Неру Джавахарлал

(Род. в 1889 г. – ум. в 1964 г.)

Премьер-министр и министр иностранных дел Республики Индия в 1947–1964 гг.

Один из лидеров Индийского национального конгресса (ИНК). Неоднократно, в 1929–1930, 1936–1937, 1946, 1951–1954 гг. избирался председателем этой партии.

Джавахарлал Неру вошел в историю как один из самых ярких и прогрессивных политических деятелей Азии. Его по праву называют «строителем новой Индии», человеком, который сумел превратить страну, не имеющую опыта строительства государственности, в одну из самых мощных держав, играющую значительную роль в мировой политике.

Будущий премьер-министр родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде – небольшом городе в штате Уттар-Прадеш. Отец Джавахарлала, Мотилал Неру, был известным на всю Индию адвокатом и принадлежал к касте брахманов – высшей в сложной иерархии индуистской кастовой системы. Он стоял у истоков индийского национализма и Индийского национального конгресса.

Семья Неру была хорошо обеспечена. Великолепный дом, названный «Обителью радости», всегда полный гостей: политических и общественных деятелей, литераторов, юристов, видных чиновников английской колониальной администрации; открыт для мусульман и индуистов, верующих и атеистов, без различия национальностей и кастовой принадлежности.

Мотилал Неру не останавливался ни перед какими расходами, чтобы дать сыну хорошее европейское образование. Благодаря ему Джавахарлал сначала окончил школу-пансион для английской знати в Харроу, а позже поступил в Кембриджский университет и завершил образование в ассоциации адвокатов Иннер Темпл в Лондоне, где получил диплом, дающий право заниматься адвокатской практикой. Здесь же он проникся модными в то время социалистическими идеями.

Осенью 1912 г. Неру вернулся в Индию и поступил в адвокатскую контору отца. Свой досуг молодой адвокат заполнял националистической деятельностью. Уже в декабре он принял участие в сессии Индийского национального конгресса. На пылкого юношу обстановка, царящая на ней, произвела удручающее впечатление. Возмущенный Неру назвал Конгресс «досужим развлечением кабинетных дельцов» и начал выступать с дерзкой критикой высших властей.

Встревоженный этим Мотилал решил поскорее женить сына. Невесту звали Камалой, и была она дочерью ашмирского брахмана Джавахармуля Кауля. В соответствии с принятым в Индии обычаем, родители заключили соглашение о бракосочетании еще в 1912 г., когда Камале было всего 13 лет. Джавахарлалу показали фотографию юной невесты, и девушка поразила его своей красотой. Однако он считал ее слишком молодой для себя (разница в возрасте составляла 10 лет) и решил жениться, когда невесте исполнится не меньше 18–19 лет. Все годы до свадьбы Камала прожила затворницей в Дели, а ее родители с нетерпением ожидали, когда она выйдет замуж. Свадьба со стоялась в феврале 1916 г. Брак оказался на редкость счастливым, несмотря на разницу в образовании и возрасте. Следуя старинному обычаю, запрещавшему девочкам посещать школу, родители научили дочь читать на хинди, урду и английском. Она хорошо знала священные книги индуистов и индийский фольклор. Однако природный ум и горячая любовь к мужу со временем позволили молодой женщине не только понять политические устремления мужа, но даже самой активно участвовать в борьбе за независимость и стать одной из первых индийских женщин, открыто занимавшихся агитацией.

Со временем «Обитель радости» стала штабом индийского национализма. Здесь часто бывал Махатма Ганди. Джавахарлал называл его «Бапу» – «Отцом нации». В свою очередь Ганди дал будущему премьеру прозвище «Бхарат бхушан» – «Жемчужина Индии». Когда в 1919 г. Махатма пришел к руководству в Конгрессе, Неру-младший стал его горячим приверженцем. Он считал, что только Ганди может превратить ИНК из политического клуба в орган, способный объединить народ в борьбе за независимость. Молодой конгрессист развил кипучую деятельность в годы первой кампании сатьяграхи, а в 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту.

Но уже в 1922 г., когда Ганди прекратил сопротивление, Неру стал искать другие пути национальной борьбы. В тот период, когда большинство конгрессистов готовы были удовлетвориться статусом доминиона для Индии, Джавахарлал решительно выступил за независимость. Многие поддержали его. Но семейные обстоятельства не позволили Джавахарлалу в то время занять ведущее положение в ИНК. В 1925 г. тяжко заболела Камала. Врачи советовали ехать в Швейцарию, славившуюся своими туберкулезными лечебницами. Вместе с женой и дочерью Индирой Джавахарлал некоторое время прожил в Женеве. Однако его деятельная натура не позволяла сидеть на месте. Как только Камала почувствовала облегчение, Неру оставил ее и Индиру в санатории в Монтани, а сам отправился в Берлин для подготовки Международного конгресса угнетенных народов. Его главной заботой в то время стала работа по расширению солидарности рабочих партий европейских стран с народами Востока. С этой целью он побывал в Париже, Брюсселе, Берлине, Праге, Вене и Лондоне.

Вернувшись в Индию, Неру сразу же окунулся в работу Конгресса. Именно ему, признанному лидеру левого крыла партии, поручили написать резолюцию для очередной сессии ИНК о предоставлении стране независимости. Ее проект был принят в 1929 г. в Лахоре. В это же время он впервые стал председателем партии. Популярность Неру-младшего быстро росла. Индийцы называли Джавахарлала Пандитджи – Уважаемым ученым, Тиагамурти – Воплощением жертвенности.

В 1935 г. Камале вновь пришлось отправиться для лечения в Лозанну. Здесь 28 февраля 1936 г. она умерла, так и не увидев больше Индии. Урну с ее прахом Джавахарлал привез в Аллахабад и рассеял пепел над водами Ганга.

Вернувшись в Индию, Джавахарлал много внимания уделял противоборству английским властям, использующим индийцев в качестве пушечного мяса на фронтах Второй мировой войны. Поэтому почти весь военный период ему пришлось провести в тюрьме, куда лидеры ИНК попали в связи с резолюцией Ганди «Вон из Индии».

В послевоенной Индии Джавахарлала ждали новые заботы. Сопротивляясь неизбежному, колонизаторы применили политику, известную еще в античном Риме под девизом «Разделяй и властвуй!». Ловко играя на религиозно-общинном фанатизме определенных кругов и сепаратистских настроениях, они спровоцировали индуистско-мусульманскую резню в Пакистане. Лидер Мусульманской лиги Али Джинна объявил о начале борьбы за создание Пакистана и призвал единоверцев держать наготове оружие. Джинн в буквальном смысле слова был выпущен из бутылки.

7 сентября 1946 г. Неру выступил по радио с объявлением о создании промежуточного временного правительства. Он заявил, что это лишь шаг к обретению полной независимости, но шаг очень важный. По его представлению, суверенитета можно достичь, постепенно обретая самостоятельность во внутренней и внешней политике.

Предполагалось, что на международной арене Индия будет избегать участия в политике силы, подчеркивалась заинтересованность «в освобождении колониальных и зависимых стран и народов». Это стало зародышем знаменитой «политики неприсоединения», сыгравшей значительную роль в развитии отношений между странами в послевоенном мире.

После раздела Индии 4 августа 1947 г. было сформировано первое национальное правительство. В нем было всего 14 человек. Джавахарлал занял посты премьер-министра, министра иностранных дел и министра по научным исследованиям. А через десять дней состоялась историческая сессия Учредительного собрания, провозгласившая образование нового государства – Индийского Союза. Неру призвал присутствующих принести клятву, посвятив себя служению родине и народу. А на следующий день, который с этих пор ежегодно празднуется как День независимости Индии, в 16 часов над площадью перед крепостью Лал-Кила в Дели первый премьер-министр независимого государства впервые поднял национальный флаг шафранового, белого и зеленого цветов.

Но тут страну охватила волна религиозных распрей и насилия. Полыхали пожары, лилась кровь. Меры правительства не смогли остановить насилие. Только голодовка Ганди помогла народу обрести здравый смысл. Постепенно вспышки религиозного безумия сошли на нет, и Джавахарлал смог заняться экономическими и внешнеполитическими проблемами. Он понимал, что полная экономическая независимость Индии может быть достигнута только постепенно, через укрепление равноправных связей с другими государствами, прежде всего с Советским Союзом. В то же время премьер-министр открыто выступил в поддержку стран, борющихся против колониальной зависимости, и стал отстаивать идеи всеобщего мира между народами.

Именно такая позиция сделала Индию бесспорным лидером среди молодых государств, возникших на карте мира в послевоенное десятилетие. В апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция освободившихся стран Азии и Африки, положившая начало движению неприсоединения. В организацию этого форума и разработку пяти знаменитых принципов мирного сосуществования панчашила большой вклад внес Джавахарал Неру.

Шло время. Резиденция премьер-министра, расположившегося в доме бывшего английского главнокомандующего в Индии, наполнилась гомоном детских голосов, принадлежащих внукам главы государства. Перебравшаяся к отцу Индира обустроила апартаменты Джавахарлала в духе национальных традиций. После многих лет неустроенности Неру отдыхал в мирной домашней обстановке, наполненной тихими семейными радостями. В доме постоянно жило множество домашних животных: породистые собаки и дворняжки, белки, голуби, попугаи и даже тигрята. Особенно любил Джавахарлал красного гималайского панду по имени Бхимса, который платил хозяину горячей привязанностью. Однажды во время болезни Неру он отказался от еды и успокоился только тогда, когда Индира впустила его в комнату больного.

Просоциалистические взгляды Джавахарлала постепенно претерпевали изменения, стали преобладать идеи либерализма и гандизма. Сбылось пророчество Ганди о том, что со временем друг «заговорит на его языке». В целом такая трансформация взглядов понятна. Неру был человеком совестливым и любящим народ Индии. На его плечи легла ответственность за судьбы миллионов людей, расслоенных на множество социальных, кастовых и национальных групп. Он не мог относиться к ним как к пешкам в политической игре за воплощение в жизнь тех или иных теорий или в борьбе за власть, понимая, что радикальные меры могли привести к кровопролитию, гражданской войне, расчленению государства. Во внутренней политике Неру предпочел выбрать умеренный курс демократических и социальных реформ. Оставаясь сторонником социализма, он не выдвинул его строительство целью для нации, понимая, что ей противостоит сильная оппозиция как внутри Конгресса, так и в народной среде. Социализм в Индии отождествлялся с планированием, созданием государственного сектора в экономике, экономическим ростом, повышением благосостояния народа, провозглашением принципа «равных возможностей» для всех граждан страны. На деле же произошло укрепление позиций крупного капитала, а социальное расслоение только усилилось. Пока Неру был у власти, его авторитет во многом сдерживал социально-экономические противоречия между богатыми и бедными, религиозные и национальные распри. Однако после его смерти, последовавшей от сердечного приступа 27 мая 1964 г., его дочери пришлось в полной мере столкнуться со всеми этими проблемами.

Несомненно, Джавахарлал Неру был не только одним из самых крупных гуманистов XX века, но и романтиком. Он вдохновенно верил в то, что мир идет к лучшему. Вот-вот, еще немножко усилий, и все человечество, а с ним вместе и Индия, заживет в радости и довольстве. Но мир в который раз изменился, по существу ничего не изменив в самой сущности отношений между странами, народами и отдельными людьми. Золотая эра недостроенного социализма миновала, оставив по себе горечь разочарования для нынешних и соблазн возобновления социалистического строительства для последующих поколений.

» является частью «Махабхараты », одним из эпизодов обширной драмы. Но она стоит особняком и представляет собой законченное произведение. ...Ее популярность и влияние не уменьшились со времени ее создания в добуддийскую эпоху, и сейчас в Индии ее притягательная сила так же велика, как и прежде. Все школы мышления и философии обращаются к ней и толкуют ее каждая по-своему. В период кризиса, когда разум человека мучат сомнения и терзают противоречивые обязанности, он все более обращается к «Гите» в поисках света и руководства, ибо это - поэма, созданная в эпоху политического и социального кризиса и, более того, кризиса человеческого духа.
...«Гита» касается главным образом духовной основы человеческого существования, и именно в этом контексте предстают практические проблемы повседневной жизни. Это призыв к действию, для того чтобы выполнить обязанности и долг, налагаемые жизнью, всегда имея, однако, в виду духовную основу и более широкую цель вселенной. Бездействие осуждается, а действие и жизнь должны соответствовать высшим идеалам эпохи, ибо сами эти идеалы могут меняться от одной эпохи к другой...
Поскольку для современной Индии весьма характерно чувство глубокого разочарования и она пострадала от излишнего квиетизма, этот призыв к действию обладает особой притягательной силой. Это действие можно также истолковать с современных позицийкак действие в интересах улучшения социальных условий и практического, бескорыстного, патриотического и благородного служения обществу. Согласно «Гите», такое действие желательно, но в нем должен содержаться духовный идеал. Кроме того, действие должно совершаться в духе отрешенности и не следует особенно беспокоиться о его результатах. Закон причины и следствия сохраняет свою силу при всех обстоятельствах, поэтому правильное действие должно неизбежно дать правильные результаты, хотя они, возможно, и не скажутся сразу.
Сказание «Гиты» не является сектантским по своему содержанию и не адресуется какой-либо одной школе мышления. Она универсальна в своем подходе ко всем: и к брахману и к парии. «Все пути ведут ко Мне», - гласит она. Именно в силу этой универсальности она пользуется успехом у всех классов и школ. В ней есть нечто нестареющее и способное постоянно обновляться - некое внутреннее качество, состоящее в способности к серьезному исследованию и исканиям, к созерцанию и действию, устойчивости и равновесию, несмотря на конфликты и противоречия. Во всем этом имеется какая-то уравновешенность и единство среди неравенства, и вся она проникнута духом превосходства над меняющимся окружением, но не уходит от него, а приспосабливается к нему. В течение 2500 лет, истекших со времени ее написания, природа индийца неоднократно подвергалась процессам изменения, развития и упадка. Опыт сменялся опытом, мысль следовала за мыслью, но она всегда находила в «Гите» что-то живое, что-то отвечавшее развитию мышления, что-то свежее и применимое к тем духовным проблемам, над разрешением которых бьется разум.

Annotation

Эта книга видного политического и государственного деятеля, одного из лидеров национально-освободительного движения в Индии, ее первого премьер-министра Джавахарлала Неру была написана им в тюрьме в 1944 году, в момент, когда борьба за освобождение страны от колониального владычества близилась к победному завершению. В ней рассказывается об истории, драматических страницах освободительной борьбы, культуре, религии, быте и традициях Индии. Автор размышляет о важнейших проблемах жизни индийского народа.

Джавахарлал Неру

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава первая ФОРТ АХМАДНАГАР

Глава вторая БАДЕНВЕЙЛЕР, ЛОЗАННА

Глава третья ИСКАНИЯ

Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИНДИИ

Глава пятая СКВОЗЬ ВЕКА

Глава шестая НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глава седьмая

Глава восьмая

ЗАКОН ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНДИЕЙ 1935 г.

Глава девятая

Глава десятая СНОВА АХМАДНАГАРСКАЯ КРЕПОСТЬ

СТРУКТУРА ИНДИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПОСТСКРИПТУМ

Джавахарлал Неру

Открытие Индии

ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Я счастлив, что моя книга «Открытие Индии» переводится на русский язык. Эта книга была написана двенадцать лет назад, когда я находился в тюрьме, а на большой части земного шара бушевала война. В книге отражены мои настроения и мысли того периода.

За последнее десятилетие в мире произошли крупные перемены и мы, кажется, уже далеко ушли от начала сороковых годов этого столетия. Но книга касается, главным образом, далекого прошлого Индии, и, быть может, она несколько облегчит понимание истории этой древней страны. Возможно также она поможет получить некоторое представление о событиях, которые оказали влияние на современное поколение Индии.

Я надеюсь через несколько дней посетить Советский Союз, эту великую страну, чтобы лично увидеть то, о чем я читал так много, и познать в какой-то мере те силы, которые содействовали созданию в наш век этой великой и обширной страны, оказывающей столь большое влияние на судьбы всего мира. Мне особенно приятно, что эта книга, созданная в уединении тюремной жизни, теперь выйдет в свет на русском языке.

Дшавахарлал Неру

Дели.

«Когда в мечтаньях сладких , молчаливых

Я вспоминаю о делах прошедших ...»

МОИМ КОЛЛЕГАМ И ТОВАРИЩАМ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ В АХМА ДНАГАРСКОЙ ТЮРЬМЕ

С 9 АВГУСТА 1942 ГОДА ПО 28 МАРТА 1945 ГОДА.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга была написана мною в Ахмаднагарской тюрьме за пять месяцев, с апреля по сентябрь 1944 года. Некоторые из моих коллег, отбывавших заключение вместе со мной, оказали мне любезность, прочитав рукопись и сделав ряд ценных замечаний. Просматривая свою книгу в тюрьме, я учел эти замечания и внес некоторые добавления. Едва ли надо оговаривать, что никто из читавших рукопись не несет ответственности за то, что я написал, и вовсе не обязательно разделяет мои взгляды. Но я должен выразить глубокую благодарность моим сотоварищам по заключению в Ахмаднагарской тюрьме за наши бесчисленные беседы и споры, которые в значительной мере помогли мне уяснить для самого себя различные стороны индийской истории и культуры. Пребывание в тюрьме неприятно даже в течение короткого срока, не говоря уже о долгих годах. Но мне посчастливилось жить в тесном контакте с людьми выдающихся способностей и высокой культуры, чьи широкие гуманистические взгляды не омрачались даже бушевавшими в то время страстями.

В лице моих одиннадцати сотоварищей по Ахмаднагарской тюрьме весьма любопытным образом была представлена вся Индия. Они олицетворяли, каждый по-своему, не только политику, но и индийскую науку, как старую, так и новую, и различные стороны жизни сегодняшней Индии. Были представлены почти все основные существующие индийские языки, а также классические языки, оказавшие огромное влияние на Индию в прошлом и в настоящем, причем уровень знаний был часто высоко научным. Среди классических языков были: санскрит и пали, арабский и персидский; из современных - хинди, урду, бенгали, гуджарати, маратхи, телугу, синдхи и ория. Все это богатство было к моим услугам, и пользование им было ограничено лишь моими собственными возможностями. Хотя я питаю благодарность ко всем моим сотоварищам, мне хотелось бы особенно выделить маулана Абул Калам Азада, чья огромная эрудиция неизменно удивляла и восхищала меня, Говинда Баллабх Панта, Нарендра Дева и М. Асафа Али.

Прошел уже год и три месяца с тех пор, как я закончил эту книгу; некоторые ее разделы несколько устарели, ибо за это время произошло много событий. У меня было искушение внести в книгу добавления и исправления, но я не поддался ему. Да, собственно, я и не мог поступить иначе, ибо жизнь за стенами тюрьмы течет по-иному, и для размышлений и литературной работы нет времени. Я не мог даже перечитать написанное. Вначале я писал от руки, а после моего освобождения рукопись была перепечатана на машинке. Мне трудно было выбрать время, чтобы прочитать отпечатанный текст, и издание книги все откладывалось, пока на помощь мне не пришла моя дочь Индира, которая и сняла это бремя с моих плеч. Книга осталась такой же, как она была написана в тюрьме, без добавлений или изменений, кроме постскриптума в конце книги.

Я не знаю, какие чувства вызывают у других авторов их произведения, но когда я читаю что-либо написанное мною ранее, у меня всегда бывает какое-то странное ощущение. Это ощущение еще более усиливается, когда рукопись пишется в душной, ненормальной атмосфере тюрьмы, а читается потом на свободе. Я, конечно, узнаю свою книгу, но не полностью. Мне кажется, что я читаю нечто знакомое, написанное другим человеком, который был мне близок и все же был иным. Быть может, это связано с теми переменами, которые происходят во мне.

Такие же чувства вызывает у меня и эта книга. Она - моя и, вместе с тем, не совсем моя, поскольку сегодня я уже иной. Она представляет скорее некое мое прошлое я, которое уже ушло с целым рядом других я, существовавших какое-то время и исчезнувших впоследствии, оставив после себя одно лишь воспоминание.

Джавахарлал Неру.

Аианд Бхаваиу ^^.ллсюьаб&д j

Джавахарлал Неру (1889-1964) - выдающийся политический и государственный деятель Индии, лидер партии Индийский национальный конгресс. Выходец из брахманской семьи, он получил образование в английских колледжах и университетах.

В английских тюрьмах отсидел в общей сложности более 10 лет. В 1946 г.

Неру возглавил временное правительство Индии. С августа 1947 г., когда Индия стала независимым государством, идо своей кончины он был премьер-министром и министром иностранных дел Индии.

Важнейшие произведения Дж. Неру - «Автобиография», «Открытие Индии», «Взгляд на всемирную историю» (в трех томах), «Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления. 1946-1964» и некоторые другие - изданы на русском языке. Они дают общую картину его политических воззрений.

Можно выделить два основных этапа в развитии политических воззрений Дж. Неру. Первый этап - годы борьбы за независимость Индии. Второй этап - годы его премьерства, когда ему надо было принимать ответственные решения по различным вопросам внутренней и внешней политики и идеологически обосновывать их. «Политикам приходится иметь дело с повседневными проблемами, и они ищут немедленных решений. Философы думают о конечных целях и склонны утрачивать связь с обыденным миром и его проблемами. Ни тот, ни другой подход сам по себе не отвечает всем требованиям. Можно ли сочетать эти два подхода и действовать наподобие платоновских царей - философов?» - размышлял Неру в 1949 г.

С детских лет Неру впитывал в себя либерально-демократические представления Запада, с увлечением читал книги великих французских просветителей - Вольтера, Монтескьё, Руссо, а также книги с изложением демократического социализма и революционного марксизма. Читая о Европе, он думал о своей стране, как бы заново открывая ее для себя. «Индия была у меня в крови, - писал Дж. Неру, - и многое в ней меня инстинктивно глубоко волновало. И все же я подходил к ней почти как чужеземный критик, полный отвращения к настоящему и ко многим пережиткам прошлого, которые я наблюдал. Я пришел к ней в известной степени через Запад и смотрел на нее так, как мог бы смотреть дружественно расположенный европеец» .

В то же время почти всю свою жизнь Неру находился под сильным влиянием Ганди (не столько его идей, сколько уникальной личности), который прочно стоял на позициях защиты и сохранения индийских традиций.

Можно сказать, что политическое мировосприятие Неру сложилось под воздействием трех основных идеологических факторов: 1) индийской культуры и общественно-политической мысли, питавшихся традициями «древнеиндийского идеала» с ярко выраженной общедемократической и общегуманистической окраской; 2) западной либерально-демократической и социал-демократической мысли, делавшей главную ставку на реформы как на средство улучшения общества; и 3) марксизма - тоже западного учения, но делавшего главную ставку на пролетарскую революцию.

Свою задачу Неру видел не в том, чтобы выбрать одну из этих идеологий и дальше руководствоваться ею в своей борьбе, а в том, чтобы попытаться совместить их. Отсюда постоянные колебания Неру то в одну, то в другую сторону, наличие многих противоречий в его высказываниях. Но за ними - всегда ищущий, пытливый ум, недовольный собой и всем тем, что мешает решению жизненных ситуаций.

В известной статье «Основной подход», опубликованной в журнале «Проблемы мира и социализма» (№ 4, 1958 г.), теоретическом и информационном органе коммунистических и рабочих партий, издававшемся в Праге на 28 языках, Неру писал: «Я не претендую на то, что обладаю ясностью мышления или готов дать ответы на наши важнейшие проблемы. Могу только со смирением сказать, что я постоянно думаю об этих проблемах. Я мог бы даже сказать, что в известном смысле завидую тем, кто обладает неизменными идеями и избавлен от труда глубже заглядывать в сегодняшние проблемы. Исходят ли они из религиозной или идеологической точки зрения, их не тревожат умственные конфликты, которые всегда сопровождают великие переходные эпохи. И все же, хотя иметь установившиеся идеи и быть удовлетворенным ими очень удобно, их не следует рекомендовать, потому что это может привести лишь к застою и упадку».

В статье отмечалось также, что, несмотря на свои очевидные успехи, коммунизм потерпел неудачу частично из-за своей негибкости, а также из-за игнорирования некоторых существенных потребностей человека. Неру говорил о зреющих внутренних противоречиях социализма, подавлении свободы личности, приверженности к насилию, презрении к моральным и духовным ценностям .

Эта статья могла стать хорошим импульсом для обсуждения важнейших проблем социалистического строительства, развития теории, называвшейся марксизмом-ленинизмом. Но не стала. Коммунисты предпочитали говорить о «полной и окончательной победе социализма в СССР», о переходе от капитализма к социализму «во всемирном масштабе», а о своей теории - как о «единственно правильной» и «глубоко научной».

Что касается Неру, то после многих лет увлеченности марксизмом, положительных оценок теории и практики социалистического строительства в СССР, у него наступило явное разочарование в марксизме. В 40-х и особенно в 50-60-х гг. он стал говорить о религиозных аспектах коммунизма, о фанатиках этой новой веры, о том, что Советская Россия приспособила марксизм к своим нуждам, но ее толкование марксизма имеет мало общего с Марксом . Это были более чем неприятные и неприемлемые для СССР заявления, но в них было много правды. Тем не менее Неру не отказался от социалистической идеи. Будущее Индии он видел в «обществе социалистического образца» или в социализме демократического типа.

В резолюции 64-го съезда ИНК, состоявшегося в 1959 г., было записано, что «создание демократического общества должно быть ясно и единодушно поставлено перед народом в качестве цели планирования, и народу нужно объяснить все проявления социализма в смысле индивидуальных и совместных усилий, которых он требует» . В последние годы своей жизни Дж. Неру создал специальную группу «Социалистический форум», которая пыталась выработать основы политической и экономической программы партии, но ее усилия не увенчались сколько-нибудь заметным успехом. В январе 1964 г. ИНК принял программу «Демократия и социализм» (с тех пор термин «общество социалистического образца» стал постепенно исчезать из политического лексикона ИНК и заменяться термином «демократический социализм»), но и эта программа не решила всех теоретических проблем официальной социалистической ориентации Индии. Незадолго до смерти Неру признал, что «Конгресс не следует какой-либо определенной доктрине и не имеет ясного кредо» .

Несомненная историческая заслуга Дж. Неру состоит в том, что он заложил прочные основы демократического развития своей страны. В январе 1950 г. была принята Конституция Индии, закрепившая такие принципы политической организации общества, как республика, демократия, федерация, гражданские права. Она отменила все цензовые ограничения и сделала избирательное право всеобщим. Неру говорил: «Я верю в демократию, во-первых, потому, что считаю ее правильным средством достижения целей, так как это мирный метод; во-вторых, потому, что она освобождает человека от давления, с которым сопряжены для него другие формы правления». Он предупреждал, что «в сегодняшней Индии любые попытки отказаться от демократических методов были бы губительными и положили бы конец надеждам на близкий прогресс». В 1951 г. на основе этой Конституции впервые были проведены выборы в Парламент и законодательные собрания штатов. На выборах было зарегистрировано 59 партий, всем политическим движениям предоставлялась свобода агитации. Неру принял активное участие в избирательной кампании, внес большой вклад в победу ИНК, который в результате выборов обеспечил себе 45 процентов голосов в центре и 42 процента - в штатах.

Смелый шаг был сделан и в экономике, которая становилась планируемой, развивающейся в соответствии с государственными пятилетними планами, и смешанной, включающей частную собственность. Выступая за активное участие государства в хозяйственном развитии, Неру сформулировал основные принципы сосуществования и сотрудничества двух секторов смешанной экономики - государственного и частного: максимальное повышение производства всеми имеющимися средствами и недопущение скопления богатства и экономической власти в руках частных лиц. Была осуществлена аграрная реформа, упразднившая феодально-помещичью систему землевладения. Однако главная социальная проблема индийской деревни - наделение крестьян землей - осталась нерешенной.

Еще одной трудноразрешимой проблемой для Индии - страны многонациональной и многоязычной (население разговаривает на 12 языках и 220 диалектах) - был и остается национально-этнический вопрос. Решительно выступая за развитие всех наций и этнонациональных групп, Неру столь же решительно выступал против сепаратизма. Считая этнонациональные, религиозные, межобщинные и другие конфликты угрозой свободе и независимости Индии, он энергично боролся за ее единство и целостность. В отдельных случаях он допускал применение военной силы.

То же самое можно сказать о многолетней борьбе за освобождение португальских колоний на территории Индии - Гоа, Дамана и Диу. Когда в 1961 г. стало ясно, что Португалия не собирается уходить «восвояси», на эти территории были введены индийские войска. Операция завершилась быстро и с минимальными потерями для сторон.

Неру - один из идеологов и лидеров движения неприсоединения , которое в той исторической обстановке имело антиимпериалистическую направленность, способствовало укреплению политической независимости освободившихся стран. Он был в числе тех, кто выдвинул пять принципов мирного сосуществования в качестве основы отношений между азиатскими странами. Неру принял активное участие в работе Конференции 29 стран Азии и Африки, состоявшейся в апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия). В принятом единогласно заключительном коммюнике подчеркивалось, в частности, что право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для полного удовлетворения всех основных прав человека и что культурное сотрудничество стран Азии и Африки должно развиваться.

(1889 – 1964 гг.)

Джавахарлал Неру родился 14 ноября 1889 года в семье, принадлежащей к высшей индуистской касте брахманов. Его отец – Молила Неру получил прекрасное образование, руководил своей адвокатской конторой, держал скаковых лошадей и владел фешенебельным домом с электрическим светом, бассейном, теннисным кортом и полем для крикета, что для Индии тех времен было верхом роскоши. Молила назвал его «Обитель радости» и часто принимал там гостей, среди которых была не только местная интеллигенция, но и англичане, уважавшие хозяина. Семью обслуживало несколько человек, так что жизнь будущего премьер-министра Индии протекала в безоблачной атмосфере.

В 1905-1912 годах Джавахарлал отправился учиться в престижную английскую школу Харроу, которую, в свое время, закончил Уинстон Черчилль, а затем продолжил образование в Кембриджском университете. Но, входя в число «золотой молодежи», Неру думал не только о развлечениях. Воспитанный в семье, где категорически осуждались кастовые различия, он все чаще задумывался о печальной судьбе своей родины – огромной страны, вынужденной служить придатком далекой метрополии. Он прекрасно осознавал экономическую отсталость Индии, которой двести лет командовали иноземцы. Результатом грустных мыслей стало вступление молодого человека в 1912 году в партию Индийский национальный конгресс (ИНК).

Закончив образование Неру возвратился домой, поступил в адвокатскую контору отца и начал активную политическую жизнь.

После Первой мировой войны в Индии поднялась волна сопротивления, которую возглавил Махатма Ганди. Среди его ближайшего окружения появился молодой адвокат Джавахарлал Неру, которого Отец нации считал своим другом и преемником.

Протесты против засилья англичан приняли форму ненасильственного сопротивления, согласно теории, разработанной Ганди. Люди отказывались сотрудничать с колониальными властями в любой форме, будь то работа на предприятии, где хозяин – англичанин, или покупка английских товаров. По всей стране запылали костры, на которых сжигались вещи, произведенные за границей.

Неру трудился как одержимый. Бывало, что он выступал на двенадцати митингах в день. В то время он был самым популярным членом Национального конгресса. На его выступления собирались гигантские толпы народа, который дал ему прозвище «Жемчужина Индии».

Джавахарлала во всем поддерживала семья. Его отец Матилал подарил свой дом партии, сестры сменили роскошные наряды на простую одежду, жена вместе со свекровью организовывала массовые демонстрации в родном Аллахабаде, и даже совсем юная дочь Индира (будущая любимица всего народа Индира Ганди) сожгла любимую куклу, сделанную во Франции.

В 1921 году Неру впервые арестовали за антианглийскую агитацию, а всего за свою жизнь он отсидел в тюрьме около десяти лет.

Радикальные взгляды Неру и его активная жизненная позиция способствовали выдвижению его на роль одного из лидеров левого крыла ИНК. С 1923 года он не раз избирался секретарем Исполкома, а затем генеральным секретарем партии.

В 1927 году Неру участвовал в Конгрессе угнетенных народов в Брюсселе, затем активно сотрудничал с созданной на этом конгрессе Антиимпериалистической лигой.

В 1946 году Неру вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром считался вице-король лорд Маунтбаттен) и министра иностранных дел. Руководил работой Межазиатской конференции в Дели.

В 1947 году по плану Маунтбаттена Индия получила независимость, но при этом была разделена на индуистский Индийский Союз и мусульманский Пакистан. С этого момента и до самой смерти Неру бессменно занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел.

Раздел страны проходил «по живому»: погибло много народа, огромные массы населения снимались со своих мест, чтобы переехать в другую страну, разрушились десятилетиями налаживаемые экономические и культурные связи. Неру делал все возможное, чтобы наладить мирную жизнь, но вскоре случилось непоправимое: индуистский религиозный фанатик убил Махатму Ганди, который призывал сограждан к веротерпимости. Гибель друга потрясла Неру и показала всю хрупкость достигнутого мира.

В это трудное время и особенно после смерти Сталина Индии очень помогал огромными кредитами Советский Союз, где начался «индийский бум»: один за другим на экраны выходили индийские мелодрамы, где блистал Радж Капур, в газетах печатались новости из этой далекой экзотической страны. Когда Неру в 1955 году приехал в Москву, полгорода высыпало ему навстречу. Люди махали руками, дарили цветы, радостно улыбались… Так не встречали ни одного политика ни до, ни после индийского гостя.

В апреле 1958 года Неру выразил желание временно отойти от дел, чтобы «собраться с мыслями», однако отказался от своих планов и остался на посту премьер-министра.

В 1962 году пограничный спор Индии с Китаем едва не привел к большой войне, одним из поводов к которой послужило предоставление индийским правительством убежища далай-ламе, который бежал из Тибета после захвата его китайскими войсками. Стороннику ненасильственных действий пришлось занять жесткую позицию и заявить, что Индия готова оказать отпор агрессору.

В последние годы жизни Джавахарлала Неру ему оказывала огромную помощь его дочь – Индира Ганди, к тому времени успевшая выйти замуж за однофамильца его погибшего друга. Кстати, ее замужество вызвало в обществе скандал, потому что ее супругом стал парс, а не индус, но Неру поддержал свою дочь.

Умер Неру в Нью-Дели 27 мая 1964 года, завещав придать его прах земле. Народ Индии выполнил последнюю волю своего любимца. После кремации, его прах был развеян с самолетов над страной, которой он отдал всю свою жизнь.

Среди его книг – «Взгляд на мировую историю», «Автобиография», «К свободе» и «Открытие Индии».

Цитаты из Джавахарлала Неру:

«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям».

«О свободе надо судить по степени свободы самых низших».

«Человек, старающийся прикрыть свою слабость громкими фразами и благородными принципами, невольно вызывает подозрение».