влево. И если нарисовать правильно, то будет видна только одна левая верхняя боковая вырезка, пересекшая внутренний круг. А, следовательно, форма листа всё-таки пальчато-ЛОПАСТНАЯ. Кстати, в "Вариантах ОГЭ-2017" по ред. В.С. Рохлова ответы в этом задании 13274, а не 13474.

Наталья Евгеньевна Баштанник

Лист винограда может быть как с пятью жилками, так и с тремя, это зависит от "возраста" листа. А лопастной или рассеченный считается именно по глубине разреза.

Я не могу Вам объяснить почему Валерьян Сергеевич поменял ответ, может там другой рисунок?

Рассмотрите фотографии собаки породы азавак. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Азавак - африканская борзая порода собак. Характеристика породы азавак: окрас собаки - однотонный (часто встречаются белые пятна в виде чулок); легкая форма головы, сухая с плоским лбом, слабо выраженным переходом ото лба к морде; форма ушей - висящие (способны приподниматься у основания в тот момент, когда собака сосредоточена); положение шеи - высокое; форма хвоста - крючком.

Ответ: 14435.

Ответ: 14435

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1302.

Рас-смот-ри-те фо­то­гра­фию листа ин-жи-ра. Вы­бе­ри­те ха-рак-те-ри-сти-ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро-е-нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи-бо-лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра-бо-ты ис­поль­зуй­те ли-ней-ку и ка-ран-даш.

А. Тип листа

В. Форма листа

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи-бо-лее ши­ро­кой части

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фраг-мен-та)

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по-ряд-ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук-вам:

А Б В Г Д

По-яс-не-ние.

Лист ин-жи-ра: че-реш-ко-вый, паль-ча-тый, паль-ча-то-раз-де-лен-ный, округ-лый, вол-ни-стый.

Ответ: 13572.

Ответ: 13572

Источник: ГИА по био­ло­гии 31.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1303.

Малика Бекмурзаева 21.01.2017 15:19

я видела в другом варианте такой же вопрос! по ответам была яйцевидная форма. а тут сказано округлая

форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш. А. Тип листа 1) черешковый 2) сидячий Б. Жилкование листа 1) параллельное 2) дуговидное 3) пальчатое В. Форма листа 1) тройчато-лопастный 2) пальчато-лопастный 3) перисто-лопастный 4) тройчато-раздельный 5) пальчато-раздельный 6) перисто-раздельный Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. 1) яйцевидный 2) овальный 3) обратно-яйцевидный Длина превышает ширину в 3–4 раза. 4) ланцетный 5) продолговатый 6) обратно-ланцетный Длина не превышает ширину 7) округлый Используется с бланками ответов Д. Край листа 1) цельнокрайный 2) волнистый 3) пильчатый 4) двояко- пильчатый 5) лопастной Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д 8.Почему человеку нельзя грызть ногти и заусенцы? Укажите две причины. 9. ДРЕВНИЕ ПТИЦЫ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ Новая Зеландия отделилась от Гондваны раньше Австралии, ещё в меловом периоде, и её уникальная фауна самая древняя в мире. На этом горном архипелаге, покрытом лесами, с вулканами и гейзерами, до появления человека совсем не было млекопитающих, не считая двух видов летучих мышей. Поэтому экологическую нишу травоядных копытных занимали мирные нелетающие птицы моа, родственники киви, напоминающие страусов с мощными ногами. Существовало не менее 20 видов моа, и только некоторые из них дожили до XIX века. Мелкие моа были размером с индюка, а рост некоторых крупных достигал 3,5 м при массе 300–400 кг! Моа быстро не бегали: до появления человека бегать им было не от кого. Наземных хищников не имелось вовсе, только пернатые, а вершину пищевой пирамиды занимал орёл Хааса. По ископаемым останкам скелетов учёные вычислили размеры и примерный вес этих птиц. Оказалось, что это самый крупный и тяжёлый из современных орлов, больше беркута и белохвоста, масса которых не превышает 7 кг. Размах крыльев орла Хааса достигал 2,1–2,4 м; масса самцов – 10 кг, а самок – 14,5 кг! Изучив пропорции его тела, учёные решили, что орёл Хааса совершенно непохож на парящих орлов – обитателей открытых просторов. У орла Хааса широкие и относительно недлинные крылья, как у лесных хищников, например у гарпий. Добыча же ему нужна была достаточно крупная, и среди кандидатов на роль жертвы учёные называют нелетающих пастушков, а также не очень больших моа, которых тяжёлый орёл, возможно, сбивал с ног, почти падая на них из крон деревьев, а потом убивал своими огромными когтями. Поскольку пернатые хищники способны поднять в воздух добычу, лишь на четверть превышающую их вес, вряд ли орёл питался 200-килограммовыми моа, однако вполне мог подкормиться их трупами и птенцами. Совсем недавно учёные сравнили ДНК митохондрий 16 современных видов орлов с ДНК орла Хааса из ископаемых костей, возраст которых – 2 тыс. лет. По результатам этого теста ближайшим родственником нашего гиганта оказался орёл-карлик и другие мелкие лесные ястребиные орлы из того же рода, а отделение этого вида от общего предка произошло не так давно – 0,7–1,8 млн лет назад. Используя содержание текста «Древние птицы Новой Зеландии» и знания школьного курса биологии, выполните задания и ответьте на вопрос. 1) Составьте наиболее вероятную пищевую цепь, которая сложилась на территории Новой Зеландии до появления на острове современного человека. 2) Вычислите примерное значение наибольшей массы добычи, которую могла переносить самка орла Хааса. Запишите арифметическое выражение и численный ответ (в килограммах). 3) Какой критерий использовали учёные при установлении родства орла Хааса с другими пернатыми хищниками? 10.Пользуясь таблицей «Влияние табакокурения на здоровье человека» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы. Таблица Влияние табакокурения на здоровье человека Болезни, связанные с курением Ежегодная смертность от болезней, тыс. человек Средний срок продолжительности жизни курильщика, связанный с данным заболеванием, лет % курящих среди умерших от данной болезни в России Ишемическая болезнь сердца 700 45-47 48 Инсульт 300 50-55 12 Туберкулёз 15 50-57 395 Рак лёгких 900 60-62 95 Снижение смертности от болезней, связанных с курением, за последние 5 лет, % Снижение смертности от болезней, связанных с курением, за последние 5 лет, % в европе в россии 5 25 1) Какое из заболеваний связано с курением в большей степени, чем остальные заболевания? 2) Можно ли на основании данных таблицы сделать вывод о том, что табакокурение – одна из основных причин смертности от туберкулёза (ответ поясните)? 3) Почему табакокурение способствует развитию болезней сердца?

Рассмотрите фотографию собаки породы афганская борзая. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

━────────── ──────────━

Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа:

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа:

1) параллельное.

2) дуговидное.

3) пальчатое.

4) перистое.

В. Форма листа:

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части:

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

━────────── ──────────━

Существует несколько вариантов классификации цветков и соцветий.

A. По сложности околоцветника цветки бывают:

1) с простым околоцветником (имеются только лепестки),

2) со сложным околоцветником (имеют чётко выраженные чашечку и венчик).

Соцветия делят по следующим признакам:

Б. По степени разветвления:

1) простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),

2) сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).

B.По наличию цветоножки у каждого цветка:

1) с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),

2) с цветками, имеющими цветонос.

Г. По очерёдности раскрытия цветков.

Окружной методический семинар «Государственная (итоговая) аттестация: анализ результатов, проблемы и способы повышения качества знаний» Новые практические задания части В ГИА 2013 Выполнила учитель биологии ГБОУ ООШ 21 Мишустина Е.Н г


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Рассмотрите фотографию листа дуба черенчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по плану: Тип листа; Жилкование листа; Форма Листа; Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; Форма края. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.








СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ Выберите характеристики, соответствующие строению данного растения, по плану: А. К какому отделу относится данное растение 1. водоросли 2. хвощи 3. голосеменные 4. покрытосеменные Б. Какой тип плода характерен для растения 1. боб 2. стручок 3. коробочка 4. ягода В. Назовите диаграмму цветка растения Г. К какому семейству относится данное растение 1. крестоцветные 2. паслёновые 3. сложноцветные 4. Бобовые Д. Формула цветка данного растения 1. Ч 4 Л 4 Т 2+4 П 1 2. Ч 5 Л 5 Т П 3. Ч 4 Л (2)+2+1 Т (9)+1 П 1 4. Ч 5 Л 5 Т 5 П



СИСТЕМАТИКА ЧЛЕНИСТОНОГИХ Выберите характеристики, соответствующие строению изображенного организма, по следующему плану: А. К какому типу относится данное животное 1.Членистоногие; 2. Хордовые; 3. Кишечнополостные; 4. Иглокожие Б) Сколько пар конечностей у этого животного 1.3 пары; 2. 4 пары; 3. 5 пар; 4. 6 пар. В) К какому классу относится это животное 1.Насекомые; 2) паукообразные; 3. Ракообразные.


Г. Какой орган дыхания из изображенных соответствует данному животному Д. Выделительная система изображенного животного представлена 1 2 3


Е. Какое животное изображено на рисунке 1.жук; 2. паук; 3. клещ; 4. слепень Ж. В цикле развития животного отсутствует стадия 1.яйца; 2. гусеницы; 3. куколки; 4. личинки, похожей на взрослую особь. З. Органы выделения, изображенного животного соединены с 1.желудком; 2. кишечником; 3. трахеями; 4. сердцем. И. В отличие от других представителей своей группы это животное способно 1. издавать звуки; 2.размножаться; 3. дышать; 4. видеть.




СИСТЕМАТИКА ПОЗВОНОЧНЫХ А. К какому классу хордовых относится данное животное 1) Костные рыбы; 2) земноводные; 3) рептилии; 4) млекопитающие. Б. Какой головной мозг из изображенных соответствует данному животному Выберите характеристики, соответствующие строению изображенного организма, по следующему плану:




Д. Какое из изображенных сердец соответствует данному животному Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами АБВГД


ЧЕЛОВЕК В. К какому классу хордовых относится человек 1) костные рыбы; 2) земноводные; 3) рептилии; 4) млекопитающие. Б. К какому типу относится человек 1) членистоногие; 2) хордовые. А. К какому царству относится человек 1)растения; 2) животные; 3) грибы; 4) вирусы.