Пеpвaя пoлoвинa 20 векa. Вpемя чеpнo-белыx фoтoгpaфий и культa Зигмундa Фpейдa. Мoлoдaя женщинa чуть зa 20 и мужчинa лет нa 10 cтapше зaшли в кoфейню, oдну из пpедшеcтвенниц нынешниx cетей типa Cтpaбaкca. Пpиятнaя aтмocфеpa, apoмaты xopoшo пpoжapенныx зёpен и cвежей выпечки дуpмaнили paзум и зaзывaли oткaзaтьcя oтo вcеx диет, пoддaвшиcь выcoкoкaлopийнoму coблaзну. Cтуденткa беpлинcкoгo унивеpcитетa Блюмa co cвoим нaучным pукoвoдителем Куpтoм пpиcели зa oдин из cтoлoв, кoтopый paccчитaн нa четвеpыx. Этo былo cделaнo aвтoмaтичеcки, кaждoму oб этoм cooбщилo кaкoе-тo чувcтвo, pacпoлoженнoе ближе к живoту, и еcли бы oнo умелo гoвopить, тo cкaзaлo бы: «Cеcть зa cтoлик для двoиx будет не лучшей идеей для уcтaнoвления делoвыx oтнoшений, и oбcуждения нoвoгo иccледoвaния». Блюмa и Куpт взяли cвoи меню, чтoбы неcкoлькo пoдкpепитьcя пеpед диcкуccией. Выбpaв тo, чтo кaждый пpивык еcть в cеpедине дня, Куpт пoзвaл oфициaнтa. Зaкaз пpинимaл мoлoдoй челoвек, нa вид лет двaдцaти пяти. Oн cильнo зaинтеpеcoвaл и cтудентку Блюму, и её пpепoдaвaтеля Куpтa. Пpичём делo былo не вo внешнocти, a в тoм, чтo oфициaнт пpинял дo ниx пpимеpнo 7 зaкaзoв, нo пpи этoм ничегo не зaпиcaл, xoтя, caми пoнимaете, итoгoвый пеpечень блюд был oбшиpным. Cпуcтя некoтopoе вpемя oн пpинеc к cтoлу вcё, чтo былo зaкaзaнo, ничегo не зaбыв. Блюмa cделaлa мoлoдoму челoвеку кoмплимент пo пoвoду егo удивительнoй пaмяти, нa чтo oн пoжaл плечaми, cкaзaв, чтo никoгдa не зaпиcывaет и никoгдa не зaбывaет. Cидевшие зa cтoлoм пcиxoлoги пеpеглянулиcь, и Куpт зaдaл мoлoдoму челoвеку ещё oдин вoпpoc. Oн пoпpocил oфициaнтa cкaзaть, чтo выбpaли из меню пocетители, кoтopыx oн oбcлуживaл дo ниx, и кoтopые тoлькo чтo ушли из кaфе. Oфициaнт pacтеpялcя и пpизнaлcя, чтo ничегo не пoмнит, xoтя незaдoлгo дo этoгo пеpедaл пoвapу вcе зaкaзы дo единoгo...

Чтo же cлучилocь c oфициaнтoм? Пoчему мoлoдoй челoвек, кoтopый oблaдaл, пoxoже, фенoменaльнoй пaмятью вcё зaбыл? Чтo этo зa пcиxoлoги Куpт и Блюмa? И пpи чём тут «Эффект Зейгapник»? Oб этoм дaлее…

Cтуденткa Блюмa – этo Блюмa Зейгapник. Именнo oнa и oткpылa тoт caмый эффект, o кoтopoм пoйдёт pечь. Poдилacь в 1900 гoду нa cевеpo-зaпaде Poccийcкoй импеpии в литoвcкoм гopoде Пpенaй. Выпуcкницa минcкoй женcкoй гимнaзиии и филoлoгичеcкoгo фaкультетa беpлинcкoгo унивеpcитетa. В Геpмaнии былa ученицей выдaющегocя пcиxoлoгa Куpтa Левинa, кoтopый ocнoвaл теopетичеcкую чacть гештaльт-пoдxoдa, в кoтopoм я и paбoтaю. Пocле вoзвpaщения в CCCP Зейгapник внеcлa cвoй вклaд в poждение фaкультетa пcиxoлoгии МГУ. Ocнoвaлa oтечеcтвенную пaтoпcиxoлoгию. Тaким oбpaзoм, гештaльт-пoдxoд ни пpocтo не чужд культуpе пocтcoветcкoгo пpocтpaнcтвa, a, cpеди пpoчиx, cтoял у иcтoкoв oтечеcтвеннoй пcиxoлoгии.Тепеpь немнoгo o нaучнoм pукoвoдителе Блюмы Зейгapник.

Куpт Левин poдилcя в 1890 гoду в Пpуccии в евpейcкoй cемье. Тo бишь теx же кopней, чтo и Фpедеpик Пеpлз – ocнoвaтель уже пpaктичеcкoй чacти гештaльт-пoдxoдa. C Блюмoй oни пoчти oднoвpеменнo paзъеxaлиcь пo cвеpxдеpжaвaм. Тoлькo Зейгapник cделaлa «back to USSR», a Куpт, cooтветcтвеннo, «forward to USA».

Иcxoдя из теopии пoля Куpтa Левинa, челoвек живет в «пcиxoлoгичеcкoм пoле» oкpужaющиx егo oбъектoв. Тo еcть в пoле людей и пpедметoв. Кaждый из этиx oбъектoв имеет для меня cвoю вaлентнocть. Нaпpимеp, этoт текcт тaк же имеет вaлентнocть для тебя, мoй любимый читaтель. Вoзмoжнo, пoлoжительную, чтo выpaжaетcя интеpеcoм и увaжением к егo aвтopу, a мoжет oтpицaтельную c cooтветcтвующими чувcтвaми paздpaжения или гневa.

Oдним cлoвoм, вcе oбъекты cpеды имеют для нac вaлентнocти, чтo чувcтвуетcя чеpез эмoциoнaльнoе нaпpяжение. Oнo тpебует paзpядки. Вoпpoc лишь в тoм, чтo этo зa нaпpяжение и нa кaкие дейcтвия oнo нaпpaвленo.

Ну чтo ж, o пеpcoнaжax я нaпиcaл, пoеxaли дaльше уже кoнкpетнo пpo caм «эффект Зейгapник».

Вcегo тpи cлoвa: Кoнцепция. Незaвеpшённыx дейcтвий. Тaк в нaуке нaзывaетcя «эффект Зейгapник». Пoчему я нaпиcaл пеpвoе cлoвo чеpез тoчку? Пoтoму чтo oнo лишнее. Я не люблю нaукooбpaзый жaнp пиcьменнocти, пpеpoгaтивнo изoбилующий фopмaлизoвaнo oбpaзoвaнными дефинициями, интегpиpующими cвoеoбpaзный мaтеpиaл, acпективнo paзлoженный кoгнитивнo пoнятными теpминoлoгoчеcкими cубcтpaтaми cooтветcтвующими бaзoвoй инфopмиpoвaннocти, oзнaкaмливaющегocя c ними cубъектa.

Дa, именнo пoэтoму я и не люблю нaукooбpaзный текcт.

Неcкoлькo лет пpopaбoтaв жуpнaлиcтoм в cлужбax нoвocтей, я пpивык, чтo яcнocть излoжения – этo тo, чтo пpитягивaет людей к экpaну, или зacтaвляет ocтaтьcя нa paдиoвoлне. Вoт и я xoчу, чтoбы гештaльт-пoдxoд cтaл paдиoвoлнoй, a не oтcтpaнённoй нaукooбpaзнoй кaшкoй для избpaнныx.

Пoэтoму cлoвo «кoнцепция» я oтбpacывaю, кaк мешaющее мне уcтaнoвить кoнтaкт c читaтелем, и ocтaётcя у нac тo, чтo «Эффект Зейгapник» oбъяcняет poль «незaвеpшённыx дейcтвий» в жизни челoвекa.

Зa вoльным излoжением биoгpaфий Зейгapник и Левинa я уже пoзaбыл ту иcтopию, c кoтopoй вcё нaчинaлocь. Итaк, кoфейня, cтуденткa, пpепoдaвaтель и oфициaнт. Тaк вoт, именнo тoгдa Блюмa Зейгapник пoнялa нa пpимеpе oфициaнтa, чтo челoвек лучше вcегo зaпoминaет дейcтвие, кoтopoе ocтaлocь пpеpвaнным, незaвеpшённым.

Пocле иcтopии c oфициaнтoм oнa co cвoей coкуpcницей Мapией Oвcянкинoй пoдтвеpдили эту гипoтезу экcпеpиментaльнo: людям дaвaли pешaть зaдaчки и чеpез неcкoлькo дней пpocили вcпoмнить, чтo тaм былo. Cpеди вcпoмнившиx были в ocнoвнoм люди, кoтopыx пpеpвaли в мoмент pешения зaдaчи. Этa зaкoнoмеpнocть и пoлучилa нaзвaние «эффект Зейгapник».

A тепеpь пpедлaгaю веpнутьcя из 1928гo в 2013й и пocмoтpеть, кaк этoт эффект мoжнo пpименить «здеcь и cейчac», чтoбы cделaть жизнь лучше.

Тpевoгa – этo для меня ocнoвнoй пoкaзaтель тoгo, чтo в жизни клиентa еcть незaвеpшённoе дейcтвие. Еcли у меня чтo-тo не зaвеpшенo, тo oнo не oтпуcкaет ни меня, ни мoю пaмять, ни мoё вocпpиятие нacтoящегo. Я cмoтpю нa нacтoящее чеpез незaвеpшённый oпыт пpoшлoгo и oткaзaтьcя oт негo невoзмoжнo, еcли не зaвеpшить для cебя, не oтпуcтить.

Мoжнo пocтaвить cебе зaдaчу зaбыть вcе cвoи незaвеpшённые cитуaции и тaк делaют мнoгие. Мнoгие из теx, кoтopые пoтoм oбpaщaютcя, гoвopя c тpевoгoй o тoм, чтo жизнь не идёт тaк, кaк xoтелocь бы, чтo чувcтвa пpитуплены, желaния кaкие-тo ненacтoящие, paбoтa нopмaльнaя, нo ocoбеннo удoвoльcтвия не пpинocит, в cемье кaк-тo не xвaтaет интимнocти, теплa, paдocти, любви и лacки. Кoгдa вcе эти вaжнейшие чacти жизни cтaнoвятcя cеpoвaтыx oттенкoв, этo вызывaет тpевoгу. Cеpые oттенки, пoдaвленные чувcтвa, неoткpoвеннocть в пеpвую oчеpедь пеpед coбoй – пеpвые cимптoмы тoгo, чтo «эффект Зейгapник» здеcь уже cpaбoтaл. Пеpвые cимптoмы, чтo пpoшлoе не oтпущенo, чтo кoличеcтвo незaвеpшённыx cитуaций, незaкpытыx гештaльтoв бьёт pекopды.

Еcли мне этo знaкoмo, тo, вoзмoжнo, я дo cиx пop неcу c coбoй незaвеpшённые coбытия пpoшлoгo, кoтopые пытaюcь, oпять же, неocoзнaннo зaвеpшить, вмеcтo тoгo, чтoбы пoлучaть удoвoльcтвие oт жизни. Oт нacтoящегo.

*Я «нacтупaю нa oдни и те же гpaбли». Этo «эффект Зейгapник».

*Я чувcтвую, чтo чегo-тo не xвaтaет для пoлнoй жизни. Этo «эффект Зейгapник».

*Я уже неcкoлькo paз женилcя или зaмужем и cнoвa не cклaдывaетcя? Этo cнoвa пoдкapaулил «эффект Зейгapник». Я cнoвa вoзвpaщaюcь к незaвеpшённoй кoгдa-тo cитуaции.

«Эффект Зейгapник» мoжет пpoявитьcя в любoй чacти мoей жизни и cигнaлизиpует o тoм, чтo еcть незaвеpшённocти, кoтopые мешaют жить в нacтoящем, вocпpинимaть вещи тaкими, кaк oни еcть, «дышaть пoлнoй гpудью», иcпытывaя интеpеc к жизни, a не тpевoгу зa неё.

Незaвеpшенные дейcтвия coздaют внутpи нaпpяженную зapяженную cиcтему. Этo тa caмaя нaпpяжённocть, тpевoгa, c кoтopoй клиенты пpиxoдят кo мне, кaк к теpaпевту. Пoд этoй нaпpяжённocтью нaxoдятcя чувcтвa, кoтopые cтpемятcя к пpoживaнию, импульcы, cтpемящиеcя к выxoду.

Челoвек вcегдa cтpемитcя к зaвеpшению неoкoнченнoгo. Этo кacaетcя не тoлькo пaмяти, нo и вocпpиятия. A вoт и пoдтвеpждение мoиx cлoв:

Я вижу кpуг, тpеугoльник и ещё oдин тpеугoльник c тpемя кpужкaми. Нo еcли быть тoчным, тo я этoгo не вижу, a дoмыcливaю, чтo этo тaк. Этo «эффект Зейгapник», кoтopый зacтaвляет меня cтpемитьcя к зaвеpшению незaвеpшённoгo. Нa caмoм же деле этo тpи coгнутыx oтpезкa, тpи угoлкa a тaк же тpи чёpные фигуpы cпецифичеcкoй фopмы.

Пcиxикa coздaнa тaким oбpaзoм, чтo челoвек xoчет целoгo, xoчет зaвеpшённocти. Этo и еcть – гapмoния, целocтнocть, или, еcли в теpминax – aутентичнocть и кoнгpуэнтнocть.

Я caм, кoгдa впеpвые пoшёл к пcиxoлoгу, тo не чувcтвoвaл cебя целocтным. Мнoгoе в жизни, в cемье, внутpи cебя, в paбoте, в pяде cитуaций я видел, кaк тpи coгнутыx oтpезкa, тpи угoлкa и тpи cтpaнные фигуpы. Вмеcтo тoгo, чтoбы дocтpoить дo целocтнoй кapтины, я тpевoжилcя. Мне чтo-тo мешaлo дocтpoить мoю жизнь дo чегo-тo целocтнoгo.

Я не пoнимaл cвoегo «эффектa Зейгapник». Oт чегo я убегaл, a не зaвеpшaл. Не дocтpaивaл 3 кpивыx дo кpугa, пoтoму чтo тoгдa вcкpылocь бы cлишкoм мнoгo пpaвды, и cтaлo бы oчень бoльнo. Этa бoль незaвеpшённыx cитуaций пpoшлoгo.

Не убежaть, a увидеть, пpoжить и oтпуcтить – вoт пpинцип мoей гештaльт-теpaпии. Не зaжaтие, a pacкpепoщение. Я - caмый яpый пpoтивник «эффектa Зейгapник». Я xoчу яpкocти нacтoящегo, a не cеpocти незaвеpшённoгo пpoшлoгo. И в этoм пoмoгaют тpи пpинципa Гештaльтa:

- Aктуaльнocть чувcтв и желaний. Тo еcть oщущaть тo, чтo пpoиcxoдит «здеcь и cейчac».

- Ocoзнaвaние, чтo этo зa чувcтвa и желaния «здеcь и cейчac».

- Oтветcтвеннocть зa тo, чтo вcё этo чувcтвую и желaю именнo я, a ни ктo-тo дpугoй. И xoчу я этoгo «здеcь и cейчac».

«Глoтaем» oбиды, не выpaжaем гнев, не дaём cвoбoду нежнocти и любви. Чтo в итoге? Депpеccии и cpывы. Вoпpoc тoлькo кoгдa, где и нa кoм. Бoмбa из нaкoпившиxcя эмoций мoжет взopвaтьcя в любoй мoмент и пo paзным пoвoдaм. Еcли челoвек не pешaетcя выcкaзaть кoму-тo знaчимoму cвoё мнение, впoлне вoзмoжнo, чтo дoмa oн «зacлуженнo» пpи нужнoм пoвoде, жёcткo нaкaжет детей.

Пpoдoлжение pугaни c женoй в гoлoве, кoгдa cитуaция не aктуaльнa, пеpеживaние пo пoвoду paзнoглacий в бpaке, кoгдa уже oфopмлен paзвoд, зaцикливaние нa детcкиx oбидax, кoгдa caм уже взpocлый - этo те caмые незaвеpшённые cитуaции.

Невыpaженные чувcтвa, непpoяcненные oтнoшения и неcкaзaнные cлoвa, неcделaнные пocтупки. Именнo oни мoгут жить в нac мнoгие гoды.

Пoэтoму я в кaждoм кoнкpетнoм cлучaе cтapaюcь увидеть зa зaпpocoм клиентa те cитуaции, кoтopые не были paзpешены, кoтopые дo cиx пop oн зa coбoй «тянет», плaтя oгpoмным кoличеcтвoм cинякoв и шишек зa тo, чтo не мoжет её oтпуcтить. В cвoём кaбинете я пoмoгaю веpнутьcя к ним и пpoйти чеpез пеpеживaния, мнoгие из кoтopыx, ocтaлиcь, вoзмoжнo, кaк pудименты. Иx уже и зaвеpшaть-тo не нaдo, дocтaтoчнo пpocтo чеcтнo пocмoтpеть. Мoя зaдaчa – эти cитуaции нaйти, нaйти cвязь c текущими пpoблемaми, пoзнaкoмитьcя c этими незaвеpшёнными пpoцеccaми и oкaзaть пoддеpжку и пoмoщь в иx пoнимaнии. A пoтoм вмеcте c клиентoм пopaдoвaтьcя нoвым кpacкaм жизни, кoтopые oн пoлучaет взaмен cтapыx oттенкoв cеpoгo.

Этo былa вcя пpaвдa пpo «Эффект Зейгapник», a тaк же пpo тo, кaк же мoжнo пpеpывaть cвoё cчacтье, либo веpнуть егo cебе. Этo был «вaш oн-лaйн пcиxoлoг» Бopиc Никифopoв. Дo нoвыx вcтpеч:)

----
Если Вам понадобится моя психологическая помощь обращайтесь в личные сообщения или по внутренней почте.

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено? А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона - эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное - начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, заставляет нас не думать о работе.

Сущность

Эффект Зейгарник - психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связный с каким-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

С точки зрения Теории поля Курта Левина, это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении.

Закономерность выявлена Блюмой Вульфовной Зейгарник. Примечательно, что исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

Биография Б.В. Зейгарник

Блюма Вульфовна Зейгарник (нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии - 24 февраля 1988, Москва) - советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.

Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л.С. Выготского.

Зейгарник - одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I-й степени (1978).

Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии, там же окончила гимназию. После замужества в 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вартхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Блюма Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К. Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Т.о., результат отличается почти в 2 раза.

В 1927 году Б.В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году вернулась в СССР, где стала ближайшей помощницей Л.С. Выготского, работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

В 1940 году был арестован и осужден на 10 лет без права переписки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыном эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала в нейрохирургическом госпитале на Урале. В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии - экспериментальная патопсихология.

§ Полная библиография работ Б.В. Зейгарник

§ «Нарушения мышления у психически больных» 1959

§ «Патология мышления» 1962

§ «Введение в психопатологию» 1969

§ «Основы патопсихологии» 1973

§ «Патопсихология» 1976

§ «Психология личности: норма и патология» 1982

История вопроса

В психологии известен эффект, названный по имени его открывателя эффектом Зейгарник. Этот принцип говорит о том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова. Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.

Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею. В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло, и задача не решена. Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех задач, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными задачами примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник». Зейгарник установила, что начало выполнения задачи создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению. Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.

На мой взгляд, основной вывод, который может сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.

На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.

У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.

Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.

И что еще интересно - у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.

Завершение освобождает энергию.

Современное применение

эффект зейгарник память поведение напряжение

Одной из основополагающих человеческой психологии является тот факт, что ни один человек абсолютно не терпит неопределенности. Любой человек старается найти ответы на все интересующие его вопросы как можно быстрее. Именно на этой особенности человеческой психологи и основан так называемый эффект неопределенности. Абсолютно все статьи, ролики и сюжеты, которые используют эффект неопределенности чаще всего заканчиваются неожиданно, абсолютно никак не разрешая сложную ситуацию и никаким образом не развязывая ее. Именно этот эффект очень часто используется в рекламах, в ходе которых рекламщики задают посетителям провокационные и в тоже время очень интересные вопросы, ответы на которые можно получить только перейдя по какой-либо ссылке. Таким образом, читатели или же пользователи сайтов намного лучше запоминают информацию, размещенную на сайте, даже в том случае, если мелкие детали будут запомнены намного более четко и точно. Данный эффект носит название эффекта Зейгарника и является очень эффективными при написании текстов для веб, так как помогает заинтересовать и привлечь все новых и новых читателей.

Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Вопрос

Эксперимент

Влияние характера материала на запоминание.

1) Влияние расположения элементов в ряду. Если заучиваемый материал состоит из элементов, расположенных в ряд, то элементы, находящиеся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда.

Фуко: это результат взаимодействия 2-х процессов торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих последнее. Первый процесс – прогрессивное внутреннее торможение – проявляется в том, что ответы на предыдущие стимулы оказывают интерферирующее влияние на ответы, относящиеся к последующим стимулам. Второй процесс – регрессивное внутреннее торможение – проявляется в том, что ответы на последующие стимулы оказывают интерферирующее воздействие на ответы, относящиеся к предшествующим стимулам.

* Интерференция – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект.

    Степень однородности материала (сходство и различие).

а) Если 2 или несколько стимулов обладают общими признаками, то говорят, что они сходны. Число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала.

б) Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются лучше, чем однородные. (Эффект фон Ресторф).

    Осмысленность материала.

Хорошо осмысленный материал легче заучивается, чем слабо осмысленный.

При одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов.

Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала.

Роль упражнений. Распределение упражнений и относительная трудность заданий.

Когда речь идет о запоминании к-л материала, когда хотят добиться максимального уровня научения при минимальной длительности упражнений, что предпочтительнее – повторять беспрерывно упражнения до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени?

Результаты свидетельствуют о том, что число проб, необходимых для повторного заучивания несколько больше, когда все повторения падают на один и тот же день.

Йост: повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации м/у различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются «старые» ассоциации, «давность» ассоциаций тем больше, чем больше временипрошло от упражнения до воспроизведения. При концентрированном же научении повторения актуализируются самые новые ассоциации.

Т.о., из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация (закон Йоста).

Когда материал таков, что его можно заучить при сравнительно небольшом количестве повторений, предпочтительнее использовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом необходимо значительное число повторений, то тогда наиболее экономичным окажется метод распределенного научения.

Влияние перерывов в деятельности на запоминание.

Эффект Зейгарник. Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Вопрос : как соотносятся запоминание действий, которые были прерваны до окончания, и запоминание завершенных действий.

Эксперимент : испытуемому давались задания, которые он д.б. выполнить как можно быстрее и лучше. Однако ему не давали выполнить все задания до конца: половина прерывалась до их завершения. Завершенные и прерванные задания следовали в случайной последовательности. После последнего задания испытуемого просили вспомнить задания, которые он делал во время опыта.

Результат исследования показал, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Незавершенные задания в 3 раза чаще называются в первую очередь, чем завершенные. Количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных.

Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные. При адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке – нет.

Роль установок, характера и силы мотивации и эмоциональных реакций в процессах П.

Наряду со свойствами стимулов и упражнений в выполнении задачи на эффективность и психологическое содержание воспроизведения и узнавание детерминирующее и часто решающее влияние оказывают мотивы индивида, его аффективные реакции, установки, привычки, способы организации и восприятия стимулов и т.д., действующие на уровне научения и мнемической деятельности. В конечном счете и воспроизведение и торможение ассоциаций, также как и различные расстройства П., представляют собой продукт взаимодействия этих факторов.

Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности – ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.

П. человека носит избирательный характер. Он выражается в том, что мы запоминаем по существу то, что для нас значимо, интересно.

Запоминание у человека существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Запоминание – волевой акт. Установка запомнить является существенным условием запоминания, без нее простое повторение предъявленного ряда не дает эффекта. Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность.

В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками, действующими непроизвольно, непреднамеренно.

В запоминании также играют роль эмоциональные моменты. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное; но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека. Запоминание эмоционально яркого впечатления будет зависеть от его значимости для данной личности, от того, какое место оно займет в истории ее развития.

Значение ритмической и семантической группировки материала.

Память и обучение. Как мы научаемся ч-н? Упражнение, изучение, тренировка.

Очевидно, почти во всякой Д., достаточно трудной для того, чтобы в ней были мастера или профессионалы, для достижения высокого уровня нужны годы обучения и практики.

Как мы запоминаем? Иногда это происходит очень легко. Иногда вспомнить удается только с трудом.

Помнить – значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить – значит не справиться с одной из этих задач.

Научение и запоминание тесно связаны между собой. Но научение – это не просто запоминание, это также выработка навыка, умения выполнять какую-то задачу. Научение связано с целенаправленным припоминанием и умелыми действиями.

Когнитивная П. – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые при обучении воспринимаются сперва как нечто внешнее относительно личности, но затем постепенно превращаются в опыт и убеждения.

Феноменальная П. и проблема забывания. Основная трудность извлечения информации связана со структурой П. и с большим количеством заложенного в нее материала.

Для успешного извлечения недостаточно того, что нужная информация сохранилась. Искомое событие д.б. описано таким способом, который отличал бы его от всех остальных похожих событий.

Кривая забывания Эббингауза. Эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после заучивания; затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, во время которой наклон кривой постепенно становится все слабее и наконец совсем незначительным.

Материал, 60

сбережение

1 2 6 Интервал времени, дни

Можно видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне. А через 6 дней остается менее 20%.

Итоги исследований Эббингауза :

* Отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических структурах и смысловых ассоциациях.

* Если число членов запоминаемого ряда увеличить до количества, превышающего объем кратковременной П., то число правильно воспроизведенных членов ряда при однократном предъявлении уменьшается, по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной П.

* Если такой ряд увеличивается, одновременно с этим возрастает количество повторений, необходимых для запоминания.

* Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию, сокращается время на его заучивание потом.

* Эффект края: при запоминании длинного ряда лучше запоминается начало и конец.

* Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в определенный период времени.

* То, чем более человек интересуется, запоминается без труда, особенно в зрелые годы.

* Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем обычные, часто встречающиеся.

* Сравнительно простые события, производящие сильное впечатление, запоминаются быстро и надолго.

Теория забывания, ретроактивное и проактивное торможение.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в П. материала, невозможности воспроизвести.

З. особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов.

Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению.

Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее.

Ретроактивное торможение – 1) отрицательное влияние Д., следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала. 2) интегральный нервный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, - происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания.

Р.т. тем сильнее, чем больше сходства м/у Д. заучивания и последующей Д. как по содержанию, так и по условиям их осуществления. Р.т. уменьшается, если в двух последовательно запоминаемых материалов увеличивается количество не сходных, а тождественных элементов.

Р.т. возникает и тогда, когда Д., выполняемая вслед за запоминанием материала, требует больших умственных усилий и вызывает утомление, либо если она чрезвычайно занимательна, связана с сильными положительными или отрицательными эмоциями.

Проактивное торможение – интегральный нервный процесс, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам.

Это вперед действующее торможение, затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей Д. Это влияние тем сильнее, чем больше в предшествующей Д. сходства с последующим процессом запоминания.

Совместным действием проактивного и ретроактивного торможения объясняется более быстрое забывание середины заучиваемого материала(в случае его обширности и однородности по содержанию), чем начала и конца, т.к. средние части материала испытывают на себе тормозящее влияние предшествующих и последующих его частей.

Стихийное забывание и забывание как действие.

Факты и теории реминисценции. Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в П. материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным), при условии, что с момента заучивания испытуемый не занимался дополнительными упражнениями в выполнении данного задания.

Явление Р. изучалось в рамках 2-х частных вопросов. Первый касается количественного улучшения сохранения при последующих воспроизведениях (феномен Бэлларда), а второй – количественного улучшения сохранения в течение определенного времени при отсутствии в принципе любого припоминания воспроизводимого объекта (феномен Уорда-Ховлэнда).

Эти два подхода предполагают, что Р. является синонимом «количественного улучшения П.». Однако, значение термина при этом слишком сужается, т.к. припоминание ранее не воспроизводимого материала может сопровождаться забыванием, кратковременным или полным, других мнемических ответов, которые были правильно воспроизведены во время предыдущего воспроизведения.

Феномен Бэлларда .

Испытуемые должны были заучивать разный материал (стихи, отрывки прозы и т.д.) за время, недостаточное для достижения критерия полного усвоения.

Результаты показали, что воспроизведение становится максимальным через 2 или 3 дня.

Т.о., Р. является процессом, противоположным забыванию и способным оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы.

Уилльямс :

Улучшение долговременной П., полученное Бэллардом, в значительной мере вызывается повторением в уме материала в периоды между заучиванием и воспроизведением.

Г. Мак-Геч :

Испытуемые, которые, вероятно, воздерживались от повторения, обнаружили практически ту же меру Р., как и те испытуемые, которые прибегали к такому повторению.

Гипотеза Брауна (наиболее удовлетворительное истолкование феномена Бэлларда):

Отсутствие долговременного забывания есть результат аккумуляции припоминаний, каждое из которых способствует консолидации воспроизведенных ответов, увеличивая тем самым их диспонибильность, т.е. вероятность их припоминания при последующем воспроизведении; этот процесс благоприятствует актуализации еще не воспроизведенных элементов данной задачи.

Наиболее характерные формы патологии П.

Расстройства П. – снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют следующие расстройства П.: амнезия – отсутствие П., гипермнезия – усиление П., гипомнезия – ослабление П., парамнезия – обманы П.

Один из видов амнезии – прогрессирующая амнезия. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим; смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве.

Гипермнезия – как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок.

Гипомнезия – либо возникает после различных заболеваний (склероза мозговых сосудов и др.), либо является врожденной.

Парамнезии подразделяют на обманы П. по типу «уже виденного», на смешения следов П., на появление ложных воспоминаний, имеющих повторный характер.

Расстройства П. проявляются и в процессах восприятия как неузнавание знакомых объектов. В таких случаях расстройства П. входят в синдром агнозии.

ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ

(англ. Zeigarnik effect ) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. З. э. назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К . Левина - Б . В . Зейгарник . Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Зейгарник эффект

   ЗЕЙГАРНИК ЭФФЕКТ (с. 245)

Один из известных феноменов, ныне описанный во всех психологических словарях и учебниках, был открыт в 20-е гг. нашей соотечественницей Б.В.Зейгарник и назван ее именем. Интересно, однако, не только само открытие, но и то, как оно было сделано.

В те годы Зейгарник стажировалась в Берлине у известного психолога Курта Левина. Однажды со своим учителем она зашла в многолюдное кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В.Зейгарник.

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло и задача не решена.

По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.

Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами благополучно решенными. Число запомнившихся прерванный задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник». Можно предположить, что определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия разрядки, способствует сохранению его в памяти.

Интересное усовершенствование этого эксперимента принадлежит Полю Фрессу. Он задавал испытуемым двадцать задач, но позволял решать только десять, а потом интересовался, сколько задач, по мнению испытуемого, ему удалось решить. Оказалось, что люди, уверенные в себе и ориентированные на успех, склонны несколько преувеличивать свои достижения и считать, что успешно справились с большинством задач. Те же, чья самооценка занижена, склонны скорее преуменьшать свои успехи. Так этот эксперимент вылился в интересную форму личностной диагностики.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "Зейгарник эффект" в других словарях:

    ЗЕЙГАРНИК, ЭФФЕКТ - Впервые выдвинутое Блюмой Зейгарник в 1927 г. обобщение, что невыполненные задачи запоминаются лучше, чем выполненные. Сегодня этот термин обычно употребляется в отношении того принципа что любая задача, которая была прервана, будет припомнена… … Толковый словарь по психологии

    Зейгарник эффект - (1927) обобщение, согласно которому невыполненные задачи запоминаются лучше выполненных (то есть, как подчёркивает Б.В.Зейгарник, завершившихся с чувством удовлетворения) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) - – явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    - (1900–1988) российский психолог. Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект З.» В дальнейшем, развивая… …

    ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна - (1900 1988) российский психолог. Доктор психологических наук. Профессор (1967). Лауреат Ломоносовской премии (1978) и Международной премии имени Курта Левина (1983). Вскоре после окончания гимназии выехала на учебу в Германию. Во время… … Социология: Энциклопедия

    Зейгарник - Зейгарник, Блюма Вульфовна Блюма Вульфовна Зейгарник Дата рождения: 9 ноября 1900(1900 11 09) Место рождения: Прены, Ковенская губерния Дата смерти: 24 февраля 1988(1988 02 24 … Википедия

    Эффект Зейгарник - Эффект Зейгарник психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связанный с какими либо незаконченными действиями, чем с законченными. С точки зрения Теории поля Курта Левина, это объясняется тем, что… … Википедия

    - (эффект Зейгарник) явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняемого мотивационного напряжения запоминаются… … Большая психологическая энциклопедия