Лампадой «в более обширном смысле» «называется в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами - кандил».

Источники:

  • — Н.Б-в. Лампада. - Т.XVII (Кн.33). - СПб., 1896. - С.303-304.

Стоянец лампады - «часть лампады, находившаяся между чашею и поддоном и украшаемая обыкновенно яблоками или другими фигурами».

Источники:

  • — С.65.

Сосуд культового назначения.

Тулово ступенчатого профиля с узкой горловиной и отогнутым венчиком. На тулове - три стеклянных ушка для крепления цепочки, которая в свою очередь крепилась вверху металлической чашки (коптильницы). Тулово окрашено золотистой краской.

XIX в. (?) d = 8, h = 11 см. В лампу вставлен граненый стеклянный стаканчик.
КГМ-15702 Акт №95 от 12.09.1979 передал С.П.Федулин, 1912 г.р., д. Тимой гора Кондопожского района.
Сохр.: Значительные утраты крас. слоя.

Источники:

  • — КГКМ, ГИК, XVIII лл. 100 об.-101 (по опис Н.Г.Керт).

Были поставные, служащие (носимые перед архиереем), привесные, спускные:

  • Лампады поставные, служащие состоят из чаши, поставленной на стоянце [см.] с поддоном, который «утверждался» на подножках.
  • Лампады привесные висели перед местными и другими иконами; одна из них, называвшаяся спускною, висела обыкновенно над Царскими дверьми у деисусов. Само собою разумеется, что такие спускные лампады употреблялись и перед другими иконами.
  • Лампады привесные состоят из чашек, висящих на цепях; цепи вверху прикреплялись к другой меньшей чашке, которая таким образом и поддерживала лампаду.

Верхние чашки делались иногда шатриками в виде иорданской сени, от чего назывались ярданьями. Лампады внизу украшались, большею частью, яблоками с кистьми; у кистей были медные или серебряные чашки и низанные жемчугом варварки […].

«Гонтабы [на чем привешивались лампады] железные золочены на гулфарбу».

Источники:

  • — С.65-66

Лампада (греч.- светильник) - небольшой сосуд (обычно стеклянный) с горящим маслом (реже свечой). Возжигается перед иконами, мощами, святынями и в особо священных местах храма: на престоле, жертвеннике и т.д. Свет лампады символизирует незримый Божественный свет. Лампады бывают стационарные (или поставные), напоминающие изящный потир, иногда на стояне в виде коленопреклоненного ангела, держащего чашу, или в форме фонаря с двумя ячейками для свечей по бокам и центральной чашечкой для масла, укрепленной на ножке фонаря; металлические подвесные, напоминающие чашечку, ведерко или перевернутый колокольчик, часто с ручками, к которым прикрепляются 3–5 цепочек, соединяющихся наверху под крышкой-коптильником кольцом, за которое они привешиваются. Лампады изготавливаются из различных металлов (меди, латуни, серебра), украшаются сканым орнаментом, эмалью разных цветов. Иногда целиком сканая лампада декорируется драгоценными камнями, жемчугом или стеклом. Снизу лампада украшается «яблоком», а также подвесками из цепей с камнями, жемчугом, скаными цветами. (Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь… С. 202; Молотков С. Е. Указ. соч. С. 94).


В православных храмах всегда довольно темно. И эта особенность - не просто особенность церковной архитектуры. Полумрак – символ жизни человека, погруженного в грех и невежество. А свет откровения и веры в данном случае символизируют устанавливаемые в церкви лампада или свеча. Лампада является образом истинного света, открывающегося человеку в Божьем Царстве. Именно по этой причине лампады всегда возжигают перед святынями.


Самые первые лампады христиане использовали для освещения пещер, в которых, скрываясь от гонений, проводили тайные богослужения. Как и тогда, сейчас они представляют собой сосуды, наполненные особым маслом – елеем, исцеляющим душу и тело православного.

Значение православных светильников

Каждый светильник в православии имеет свое значение. Оно закреплено Церковным уставом Богослужения. Лампады, в частности, символизируют кого-либо из святых, которые светят христианам в церковном сумраке. Пред иконами, как правило, помещаются одновременно свеча и лампадка. И если свечи означают приношение, дар Господу от человечества, то масляные светильники символизируют преображение человека под влиянием Божьей благодати. Их свет и тепло означают искренность человека перед Богом, являются свидетельством чистоты его помыслов и ощущений.


Лампады используют даже днем, тогда, когда в комнате или зале церкви вполне светло. Во время праздников обязательно зажигают все светильники. Во время ночных служб, при крайне скудном освещении, лампадки могут зажигать в очень малом количестве, например, только перед читающим службу священником, перед отдельными иконами: Спасителя, Богоматери, храмовой иконой. Это делается для того, чтобы подчеркнуть определяющий момент службы, ее основное назначение.

Зачем лампады ставят перед иконой?

То, зачем перед иконой устанавливаются лампады, очень точно объяснил святитель Николай Сербский. Прежде всего, по его словам, вера – это свет, и лампадки нам напоминают о чистом свете, с помощью которого Господь наш Иисус Христос согревает и врачует человеческие души. Кроме того, они являются символами светлого нрава святых, перед ликом которых их устанавливают. Еще они напоминают людям об их греховных помыслах и поступках, зовут нас на путь истинный, призывают к исполнению заповедей, совершению добрых дел.


Лампады являются той «малой жертвой», которую человек может принести Спасителю за то, что Тот отдал за него свою жизнь. Во время молитвы эти светильники отгоняют силы зла. Свет лампадки побуждает нас к покорности и жертвенности, напоминает, что как без человеческого участия не может разгореться ее огонь, так и без Бога не разгорится наше сердце.

Каким должно быть

Качество имеет первостепенное значение. И не только потому, что оно некоторым образом влияет на здоровье. Возжигая его, мы открываем Богу свое сердце, которое должно быть чистым: в нем не должно быть ни злости, ни обиды, ни скверных помыслов. Так и елей не может быть некачественным, дешевым, нечистым. Священнослужители полагают, что использование некачественного масла – признак оскудения веры, попустительского отношения к благочестию, восприятия святынь исключительно как некого примитивного атрибута.

Что такое "Лампада"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Лампада На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греческой церкви примикирий, ????????????, primicerius, от????? воск или cera свеча). В более обширном смысле Л. назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами - кандил (см.). Нет достаточных оснований объяснять употребление Л. и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили в темных местах - криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в первые три века существования христианства, - свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение. Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7-8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Л. и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для Л. Кроме мест богослужебных собраний, Л. в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместо столбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем, эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках. Росси думает, что Л. с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (=большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный Л. или свечами. Такие короны-Л. или Л.-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. ?????. (круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже - из бронзы. Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы И. Христа, буквы?. Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка-"доброго пастыря", окруженного овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды - оленя, однажды - зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Л. глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л. см. у Мартиньи. "Dictionnaire des antiquites chretiennes" (П., 1889).

Лампада - ЛАМПАДА, Цы и ЛАМПАДКА, Ци, ж. Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый... Толковый словарь Ожегова

Лампада - ЛАМПАДА, лампады, ж. (греч. lampas). 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый П...

В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма .

Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа , использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях, что в конечном счёте и переняли христиане.

В широком смысле «лампада» - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа , разгоняющий тьму зла и неверия.

В узком смысле - лампада это большой переносной подсвечник, выносимый диаконом или священником во время малого и великого входов литургии , а также используемый при архиерейской службе. В православных богослужебных книгах слово «лампада» употребляется именно в этом смысле.

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Настольная книга священнослужителя . - М .: Издательский Совет РПЦ.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Лампада" в других словарях:

    - (греч. lampadion светильник, от lampas лампа). Сосудцы разного вида со светильнею и деревянным маслом, устанавливаемые перед образами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАМПАДА греч. lampadion,… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЛАМПАДА, лампады, жен. (греч. lampas). 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами (церк.). «Перед кивотом… теплилась золотая лампада.» Пушкин. 2. Светильник (поэт.). «Близок день, лампада догорает.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

    Стопка, лампадка, лампадочка, кандило, стакан, светильник, рюмка, светильня Словарь русских синонимов. лампада см. светильник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александров … Словарь синонимов

    - (от греч. lampas род. п. lampados), светильник перед иконами у православных и католиков … Большой Энциклопедический словарь

    ЛАМПАДА, ы и ЛАМПАДКА, и, жен. Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей. | прил. лампадный, ая, ое. Лампадное масло. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Лампада. На языке богослужебных книг православной церкви настоящеговремени это название, в тесном смысле, служит для обозначения большихпереносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом ивеликом выходах на литургии, а также… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    лампада - ЛАМПАДА, ы, ЛАМПАДОЧКА, и, ж. Рюмка, стопка, стакан. А не шарахнуть ли нам по лампадочке? (выпить). Сл. в данном зн. фиксировалось еще в 19 в.; Возм. возникло как семинаристский жаргонизм; встречается у А. Аверченко и др … Словарь русского арго

    лампада - алая (Бальмонт); бесстрастная (Рылеев); краснеющая (Лермонтов); полуночная (Бальмонт); полусонная (Фет); прозрачная (Брюсов); робкая (Гиппиус); тихая (Гиппиус, Фруг); трепещущая (Лермонтов); тусклая (Рылеев, Фруг) Эпитеты литературной русской… … Словарь эпитетов

    лампада - Когда я в комнате своей Пишу, читаю без лампады, сказал А.С. Пушкин в поэме Медный всадник об особенностях петербургских белых ночей. Лампадой в пушкинские времена именовали лампу. Теперь мы ее, конечно, так не назовем: слово лампада перешло в… … Занимательный этимологический словарь

    Ламп’ада крошечный светильник, вешаемый перед иконами. Нужно признать, что во всех местах русской Библии это неудачный перевод. Семь чаш золотого светильника, установленного в скинии без окон, должны были ярко гореть, чтобы освещать все… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Подвешенный перед иконой небольшой сосуд с фитилем и горючим маслом. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь

  • лампада - лампада I ж. Небольшой сосуд с фитилем на поплавке, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконами у православных и католиков. II ж. устар. Лампа, светильник. Толковый словарь Ефремовой
  • лампада - ЛАМП’АДА, лампады, ·жен. (·греч. lampas). 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами (церк.). «Перед кивотом... теплилась золотая лампада.» Пушкин. 2. Светильник (·поэт.). «Близок день, лампада догорает.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  • ЛАМПАДА - ЛАМПАДА (от греч. lampas, род. п. lampados) - светильник перед иконами у православных и католиков. Большой энциклопедический словарь
  • лампада - Лампады, ж. [греч. lampas]. 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами (церк.). Перед кивотом… теплилась золотая лампада. Пушкин. 2. Светильник (поэт.). Близок день, лампада догорает. Пушкин. Лампаду честного труда дыханье смерти погасило. Фет. Большой словарь иностранных слов
  • лампада - См. лампа Толковый словарь Даля
  • лампада - орф. лампада, -ы Орфографический словарь Лопатина
  • лампада - Лампада, лампады, лампады, лампад, лампаде, лампадам, лампаду, лампады, лампадой, лампадою, лампадами, лампаде, лампадах Грамматический словарь Зализняка
  • лампада - сущ., кол-во синонимов: 9 кандило 1 лампа 75 лампадка 8 лампадочка 4 рюмка 23 светильник 27 светильня 9 стакан 16 стопка 25 Словарь синонимов русского языка
  • лампада - -ы, ж. 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой. В детской было полутемно. Слабо мерцала розовая лампада у образа. Куприн, Сказка. 2. трад.-поэт. Светильник, лампа. Малый академический словарь
  • лампада - ЛАМПАДА -ы; ж. [от греч. lampas (lampados) - факел, светильник] 1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой. В углу слабо мерцала л. у образа. 2. Трад.-поэт. Светильник, лампа. Толковый словарь Кузнецова
  • лампада - Алая (Бальмонт). Бесстрастная (Рылеев). Краснеющая (Лермонтов). Полуночная (Бальмонт). Полусонная (Фет). Прозрачная (Брюсов). Робкая (Гиппиус). Тихая (Гиппиус, Фруг). Трепещущая (Лермонтов). Тусклая (Рылеев, Фруг). Словарь литературных эпитетов
  • лампада - лампа́да народн. также ланпа́да, ланпа́та, укр. лампа́да, др.-русск., цслав. ламъпада λαμπάς. Из ср.-греч. λαμπάδα от λαμπάς, -άδος; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 112; ИОРЯС 12, 2, 252; Бернекер 1, 689. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • Лампада - На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • лампада - Заимств. в др.-рус. эпоху из ср.-греч. яз., где lampada < lampas, род. п. lampados. См. лампа. Этимологический словарь Шанского