Специфика социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, в значительной мере обусловлена их личностными особенностями и характером недуга (его глубиной, периодом возникновения, а также отношением к нему самого молодого человека).

В силу имеющихся ограничений молодым людям с ОВЗ наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, зачастую затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам, как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, молодой человек вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и должны быть направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения выступают:

  • - преодоление состояния беспомощности;
  • - помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;
  • - формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности;
  • - восстановление и компенсация утраченных возможностей и функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной адаптации молодых людей с ОВЗ.

Одной из ведущих традиционных технологий является реабилитационная деятельность. Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить молодым людям с ОВЗ возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

"Осуществление всех направлений реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психофизиологические особенности молодого человека с ОВЗ и связанный с ними реабилитационный потенциал. В ИПР включаются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей молодого человека с ОВЗ к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры" .

Индивидуальная программа реабилитации включает следующие виды реабилитации: медицинскую, психолого-педагогическую, профессиональную и социальную.

Начальным звеном системы общей реабилитации является медицинская реабилитация, которая осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей молодого человека с ОВЗ. Она включает в себя восстановление и замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, санаторно-курортное лечение, реконструктивную хирургию, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы.

Можно констатировать, что медицинская реабилитация в большинстве случаев осуществляется пожизненно, т. к. для предотвращения негативной динамики состояния молодых людей с ОВЗ необходимы меры медицинской поддержки и оздоровления.

Психолого-педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы молодой человек с ОВЗ овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая - выработка у молодого человека с ОВЗ уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация молодых людей с ОВЗ, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям.

Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть молодому человеку с ОВЗ самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе, если это возможно или подготовить к выполнению другой работы, соответствующей его трудоспособности. Практика показывает, что при адекватном состоянию здоровья и желании в выборе профессии, а также соответствующей адаптации условий труда, молодые люди с ОВЗ способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная бездеятельность не только ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков, но отрицательно влияет на состояние здоровья, как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи, в т. ч. ухудшаются семейные отношения, прекращается общение с друзьями, сужаются духовные интересы, появляется депрессия.

Программа социальной реабилитации охватывает практически все вопросы жизнедеятельности молодых людей с ОВЗ и включает психологическую, социально-бытовую, социально-экономическую и социокультурную реабилитацию.

"Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании молодого человека с ОВЗ представлений о бесполезности реабилитации. Крайне важной является оценка психологического статуса молодых людей с ОВЗ, который дает возможность выделить людей, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям" .

Важная цель психологической помощи - обучение молодого человека с ОВЗ самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих молодому человеку с ОВЗ стать достаточно самостоятельным в быту.

Социально-экономическая реабилитация - это комплекс мероприятий, включающий в себя: обеспечение молодого человека с ОВЗ необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы или работы, поддержание уверенности в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение его и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т. п.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т. к. удовлетворяет блокированную у молодых людей с ОВЗ потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая молодых людей с ОВЗ к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для молодых людей с ОВЗ повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Социокоммуникативная реабилитация нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий молодого человека с ОВЗ, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение навыкам общения в новых для молодого человека с ОВЗ условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки молодой человек с ОВЗ должен сформировать новый образ "Я" и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми. Восстанавливается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического стресса или болезни. Важной особенностью данного процесса является организация специальных каналов или инструментов общения, если молодой человек с ОВЗ в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами. Кроме того, полезными или даже необходимыми оказываются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с целью формирования у молодого человека с ОВЗ социальных навыков.

Таким образом, сущность и содержание реабилитации молодых людей с ограничениями жизнедеятельности заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

"Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВЗ" .

Различают несколько видов адаптации молодых людей с ОВЗ.

Социально-бытовая адаптация молодых людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:

  • - специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;
  • - помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;
  • - разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ОВЗ.

Психологическая адаптация помогает формировать у молодых людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.

Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации молодого человека с ОВЗ, так как обеспечивают:

  • - возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
  • - включиться в творческую деятельность;
  • - обнаружить в себе скрытые таланты.

Социально-трудовая адаптация молодых людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства.

"Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни молодого человека с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий" .

Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ. Социальная адаптация не будет достигнута, пока в обществе слабо культивирована гуманистичность и целесообразность этой идеи. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны - профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.

Основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

  • - выявление причин и условий, способствующих возникновению инвалидности;
  • - уменьшение вероятности или предупреждение возникновения инвалидности;
  • - сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни молодых людей с ОВЗ.

В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным способом решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями является их интеграция в общество. Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу необходимо учитывать специфические (пол, возраст, социальное происхождение) и типологические особенности (особенности определенной группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) интеграции различных категорий лиц с ограниченными возможностями и возможности преодоления психолого-педагогическими способами проблем социокультурного включения каждого ребенка.

Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему педагогических и социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной и культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями.

Специальная педагогика, определяя конечные и ближайшие цели и задачи специального образования, его содержание, организацию, методы и приемы коррекционно-педагогической помощи, также учитывает социокультурно значимую идею независимого образа жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики затруднений каждой категории обучающихся. Специальная педагогика формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в условиях взрослой жизни; на их основе будет формироваться независимый образ жизни.

Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях, В условиях рыночных отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в производственной сфере затрудняется от них требуется высокая конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой профессиональной квалификации, мобильности. При несоответствии таким условиям человеку с ограниченной трудоспособностью трудно рассчитывать на занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной жизни и адаптированность в ней, наличие необходимого уровня образования являются важным условием для ведения финансовых отношений. Как показывают исследования социологов, значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает собственный труд средством материального обеспечения жизни, занимая иждивенческую позицию.

Это является результатом социального воспитания начинающегося еще в школе, ориентированного только на стереотипы социальной помощи: пенсионное обеспечение, благотворительность, заниженную социальную оценку человека с ограниченными возможностями.

Социализация - это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения - коммуникации.

Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов, в повседневной воспитательной работе) элементы подготовки к жизни в обществе - упражняя и развивая навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях, обеспечивая овладение стандартным и схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками освоения социального окружения и полноценного существования в нем, навыками само и взаимопомощи в сложных социальных условиях.

Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности, т.е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время - рекреацию. Для лиц с ограниченными возможностями существует ряд объективных ограничений возможностей участия в различных общедоступных формах досуговой деятельности вследствие ограниченных возможностей передвижения, иных физических возможностей, ограниченных возможностей восприятия, социального и ситуационного адаптирования и др. Однако это не означает полной их изоляции от участия в общедоступных формах досуговой деятельности. Специальная педагогика в структуре воспитательной работы предусматривает включение, приучение и посильное участие детей и подростков с отклонениями в развитии в рекреационных мероприятиях общего назначения, а также интерес и привычку участвовать в различных формах специально организованной досуговой деятельности, учитывающей их ограничения возможностей. Специальные формы досуговой деятельности, хотя и являются вынужденно сегрегационными, тем не менее способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию, приучают к активному и целесообразному проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.), продолжают процесс коррекции и компенсации отклонений в развитии средствами культуры, искусства, спорта, активной досуговой деятельности, ремесел. Начало формирования специальных рекреационных навыков и установок закладывается с первых дней пребывания ребенка в системе специального образования.

К.И. Теслер

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ

Рассмотрено решение проблемы социальной адаптации и доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями за счет создания общественно-реабилитационных центров, объединяющих в себе оздоровительную, образовательную, спортивную, культурно-массовую, социальную, научно-техническую и производственную функции.

Ключевые слова: общественно-реабилитационные центры, общедоступная среда, социальная адаптация, инвалиды, маломобильная группа населения (МГН).

По данным Федеральной службы государственной статистики от общего числа граждан России 10,3 % составляют инвалиды. В общем количестве людей с аномальным развитием слепые и слабовидящие составляют 5 (из них слабовидящие - 85,3), глухие и слабослышащие - 10,81, умственно отсталые - 73,9, с поражением опорно-двигательного аппарата - 2,57, с тяжелыми нарушениями речи - 3,5, с прочими нарушениями - 4,2 %. Однако стоит заметить, что процент выявления инвалидности напрямую зависит от степени технического развития конкретного региона страны. Так, к примеру, процент инвалидов на душу населения в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, существенно превышает выявленный процент в городах Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Повышение уровня медицинского обслуживания и диагностирования заболеваний на ранних стадиях ведет не только к увеличению числа предотвращенных случаев инвалидности или к снижению неблагоприятных факторов, но и к увеличению процента выявленных больных. Об этом свидетельствуют цифры статистики: процент инвалидов в странах с наиболее развитой системой здравоохранения, таких как Финляндия, Франция и Великобритания превысил 25 % от общего количества населения страны . В России около 15 млн человек, не считая приезжих - инвалиды. Эта цифра говорит о значимости одного из факторов, определяющих качество архитектурно-планировочных решений, возможности доступа в здание всех групп населения, включая людей с ограниченными возможностями.

Существующее положение статистики заставляет задуматься не только об обеспечении необходимыми условиями жизнедеятельности, но и о возможности социализации и трудоустройства инвалидов. В этой ситуации наравне с этическими и моральными принципами начинают действовать и экономические процессы. Данный значительный слой населения должен быть трудоустроен, в противном случае его дотационное положение будет являться существенным экономическим бременем для государства.

В современных условиях экономические факторы по своей значимости занимают далеко не последнее место. Если рассмотреть данную проблему более детально, то можно отметить, что нетрудоустроенный человек, получающий пособие по инвалидности, не только не приносит доход государству в виде налогов с заработной платы, но и существенно ограничен в своей потребительской способности, что в свою очередь сказывается на товарно-сырьевом рынке. Конечно, всевозможные дотации и льготы, предназначенные для маломобильных групп населения (МГН), не могут

© Теслер К. И., 2012

быть отменены даже при полном трудоустройстве, однако эти средства возможно расходовать более целесообразно, что поспособствует скорейшему развитию науки и техники в данной области.

Если посмотреть на эту проблему с другой стороны, то недостаточность мер, применяемых для осуществления доступности городской среды, влечет за собой исключение из социальных и экономических процессов практически 10 % населения страны. Также следует отметить потерю части туристического рынка.

Процесс адаптации городов России для МГН фактически начался с введением в действие СНиП 35-01-2001. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и серии СП. Согласно этим документам стало необходимо проектировать и строить новые, а также реконструировать существующие здания с учетом обеспечения условий жизнедеятельности МГН, равных условиям остальных категорий населения. Однако отдельные здания, удовлетворяющие всем условиям доступности, можно сравнить с островками в бескрайнем океане городской среды. При этом вопросы транспортной доступности от одного здания к другому пока не решены. Даже в Москве добраться от Кремля до Новодевичьего монастыря МГН (М4) может только воспользовавшись социальным такси. На данный момент всего 9 из 185 станций Московского метрополитена оборудованы подъемниками для инвалидов. К примеру, в Вене, где проживает 600 тыс. человек, установлено 2 тыс. подъемников.

Доступная среда - это такое окружающее пространство, в котором любой человек независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной городской инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту. При этом, помимо инвалидов (инвалиды в креслах-колясках, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению и инвалиды с нарушениями слуха), есть и другая категория населения, также нуждающаяся в «безбарьерной» среде. Это лица с ограниченными возможностями, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении и ориентировании в пространстве (лица пожилого возраста, беременные женщины, лица с малолетними детьми и другие лица, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения вспомогательные средства и приспособления) . И если доля инвалидов в современном обществе составляет порядка 10 %, то совместно с остальными маломобильными гражданами этот показатель по разным статистическим данным составляет 25... 30 % (в зависимости от демографической структуры населения). Поэтому любые мероприятия по созданию общедоступного пространства жизненно необходимы для 10 % населения, для 30 % - полезны и для 100 % - удобны. Повсеместное создание непрерывной безбарьерной среды приводит к решению многих социальных задач большого города . На этом принципе должна строиться концепция формирования городского пространства. Разрабатываемые решения должны отвечать потребностям населения городов, будь то взрослый человек, ребенок, беременная женщина, велосипедист или колясочник .

Эффективная система реабилитации инвалидов основана на следующих принципах: интеграции в общество, консолидации усилий, комплексности и доступности, гуманности и нравственности, приоритета поддержки семьи, стимулирования собственной активности, постоянной трудовой занятости инвалидов, сочетания традиций и новаций. Создание среды, окружающей инвалида, с учетом этих принципов и использованием современных технологий позволит обеспечить качественно новый уровень реабилитации, добиться продуктивности и четкости функционирования системы социальной реабилитации .

Для решения задач реабилитации в Москве уже работают 19 реабилитационных центров и 69 отделений социальной реабилитации, использующие в своей деятель-

/ББИ 1997-0935. Vestnik Мвви. 2012. № 10

ности передовые методы, включающие своевременную профилактику, раннюю диагностику, квалифицированную медицинскую помощь и современные технические средства реабилитации. Предполагается, что в инклюзивной среде инвалиды более быстро включаются в социальную жизнь общества, проще налаживают коммуникации, способны к трудовой деятельности. Социальная адаптация инвалидов напрямую зависит от их возможности самостоятельно передвигаться, работать, удовлетворять жизненные потребности, получать образование и рабочие специальности, общаться и отдыхать. От наличия всех этих возможностей напрямую зависит качество процесса адаптации. Очень важным элементом в этом процессе является спорт, позволяющий инвалидам еще больше раскрыться и интегрироваться во внешнюю среду, добиваясь немыслимых успехов, завоевывая награды международного уровня. Также не стоит забывать и о трудовой деятельности, позволяющей не только профессионально развиваться, но и быть самостоятельным как в физическом, так и в материальном плане .

Для решения данной задачи необходима направленная реконструкция отдельных маршрутов и кварталов, обеспечивающая доступность МГН. Таким образом, создавая по специально разработанному проекту «центры доступности», объединяющие в себе оздоровительную, образовательную, спортивную, культурно-массовую, социальную, научно-техническую и производственную функции, можно достичь существенных результатов уже в обозримом будущем.

Примером таких повседневных маршрутов передвижения МГН может стать путь незрячего человека от места проживания до места работы, учебы, лечения, реабилитации и обратно. Инвалид по зрению является самым незащищенным из всех групп инвалидов. Важнейшую роль в его ориентации в городской среде играет слух, благодаря слуху сохраняется возможность дистанционного восприятия окружающего мира. Однако в условиях большого города эта возможность существенно ограничивается за счет увеличения шумового фона . Поэтому создание центров для реабилитации, коммуникации, обучения и работы людей с ограничениями зрения является одним из приоритетных направлений в этой области. Подобные общественно-реабилитационные центры необходимо создавать на маршрутах уже освоенных инвалидами этой группы, таких как путь, проделываемый МГН от центра лечения до диагностики или реабилитации.

Основой для подобных центров должно послужить реабилитационное учреждение, в котором пациенты проходят курс восстановительного лечения. Этот функциональный блок можно считать ядром центра, вокруг которого строятся вся функциональная схема комплекса. Наиболее эффективным являются реабилитационные центры, работающие с несколькими медицинскими учреждениями. Это не только позволяет обеспечить их стабильную равномерную загрузку, но и существенно сократить финансовые затраты на персонал и оборудование. Как показала практика, в подобных центрах наименьшая загруженность приходится на диагностическое отделение, обладающее самым дорогостоящим оборудованием . Исходя из этого необходимо строить архитектурно-планировочное решение комплекса, выделяя центральный диагностическо-лабораторный блок, вокруг которого будут располагаться палатные корпуса реабилитационного центра, причем их количество должно обеспечивать полноту загрузки этого блока. Также в некоторых случаях целесообразно располагать в связке с диагностикой и блок поликлиники общего или специализированного назначения. В зависимости от территориального расположения структура общественно-реабилитационного центра дополняется отделениями дневного стационара или корпусами санаторно-пансионатного типа.

Являясь структурообразующим блоком, реабилитационный центр формирует вокруг себя группу вспомогательных блоков, таких как торговый, гостиничный,

жилой, производственный, общественно-рекреационный, спортивный, офисный или научно-исследовательский. Такое объединение способствует повышению рентабельности центра за счет привлечения каждым из блоков дополнительных потребителей. Но помимо экономической выгоды существует, пожалуй, самый важный аспект - создание единой комфортной среды, удовлетворяющей практически все бытовые потребности людей с ограниченными возможностями. Создание таких комфортных зон должно существенно повысить уровень жизни инвалидов и послужить их полной социализации и адаптации к современной жизни. При такой компоновке центр предоставляет возможность МГН отказаться от ежедневного перемещения по городу, пока не в полной мере соответствующему их возможностям, в тоже время ни сколько не ограничивая их мобильность.

Создавая подобные «центры равных возможностей», связанные между собой адаптированными маршрутами общественного транспорта, можно достичь создания современной, продуманной, отлаженной, доступной среды в условиях всего города, что в свою очередь положительно скажется на социальной адаптации МГН.

Библиографический список

1. Материалы сборника «Российский статистический ежегодник» Федеральной Службы Государственной Статистики за 2011 год. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/ Main.htm. Дата обращения: 16.04.12.

2. Материалы с сайта Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru. Дата обращения: 6.06.12.

3. Семенова С.А., Шрейбер А.А. Комплексная оценка городской среды с учетом потребностей маломобильных групп населения и инвалидов // Архитектура и градостроительство.

2011. № 5 (37). С. 73-78.

4. Коробейникова А.А., Теслер К.И. Принципы создания общедоступной среды в больших городах на примере г. Москвы // Сб. докладов внутривузовской конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов 2011/2012. С. 71-74.

5. Gerhard Loeschcke, Lothar Marx, Daniela Pourat. Barrierefreies Bauen. Band 1/ ©2011 BeuthVerlagGmbH Berlin-Wien -Zurich. 296 p.

6. КичероваМ.Н. Социальная реабилитация инвалидов в Западносибирском регионе основные подходы, пути развития: дисс. ... канд. соц. наук. Тюмень, 2009. 199 с.

7. Степанов В.К. Специализированные учебно-лечебные центры. М. : Стройиздат, 1987. 200 с.

8. PhilippMeuser, Christoph Schirmer. New Hospital Buildings in Germany Volume 1: General Hospitals and Health Centres / © 2006 by DOM publishers. 304 p.

Поступила в редакцию в июле 2012 г.

Об авторе: Теслер Кирилл Игоревич - кандидат архитектуры, старший преподаватель кафедры проектирования зданий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, tesler.k@ mail.ru.

Для цитирования: Теслер К.И. Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями посредством создания общественно-реабилитационных центров // Вестник МГСУ

2012. № 10. С. 51-55.

SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES THROUGH ESTABLISHMENT OF PUBLIC REHABILITATION CENTRES

Despite the ever improving living conditions and the quality of medical care, the percentage of disabled people in the society is now as high as it was in the past. Social adaptation and accessibility of the urban environment for people with disabilities remains the most important problem of contemporary architecture.

/SSW 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 10

The solution is to establish public rehabilitation centres that perform recreational, educational, sports, cultural, social, technological and production functions. This solution is most needed for blind and visually impaired people, because they experience particular problems in travelling in the urban environment. Establishment of the barrier-free environment can solve the problem of socialization of disabled people, because it contemplates all functional processes that they need. Integration of various functional units within public rehabilitation centres helps improve the living conditions of disabled people, and at the same time it contributes to the profitability of these centres as a whole and provides the necessary impetus boosting the development of techniques and technologies required for low mobility groups of people.

Key words: public rehabilitation centres, friendly urban environment, social adaptation, people with disabilities.

1. Materials of the "2011 Statistical Yearbook of Russia" composed by the Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm. Date of access: 16.04.12.

2. Materials of the website of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation. Available at: http://www.minzdravsoc.ru. Date of access: 6.06.12.

3. Semenova S.A., Shreyber A.A. Kompleksnaya otsenka gorodskoy sredy s uchetom potrebnostey malomobil"nykh grupp naseleniya i invalidov . Arkhitektura i gradostroitel"stvo . 2011, no. 5(37), pp. 73-78.

4. Korobeynikova A.A., Tesler K.I. Printsipy sozdaniya obshchedostupnoy sredy v bol"shikh gorodakh na primere g. Moskvy . Collected reports of the university conference covering the research projects implemented by students in 2011/2012, pp. 71-74.

5. Gerhard Loeschcke, Lothar Marx, Daniela Pourat. Barrier-free Construction. 2011, BeuthVerlagGmbH Berlin-Wien -Zurich, vol. 1, 296 p.

6. Kicherova M.N. Sotsial"naya reabilitatsiya invalidov v Zapadnosibirskom regione: osnovnye podkhody, puti razvitiya . Tyumen, 2009, 199 p.

7. Stepanov V.K. Spetsializirovannye uchebno-lechebnye tsentry . Moscow, Stroyizdat Publ., 1987, 200 p.

8. Philipp Meuser, Christoph Schirmer. New Hospital Buildings in Germany. Vol. 1. General Hospitals and Health Centres. DOM Publ., 2006, 304 p.

Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected].

For citation: Tesler K.I. Sotsial"naya adaptatsiya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami posredstvom sozdaniya obshchestvenno-reabilitatsionnykh tsentrov . Vestnik MGSU . 2012, no. 10, pp. 51-55.

Профессионально-трудовое воспитание как основа социальной адаптации детей с ОВЗ.

Социальная адаптация личности – это процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно функционировать в обществе. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации и адаптации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие обучающимся положительного отношения к труду.

Под социально-трудовой адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья мы понимаем возможное восстановление их психологической активности в процессе коррекционно-развивающего обучения, воспитания, приспособление их к полезно-трудовой деятельности, расширение социального опыта. Для нас социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает систему мероприятий, направленных на включение детей с проблемами в развитии в социально-полезную трудовую деятельность. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребёнка – с другой стороны.

Профессиональная социализация направлена на взаимосвязь процесса профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях с системами среднего и начального профессионального образования, формирование механизмов социального партнёрства.

Профессионально-трудовое обучение должно быть социально значимо, то есть:

Должно практически готовить обучающихся к включению в производительный труд общества;

Должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков обучающихся;

Трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребёнка.

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. И с этим выбором, подростки сталкиваются уже в школе. Наиболее сложная проблема подростков – проектирование вариантов послешкольного образовательно-профессионального маршрута.

Обучение в коррекционной школе должно быть первым, а послешкольное – вторым этапом трудовой подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. На первом этапе работы с ними, продумывая на каждом этапе элементы ее организации и содержание обучения, необходимо заложить у воспитанников основу профессиональных возможностей, что и должно в дальнейшем определить направление их трудового пути.

Наши воспитанники нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа многих педагогов нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду.

Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.

К 8-9 классу большинство подростков начинают переходить в так называемый юношеский возраст. Это выражается в смене ведущей деятельности – теперь для юношей и девушек актуальным становится учебно-профессиональная деятельность и интимно-личностное общение. Основной страх этого возраста стать не тем, кем надо. Следовательно, их больше всего интересуют вопросы, связанные с самым ближайшим будущим: куда поступать после школы, как строить свои отношения с противоположным полом, как вести себя во взрослом мире? Между тем, переход в новую жизнь подразумевает изменение отношений со своей семьей, вынужденный отказ от детской позиции, что часто приводит к нежеланию делать профессиональный выбор, становиться взрослее.

В настоящее время ощущается несоответствие между уровнем обученности значительной части выпускников коррекционных школ и растущими требованиями к подготовленности рабочих. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения 8 вида. Наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду учащихся с нарушениями интеллекта. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. В результате учащиеся с нарушениями интеллекта не только плохо овладевают материалом, но и зачастую по окончании обучения оказываются неконкурентноспособными.

Оптимальной для развития этой категории учащихся является та среда, в которой они могут приобрести положительный опыт в различных видах деятельности и межличностного общения. В процессе обучения профориентационной работе они достигают уровня развития достаточного, чтобы приспособиться к общественно-полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь.

Основные формы работы по социальной адаптации обучающихся школы-интерната: организации праздников труда; участие в «днях открытых дверей»; беседы о труде взрослых, просмотры роликов о производстве значительно расширяют представления обучающихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.

Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.

Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.

Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.

Неделя труда и профориентации, которая проходит ежегодно в нашей школе, значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: выпуск стенгазет; школьные олимпиады, викторины; праздники труда; тематические классные часы; выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа «Умелые руки», в кружках.

Кружки также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.

Методы социально - ориентационной работы в процессе обучения достаточно многообразны и должны быть направлены на развитие мышления, умения осуществлять анализ профессиональной деятельности и технологических процессов, наблюдательности, пространственного воображения, умения осуществлять перенос знаний из одной области в другую.

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.

Инструктаж - применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.

Профориентационная беседа - наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.

Для обогащения социального опыта обучающихся эти формы и методы создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас обучающихся. Определенное количество понятий и слов удаётся закрепить уже в ходе мероприятий, а в последующем вывести на уровень активного использования. Педагог помогает ребёнку поверить в свои силы, добиться успеха в учёбе, полюбить труд. Значительное внимание в работе по социализации обучающихся уделяется воспитанию положительных качеств личности таких как: деловитость, которая формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учётом их возможностей; бережное отношение к имуществу – при поддержании в порядке школьных помещений, участии в ремонте. В такой деятельности дети общаясь со взрослыми и сверстниками, накапливают определённый запас знаний, перенимают отношения взрослых.

Таким образом, используя всё многообразие форм и методов работы по социальной адаптации в профессионально-трудовом обучении, можно более успешно решать задачи: подготовки обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом их индивидуальных особенностей; к участию обучающихся в производительном труде общества; коррекции психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья; воспитания положительных качеств личности у детей, их культуры; физического и нравственного развития.

Литература.

1. Пашков А.Г., Гонеев А.Д. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2001. – 234с.

2. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.

3. Селевко Г., Селевко А. Социально-педагогические модели и комплексы // Социальная педагогика, 2003 - №3 – с.5-13.

    Ж. «Воспитание школьника» №4, 2005

    Ж. «Воспитание школьника» №9, 2006

    Ж. «Воспитание школьника» №2, 2008

Лиц с ОВЗ

Социально-трудовая адаптация – процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в обществе и трудовом коллективе нормами, правилами, традициями.

Конечный этап социально-трудовой адаптации - интеграция личности в определенной социальной группе (личность удовлетворена социальной средой, образом деятельности и общения и, в свою очередь, социальная общность воспринимает и принимает данную личность).

Элементы целостной системы, направленной на решение проблемы адаптации лиц с ОВЗ:

Учет всех факторов аномального развития (биологических, социальных, психологических) с целью их ослабления, нейтрализации или устранения

Создание условий для полной реализации своих возможностей каждой личностью, имеющей дефект развития, в интересах самой личности и общества

Наличие действенных общественно-государственных структур, оказывающих умственно отсталым лицам педагогическую, социальную, юридическую, профессионально-трудовую и другие формы помощи, которые в совокупности обеспечивают им фактическое равенство и возможность активного участия в общественно полезной и производительной деятельности и дос­тойную жизнь в обществе

Адаптация особая форма отражения системами внешней и внутренней среды, заключающейся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия (философский словарь, 1999г.)

Физиологическая адаптация (Большая Советская энциклопедия) – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направления к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Адаптация – одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гентальтксикологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактует, что адаптация – это взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.

Значение адаптации

· оздоровительное;

· социально-бытовое;

· поддержание гомеостаза;

· саморегуляция организма;

· повышение активности симпатической системы и увеличение концентрации кортикоидов;

· средство разрешения внутренних и внешних противоречий жизни.

Условия социально-трудовой адаптации выпускников СКОУ:

1. Социально-трудовая адаптация - личностный процесс, который необходимо рассматривать в связи с формирующейся и развивающейся личностью ребенка - ученика специальной школы, с его достоинствами, недостатками и особенностям

2. Воздействие на личностные изменения школьника (выпускника) с ОВЗ с целью совершенствования его адаптационных (интеграционных) свойств будет оказывать как имеющееся у него ограничение в здоровье, так и условия, в которых личность развивается, формируется и функционирует

3. Процесс социально-трудовой адаптации должен опираться на систему социальных гарантий, обеспеченных законами государства и подкрепляемых морально-нравственными принципами общества

4. Управление процессом социально-трудовой адаптации должно осуществляться через систему параллельных и преемственных связей между различными ведомствами под контролем доверенных общественных структур на местах

Задачи адаптации:

· Обеспечить каждому ребенку с ОВЗ такой уровень образования и общего развития, который бы оказался достаточным для освоения простейших специальностей, стал основой для самостоятельного познания каждым выпускников специальной школы процессов, происходящих в обществе, природе, конкретном коллективе или социальной группе через скорригированные, сохранные и развитые стороны деятельности, коммуникации и общения.

· Осуществить целесообразное пpoфеccиoнaльнoe ориентирование и профессиональную подготовку по избранной специальности.

· Освоение реальной действительности во всем ее разнообразии (многообразия человеческих отношений, включение в систему этих отношений).

· Обеспечение каждому ребенку условий для реализации своих возможностей в деятельности.

Адаптационный механизм. Человеческий организм является саморегулирующейся системой, зависящей от окружающей среды, В связи с постоянно меняющимися условиями среды в результате продолжительной эволюции у человека выработались механизмы, позволяющие приспособится к данным изменениям. Эти механизмы называют адаптационными. Адаптация - это динамический процесс благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм - среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм - среда» возникают значимые изменения, которые обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, что позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.

У человека решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум - среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Ф.Б. Березин сформулировал следующее определение психической адаптации: «Психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребностии реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды».

Психическая адаптация является сплошным процессом , который включает в себя следующие аспекты:
- оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
- установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе - профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

Психофизиологическая адаптация - это совокупность различных физиологических (связанных с приспособлением) реакций организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.

Все уровни адаптации одновременно в различной степени участвуют в процессе регулирования, которое определяется двояко (по Г. Айзенку):
- как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой;
- как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.

В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда , в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.
- Аллопластическая адаптация - осуществляется изменениями внешнего мира под существующиепотребности личности.
- Аутопластическая адаптация - осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию , общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда
ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать как отсутствие поддерживания конфликта со средой.Социально-психологическая адаптация процесс преодоления проблемных ситуаций личностью , в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои
основные потребности.

С активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояниеличности. По завершении адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но существуют потребности, адаптивные в данной социальной среде, и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависят от личностных ценностей и объекта-цели, куда они направлены.

Дезадаптивность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для адаптивного процесса - не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Дня понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Адаптивнаяактивностьосуществляется двумя видами :

Адаптацией путем преобразования и устранения проблемной ситуации;

Адаптацией с сохранением ситуации - приспособлением.

Адаптивное поведение характеризуется :

Успешным принятием решений,

Проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.

Основными признаками эффективной адаптации являются :

В сфере социальной активности - приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;

В сфере личностных отношений - установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.

Адаптационный потенциал личности - это копинг поведения, совокупность копинг-ресурсов испособность вырабатывать копинг-стратегии.

Е.К. Завьялова, обобщив основные положения по проблеме адаптации, высказанные в трудах B.C. Аршавского и В.В. Ротенберга, В.И. Медведева и Г.М. Зараковского, Л.А. Китаева-Смык, Ф.Б. Березина, В.Н. Крутько, Е.Ю. Коржовой пришла к заключению, что:

Адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой;

Механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности;

Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью;

Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения;

Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте понятие «социально-трудовая адаптация»

2. Какие, с Вашей точки зрения, условия необходимо создать в образовательном учреждении и за его пределами, чтобы социально-трудовая адаптация человека с ОВЗ была успешной?

3. Расскажите о правах лиц с ОВЗ на социально-трудовую адаптацию в Российской Федерации

4. Каковы, с Вашей точки зрения, основные проблемы в получении профессионального образования лицами с ОВЗ в настоящее время. Какими путями их необходимо решать?

5. Что такое индивидуальная программа реабилитации? Каковы условия и возможности ее осуществления?